Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изменения масштабов производства.




    Мы уже знаем о существовании краткосрочного и долгосрочного периодов производства. Причём, поведение фирмы в обоих этих периодах различно. В самом общем виде поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах может охарактеризовать график на рис. 8.

Как видно на графике, из двух ресурсов, потребляемых в производстве, первый может изменяться в краткосрочном периоде, а второй – только в долгосрочном. В краткосрочном он принимает фиксированное значение Y = В. Итак, в долгосрочном периоде фирма может выбирать любую комбинацию ресурсов в пределах квадранта ОХY, а в краткосрочном – лишь на луче ВС.                                      

Таким образом, все ресурсы можно разделить на изменяющиеся в краткосрочном периоде (труд, сырьё, материалы) и изменяющиеся в долгосрочном периоде (практически все ресурсы). В краткосрочном периоде фирма может варьировать и рационально выбирать лишь объёмы подвижных ресурсов, в долгосрочном – все ресурсы. Причём, варианты выбора, эффективные в краткосрочном периоде, могут быть неэффективными в долгосрочном.

 

                            Y

 

 

 


                          В                                                                    С

 

                              

 

 


                           0                                     Х1     Х2       Х

                                                                      

Рис. 8. Изменение масштаба производства

в краткосрочном и долгосрочном периодах

 

    Эффект от масштабов производства лучше всего наблюдается в долгосрочном периоде, когда могут изменяться все факторы производства. Допустим, что фирма в долгосрочном периоде решила увеличить выпуск продукции вдвое. Достигнет ли она этой цели, удвоив затраты труда, парк оборудования, производственные площади, т.е. все используемые факторы производства? Или этой цели можно добиться меньшим, чем вдвое, увеличением факторов производства? Или, наоборот, потребуется увеличить число факторов производства более чем вдвое? Ответ на эти вопросы даёт характеристика производства, получившая название отдачи от масштабов производства.

Предположим, что используются только два фактора производства и их соотношение постоянно по мере роста производства в долгосрочном периоде. Это значит, что производство увеличивается, когда использование его факторов растёт по лучу, направленному от начала координат на графике.

Существуют три варианта отдачи от масштаба: 1) увеличивающийся эффект; 2) постоянный эффект; 3) уменьшающийся эффект. Представим их, используя графики.

    Рассмотрим увеличивающийся эффект от масштаба (рис. 9).

   Маш.-ч.

                                                                                        P

                     200                                                      Q = 85

 

                     

                     100                                Q = 20

 

 

                      

                            

                         0                        100             200 L, ч.

Рис. 9. Увеличение производства с ростом его масштаба

 

При 100 ч работы машин и 100 ч труда выпуск продукции составил 20      

единиц. Если удвоить количество часов труда и машино-часов, выпуск составит уже 85 единиц. Иначе говоря, удвоение используемых ресурсов увеличивает выпуск продукции более чем вдвое (в нашем примере более чем вчетверо).

Благодаря чему реально может быть достигнут этот эффект? Он может

быть результатом роста производительности факторов производства вследствие специализации и разделения труда. Это вполне естественно, особенно когда фирма первоначально расширяет производство. Так, при наличии 1 работника и 1 станка возможность разделения труда отсутствует. При наличии 2 работников и 2 станков возможность разделения труда появляется: один рабочий может обрабатывать детали, а другой их собирать. При наличии 3 работников и 3 станков разделение труда ещё более расширяется, что ведёт к росту производительности труда. Это первая причина повышения эффекта от масштаба производства.

Вторая причина заключается в том, что чаще всего увеличение масштаба производства не требует пропорционального роста ресурсов. К примеру, при удвоении посевной площади нет необходимости увеличивать длину ограды участка земли вдвое. При удвоении площади прямоугольника его периметр увеличивается менее чем вдвое. Точно так же, если увеличивать производство труб большего диаметра или сферического оборудования (шаровые контейнеры), то потребление металла увеличивается менее чем вдвое.

Постоянный эффект отдачи от масштаба производства существует тогда, когда объём выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов (рис. 10).

      К маш.-ч.                                                          

                                                                            P    

                        1000                                                   Q = 680

 

               500                                Q = 340

 

              

                    0                           500   1000     L, ч.

Рис. 10. Постоянный эффект от увеличения производства

 

Например, вдвое большее потребление труда и капитала (с 500 ч до 1000) обеспечивает увеличение выпуска продукции тоже ровно вдвое – с 340 до 680 единиц продукции в месяц. Экономия, которую фирма получила вследствие специализации и разделения труда, спустя определённое время будет исчерпана. Новые условия производства становятся нормой. Поэтому увеличивающийся эффект с ростом размеров производства постепенно уступает место постоянному эффекту. Уменьшающийся эффект роста масштабов производства появляется тогда, когда объём производимой продукции увеличивается в меньшей степени, нежели затраты ресурсов (см. рис. 11).

Маш.-ч.

                                                                                                        Р

                       2000                                                                Q = 1200

 

                        

                  

                       1000                                    Q = 680

                                                                           

 

 

                                  

                     0                                                                        L, ч.

                               500              1000                                   

Рис. 36. Уменьшающийся эффект от роста производства

Так, если на графике затраты труда и капитала удвоились с 1000 до 2000 ч в месяц, а выход продукции увеличился с 680 до 1200 единиц продукции в месяц, то преобладает уменьшающийся эффект роста масштабов производства.   

Причинами уменьшающегося эффекта роста масштабов производ-   ства являются возникновение дополнительных затрат на управление ги- гантским производством, большая сложность управленческого труда. Появляются сложности в координации основного производства и филиалов фирмы, обмене информацией и т.д.

Границы, в пределах которых будут проявляться указанные эффекты, различны для разных предприятий. Определение их требует эмпирического изучения производства в различных отраслях экономики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...