Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вестминстерская и консенсусная модели демократий (Лейпхарт)




Развитие СП. Актуальность СП исследований в современном мире.

Становл-е СПкак самост.обл.знания:(2пол19)с преем-сти трад-й Евр,вСША.Эдв.Фримен»СП»1873-сравн.изуч-е пол.инст-тов и ф.правл-я.(3типа сходств: объясн-ся прям.заимств-ми,подобием усл.среды,генетич.общ-тью).Ковалевск»Историко-сравн.метод в юриспр,и приемы изуч.истор.права»./Знач.сравн.метода не в откр.фактов,а научн.объясн.найденных.В.Вильсон»Г-во.Эл-ты истор.и практиче.пол-ки»./Институц.дизайн и полит.порядок. Объекты исс-я: през/парл.режимы,партии,прав./законод.инстр-ты.Историко-опис.сравн.метод. Ед-ца ан-за: конкр.страны.Под конец сase-study(позитивист.опис-е/подвер-ка фактов под общ.схему).Традиц.СП:(1пол.20)Этап накопл.потенц-ла.Самост.ветвь исс-я к1914.Нач-ся форм-е новой метод-гии пол.сравн-я,но госп-ет Традиц.подход.Набл-е,обощ-е./Норматив-ть опис-й,подчерк.«образцов-ти»к-л страны. Объ-ты иссл: федер/унитар.с-мы, демокр,фаш.и социал.режимы.Историко-опис.сравн.метод./Дюркгейм(соц.вид как иссл.инст-нт),Вебер(идеал.тип)./Но 30-е Тойнби»Постиж-е истории»-эл-ты сопоставимы с др.из этого класса./Чикаг.уни/Приток интелл.вСША.Новая СП:(сер.20-сер.1970)этап обновл.и экспансии. Кризис традиц.СПмежду войнами.Эвастон.сем-р(Макридис):8методол.тезисов:1)при сравн-и искаж.уникальн.(абстракц),2)уст.категории перед сравн-ем,3)сформ.гипотезы перед,4)док-во только при фальсиф-и,5)серия гипотез,6)необх-ть упр-мого сбора данных./Рост инт-са вСША./Традиц-сты противОбновл-цев./2новых подхода:системн.(орг-ция)/бихевиорал.(повед)/Особ.внимание проблемам полит.разв-я./Хантинг,Лейпх,Алмонд.Плюралист.СП(с сер.1970х)эт.кризиса,отпочков-я субдисц-н.Критика макроуровня,рац-зма(феминист-е),бихевиор-ма.Темы:регион.интегр-я,демократиз-я,транзиты,коррупц,конф-ты./Субдисц:транзитология,публичн.СП.

Основные типы и методы политического анализа. Количественные и качественные методы. Примеры сравнительных исследований в политической науке.

Метод сравн.ан-за-1из методов полит.ан-за.Знач-еСМ:познават, теорет-методолог(создавать понятия путем выявл-я сх-ств и разл-й полит.явл-й), созд-е и исправл-е научн.классиф-й, вериф-ть гипотезы, перодол-е этноцентризма, аксиологич-е(по идеал.модели,если отклон-е-дальнейш.иссл-е),прикладное(принять эффект.реш), прогностич.Методы:качеств(сравн-е категор.перем-х)-углубл, количеств(изуч-е дисперсий призн-в явл-й)-поверхностн.

Типы и методы сравнений. Примеры сравнительных иссл-й и их практическое значение.

Типы: по пар-ру охвата(универс. vs.казусно-ориентиров-е), по времен.пар-ру(кростемпоральн. vs.синхр-е), по иссл.замыслу(ср-е похожих стран vs.контрастных стран),регион-е vs. глоб-е,бинарные,кластерные.Типология Сморгунова:1)Иссл.единич.случая (case-study). Одна страна на фоне др-х.Лейпхарт: либо исп-е существ-й теории д\опис-я случая, либо проверка общей теории,гипотезы, либо созд-е новых концептов для исп.и проверки. 2)Бинарное сравнение иссл.2стран,выяв.общ. и особ-е в их полит.разв-и.2 типа: косвенное(любой др.объект ср-я рассм-ся в завис-ти от видения исс-ля) и прямое. Часто исп.в иссл.форм правл-я (2бинарн.класс-ции гос-в: мон-хии и респ-ки; презид.и парл.).3) Региональное сравнение (area study) группы стран региона.Решает проблемы сравн-ти и эквив-ти, т.к.схожесть экон,культ,полит.хар-к.(Р. Илджи “Полупрезиденциализм в Европе”).4)Глобальное сравнение (с 1960-х, колич.подх-ды,банки данных по соц.-экон. и полит.инфо).Сейчас инт-с упал. (Сайрофф – иссл.электор.дем-тий мира, где през-нт).Ед-ца ан-за-вся полит.с-ма.5) Кросс-темпоральные(т.е.в разное время)2вида:синхронич-е(1страна в раз.время) и асинхрон-е(разн.стран в разн.вр.). (Панов:ан-з институц.трансф-й в России; Скеч “Конституц.право в Веймарск.Герм.и франц.5респ.”. 6)Кластерное – предметное(пример: приход к демократии в России и США)\Выбор зависит от реш-я дилеммы между ур.абстр-я и диапазоном стран. Методы:дизайн наиб.сходств/наим.сходств(только д/регион.и кластерн.сравн-й)

Осн. методолог. проблемы СП. Концептные натяжки в СП.

Проблемы:1)Сравн-сти(повыш.ур-нь сравн-ти:регионы,общая схема общ-ва д\прим-я кразл.истор.и культ.схемам).2)Эквивал-сти(особ.интерв.:нужна экв-сть концептов,линвист,выборки респондентов,обстановки).3)Универс-сти(можно распр.данные на все старны?-соблюд.меры абстраг-я,повторн.сравн.иссл).4)»Мало N,много перем-х»(1-ув.кол-во случаев,2-ум.к-во переем-х).5)»Пробл.Гэлтона»(как учесть внеш.возд-е на ед-цу анализа?-холистск.методол-я-ед-цы анализа=одно целое,значит между ними причин.отн-ния; Теория миров.сис-мы-мир.сист-й баланс,изм-е моб-сти одной ед-цы-изм-е моб-ти в др.; сравн.наиб.подобных(внутр.усл) или разл.сис-м(внеш.усл).6)Измерения(в колич.иссл:возм-ть исп.метрич.шкал; на выбор индик-ров вл-ют ценност.ориент-и иссл-ля; отс-вие экон.и соц-пол сравнимой статист.по странам для глоб.иссл).7)Интерпр-ции(много смыслов 1термина:изм-е отн-ния к истор.методу и истории; внедр-е новой методол.ориент-и - научного реализма в полит.иссл-я). КН:Много концептов. Сейчас“растяж-е”пол-ки:объек-но (мир политиз-ся) и субъект-но (внимание на периферию).Расшир-е спектра полит.сис-м (т.к.глобал. и кросс-регионал.сравн-я).КН – расплывчатая концептуал-я, расшир-е знач-я и сферы применим-ти к-л концепт-ций,след-вие сознат.попытки сделать концепт-цию более нейтр.в ценност.отн-нии . Рез-тат - приобретения с точки зрения охвата, но потери в содерж.точн-ти,размытые концепт-ции. (Универсалии должны подд-ся эмпирич.проверке.) Проблема: идея “вопросы кач-ва можно решить с пом.вопросов кол-ва”. Если концепты фиксируют различия сущностн.плана (анализ “или-или”) -не избежать затруднений, а различия в ст-ни (“больше или меньше”), то сложности можно снять с помощью измерения. Проблема в том, как измерять. Пока модели измерения не найдены. Таксономич-е разверт-ние –необх.усл-е сравн. и его предпосылка, кот.стан-ся тем важнее, чем меньше мы можем надеяться на реальное познание того, что сравниваем.

Основные типологии режимов в политической науке.

Даль: 2 критерия-конкур-ть в борьбе за вл-ть, ст-нь вовлеч-ти граждан в упр-е.4идеал.типаПР: закрыт.гегемония(наиб.жесткие огранич-я,запрет опп-ции),откр.гегем-я,соревноват.олигархия(конк-ция в рамках элиты),полиархия(ближе к дем.идеалу)+смеш-ые. До3В. Хантингтон:однопарт-й,воен,личн.дикт-ры,расовая олиг-хия. Линц:демокр,авторит,тоталит,посттоталит,султанист(Заир при Мабуту).по 4хар-кам: ст-нь полит.мобил-ции граж-н(Т,ПТ,Д,А,С), ур-нь плюр-зма -монизм,ограни.плюр-зм,п-зм(Д,А,ПТ,Т,С),ст-нь идеолог-и(Т,ТП,Д,А,С), конст-сть вл-ти лидера/партии (Д,А,ПТ,С,Т).Автор-зм: воен-бюрокр,корпоративн(Франко,Исп),дототалит,постколониал,этнич.демокр-я.

Вестминстерская и консенсусная модели демократий (Лейпхарт)

Вестмин.(мажорит.)модель. Великобр. 1) Концентр-я исп.вл-ти в однопартийн.и кабинетах абсол.бол-ва. 2)Доминир-е правит-ва. (хотя парлам.сис-ма правл-я).3)двухпарт.сис-ма. (консерв – правоцентр., лейбористы – левоцентр., либералы и либ-демократы - центр). 4)Мажоритарн.(диспропорц.)сис-ма выборов. 5)Плюрализм групп инт-сов (конфронт-я: прав-во против профсоюзов). 6)Унитарн.и централиз.гос-во. (но!-с 1997 в Шотланд.и Уельсе свои ассамблеи). 7)Концентр-я законод.ветви в однокамерном законод.органе (Палата лордов без силы). 8)Гибкость конст-ции. 9)Отс-вие судебн.контроля над гос-вом(верховн.власть парл-нта, но!-Европ.суд и Европ.суд по правам чел-ка). 10)Контроль исп.вл-сти над центр.банком.(1997 – ослаб). Новая Зеландия. То же самое, но: 1)Лейбористы(левоцентр.) и Национ.партия(правоцентр.). 2)- 3)третьи партии почти не были у власти. 4) Есть 4 округа для Маори. 5)Плюр-зм еще выше! 6)но нас-е – 4млн, а в GB – 60млн. 7)в 1950 верхняя палата упраздн. 8)- 9)нет контроля. 10)еще хуже чем в Англии;1989 – Центр.банку можно все, кроме чрезм.повыш-я ур-ня инфл-и. но: 1996 – первые пропорц.выборы по Герм.сис-ме, 6 партий получили места в Парл, партии маори представлены!(изм-ны 1-е 5 пунктов Вестм.модели). Барбадос.1)Лейбористы(правоцентр), Демократы(левоцентр).Не было коалиц.2)только 25 членов парл-та.3)почти без исключ.4)меньше диспропорц.при выборах.5)в посл.годы уменьш.6-10)Не читая мажорит.модель: писан.конст-я, у банка средн.ур.самот-ти. Консенсусн.модель. Швейц. и Бельг.1)Исп.власть у кабинета большой коалиции. (Ш. – Федер.Совет,7 членов,4 партии:Христ-Дем,Соц-Дем,Радик.дем,Народа -2:2:2:1+лингвист.группы 4:2:1. Б. – Совет мин-ров, франкоговор=голланд.). 2)Баланс исп.и закон.вл-тей.(Ш. – ассамбл-независ, Б – парлам). 3)Мультипарт-ть (Ш – 4+ост., Б – Христ-Дем, Соц, Либер.+ост.). 4)Пропорц.пред-во (нижн.палаты). 5)Корпоративизм групп инт-сов (либеральный: бизнес сильнее профсоюзов). 6)Федер.и деценрт.гос-во (Ш-20 кантонов, 6полукант. Б-Фландрия,Валлония,Брюссель+фламандцы, франц и герм). 7)Двухпалатн.сис-ма (Ш – Нац.Совет(нижн)граждане,Совет Земель(верх)кантоны. Б – Палата Предст, Сенат). 8)Жесткость конст-и. 9)Суд.контроль (Ш-нет! Б – Арбитр.суд). 10)Незав.центр.банка. ЕСнет раздел.на зак, исп.и суд.органы. Зак:Совет ЕС, Евр.комиссии и Европарл-нт, исп:Комис. и Совет.1)Европ.комисс-27чл,каждые 5л.от стран.2)Парл.может расп.Комиссию2\3бол-ва,сост.бюджет,но Комис.(высш.исп.орган)зак.инициат.и автон.права в разл.обл-тях. Совет(27мин-ров) самый сильный.3)Парл(736чл)ок.8 партий.4)Парл.избир.на 5 лет прямым пропорц.сп.5)в процессе.6)по сравн.с др.межд.орг-ями.7)зак:Совет(27 чл.)+Парл(прям.выборы, предст.по нас-ю).8)Римский дог.+др.9)Европ.Суд.10)Европ.центр.банк.

1)концентрация исполнительной власти (кабинет министров формируется одной партией, имеющей даже незначительное большинство в парламенте); 2)слияние властных полномочий (исполнительных и законодательных) и доминирование кабинета министров (относительно законодательного органа); 3)асимметричная двухпалатная система, приближающаяся к однопалатности; 4)двухпартийная система; 5) разделение в рамках партийной системы происходит по проблемам, относящимся к одной области (социально-экономической), и не принимает радикальной формы; 6)на выборах (в одномандатных округах) побеждает тот, кто получил большинство (часто относительное) голосов избирателей (позже Лейпхарт дал иную формулировку – мажоритарная и диспропорциональная электоральная система); 7)унитарное и централизованное правление; 8)неписаная конституция и верховенство парламента (даже в конституционных вопросах), что обеспечивает гибкость конституции; 9)исключительно представительный характер демократии (особый элемент).+Лейпхарт: 10)плю-зм гр.инт-сов, 11)отс-вие суд.контр.как рез-т неписан.конст-ции, 12)концентр.вл-ти в парл.

Шугарт-Кэри


Классиф-ция режимов по ст-ни раздел.властей (раздельное выживание ассамблеи и кабинета) и типу правительств.кабинета (власть през-нта над каб-том). Различн.ист-ки формир-я и поддерж-я ветвей власти, но взаимод-е между ними. Каждая ветвь контролир.другую, не подвергая опасн-ти собств.независ-ть.Президентск.система: макс. ст-нь раздельности ист-ков форм-ния и обесп-е взаимн. контроля. 1) Всенародн.избрание през-та.2) Сроки и полном-я през-нта и законод.органа фикс. и не зависят друг от друга.3) През-нт формирует прав-во.4) През-нт - значит. полномочия в законод. сфере./ Предоставление през-нту законод.полномочий – гарантия исполн-я объявленной перед избирателями программы./ Исполн. власть – область исключит.полномочий през-нта. Макс.раздел-сть ист-ков форм-ния и поддерж-я властей.Премьер-президентск.: 1) През-нт избир-ся всенародно. 2) През-нт наделен существ.полномочиями.3) Одноврем. с през-нтом ф-ции исп.власти у премьер-министра, назначает кабинет, отв-ный перед законод. собранием. /През-ты могут распускать парл-нт, но не контрол-ть прав-во или ассамблею законод. ср-вами. Перестает быть премьер-президентск., если през-нт получает право единолично решать вопрос о смещении министров.Президентско-парламентск.(Россия): през-нт может назнач. и смещ. мин-ров, но министры зависят от доверия законод. собрания. 1)Наличием всенародно избранного президента.2)Президент назначает и смещает членов кабинета.3) Члены кабинета должны пользоваться доверием парламента.4)Президент имеет право распустить парламент (законодательную ветвь власти в целом). /У парламента и президента равные возм-сти по смещению членов кааб-та. Исполн. и законод.ветвь власти не имеют разл.источников поддерж-я. Парлам.: Германия.Ассамблейно-независимый:Швейц.1) исполн. власть назначается парл-том, но не может быть им смещена. 2) отсутствует необх-сть доверия законод.ассамблеи и исполн.власти. Недостатки президентской системы:Нет времен.гибкости , мажоритарн.тенденции (и отс-вие должного представления меньш-в), двойная демократич.легитимность.Плюсы:подотчетность, идентифицируемость, взаимные сдержки, арбитраж.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...