Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устойчиво-положительный тип




Воспитатели этого типа характеризуются ровным, душевным отношением к детям, заботой о них. Им присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен. Воспитатели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности.

Пассивно-положительный тип

Воспитателю свойственна нечетко выраженная эмоционально-положительная направленность в общении с детьми. Он нередко сух и официален с ними.

Неустойчиво-положительный тип

Характеризуется ситуативностью отношения при общей эмоционально-положительной направленности. Педагоги этого типа нередко попадают во власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации.

Открыто-отрицательный тип

 Воспитатель такого типа характеризуется негативным отношением к детям и к педагогической работе. Всем своим поведением как бы подчеркивает, насколько он выше всего этого. Часто создает атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах поведения.

Пассивно-отрицательный тип

Воспитателю свойственно открытое неприятие педагогической деятельности. Внешне он умеет создать признаки хорошей работы, на самом же деле и к работе, и к детям безразличен.


ПАМЯТКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

Демократический Авторитарный
1. Характерная тенденция налагать запрет выражается редко (преимущественно косвенным путем) 2. Вводимые правила стремится разъяснить, убеждает в необходимости и целесообразности их выполнения. 3. Проявляет тенденцию к личностно-ориентированному общению. Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность, потребности. 4. Часто вступает в сотрудничество с детьми как с полноценными партнерами 5. Стимулирует инициативу, самостоятельность, имеет собственное мнение. 6. Характерны личностно-ориенти-рованные указания и воздействия 7. Не избирателен в контактах, не субъективен. 8. Не имеет и не предъявляет негативных установок. 9. Проявляет сочувствие, внимание к ребенку (его заявлениям, жалобам), создает у ребенка ощущение, что его понимают. 10. Мягок в общении с детьми, использует ласковые обращения к ним 11. В общении с ребенком преобладает улыбка, мягкий тон, ласковые жесты. Характерно устойчивое проявление положительных чувств, сдерживание отрицательных реакций 12. Тяготеет к диадному общению, взаимодействию с небольшой группой детей. 13. Стремится не оставить без внимания каждый вопрос своих воспитанников, дать исчерпывающий ответ, создает возможность получить ответ на вопрос самостоятельно 1. Характерно большое число ограничений в отношении детей (преимущественно прямым путем: запрет, угроза и т.д.). 2. Требует безоговорочного выполнения вводимых правил без их разъяснения, не стремится убедить детей в целесообразности их выполнения. 3. Исходит из усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает индивидуальных особенностей. 4. Характерен диктат, командный тон, демонстрация собственного превосходства. 5. Подавляет самостоятельность, инициативу, не терпит возражений. 6. Характерен функционально-деловой, организационно-дисциплини-рующий подход. 7. Избирателен и субъективен в контактах. 8. Проявляет резко выраженные установки. 9. Не проявляет сочувствия к ребенку. Отрицательно реагирует на его жалобы и заявления. 10. Проявляет жестокость, холодность в обращении с детьми. 11. В общении неустойчив, не проявляет последовательности. Легко переходит от ровного к гневному тону, не сдерживает отрицательных эмоций. 12. Предпочитает фронтальное взаимодействие диадному и с небольшой группой детей. 13. Вопросы для детей нередко остаются без внимания педагога либо пресекаются; ответы сжаты, кратки, формальны, отбивают желание к дальнейшим вопросам.

 

III КУРС
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ГРУППАХ
РАННЕГО ВОЗРАСТА И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.

Задачи:

1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений: ползание, ходьба, лазанье и т.д.

2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии материального оснащения в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).

4. Рассмотреть важность и сложность адаптационного периода для ребенка раннего возраста.

5. Учить наблюдать за ребенком и анализировать его внешние проявления как результат его внутреннего состояния и развития, учить делать выводы об индивидуальных особенностях ребенка и на этой основе строить педагогическое общение с ними, воспитание и обучение.

6. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

7. Учить самостоятельно организовывать учебно-воспитательный процесс в группах раннего возраста.

8. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.

9. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.

ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА

 

Практика проводится в течение 5 недель в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей и методистов.

За время прохождения практики каждый практикант должен:

· выполнить задание кафедры психологии (составить психолого-педагогическую характеристику на ребенка раннего возраста);

· посетить и провести следующее количество занятий: пробных – 3, стажерских – 4: по развитию речи, сенсорному развитию, изобразительной деятельности, физическому развитию;

· провести зачетные занятия по двум методикам (по выбору студента);

· отработать на положительную оценку зачетную смену;

· выполнить 8 заданий кафедры дошкольной педагогики.

Первая неделя педпрактики - ознакомительная, в течение которой практиканты знакомятся с ДОУ, группой, детьми, персоналом детского сада, посещают занятия и составляют календарные планы на последующие недели работы в ДОУ.

По завершении педпрактики Вам необходимо представить следующую документацию:

1. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:

а) темы пробных занятий по разным методикам с указанием даты их проведения;

б) темы зачетных занятий по любым двум методикам (по выбору), с оценкой и датой проведения;

в) оценку за зачетную смену;

г) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г. Глазова.

2.  Конспекты двух занятий, заверенных воспитателем, педагогом ДОУ или групповым руководителем.

3. Дневник (анализ работы воспитателя, других практикантов, сбор фактов для составления психолого-педагогической характеристики на одного ребенка).

4. Психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка.

5. Календарный план учебно-воспитательной работы на две недели.

6. Краткий отчет о педпрактике.

Всю документацию необходимо сдать в течение недели после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.

 

В течение первой недели необходимо:

1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, группой детей.

2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.

3. Изучать индивидуальные особенности детей группы (особенности состояния здоровья, адаптации, физического и психического развития и начать ведение дневника наблюдения за ребенком).

4. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.

5. Изучать материально-техническую оснащенность и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.

6. К концу первой недели составить календарный план работы на следующую неделю.

 

ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

ЗАДАНИЕ 1
Анализ материально-технического обеспечения
в группах раннего возраста

 

1. Познакомиться с помещением каждой группы, расположением и назначением каждой группы.

2. Определить наличие, виды и назначение предметов мебели и оборудования, размещение в группе.

3. Проанализировать отбор пособий, игрушек и их расположение в группе.

4. Ознакомиться с групповой площадкой и ее оборудованием.

5. По перспективному плану выяснить предлагаемое пополнение пособий, игрушек, обновление оборудования групп.

 

Методика выполнения задания

При осмотре группового помещения студенты ведут запись по плану:

1. Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

2. Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

3. Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование.

4. Пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

5. Игрушки детей, их виды, количество и размещение.

6. Площадка и ее оборудование.

Задания выполняются под руководством заведующего или воспитателя-методиста. Студенты самостоятельно знакомятся с пособиями и игрушками. На основании полученных данных составляется описание материально-технического обеспечения группы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?

2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?

3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?

4. Какие даны рекомендации по улучшению материально-технического обеспечения при выполнении перспективного плана воспитательной работы в группе?

 

ЗАДАНИЕ 2
Особенности режима в группе. Особенности организации режимных
процессов и воспитательной работы в группе раннего возраста

1. Установить последовательность режимных моментов в распорядке дня группы.

2. Выделить приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.

3. Подробно ознакомиться с распределением обязанностей между воспитателем и няней в течение дня.

4. Ознакомиться с перспективным планом работы воспитателя.

Методика выполнения задания

Студенты наблюдают организацию ухода за детьми, воспитательные воздействия воспитателя и няни, поведение детей во время режимных процессов.

Студенты определяют:

1. Продолжительность режимных процессов.

2. Организацию распорядка дня с 8 часов до 12 часов.

3. Общее состояние и формы активности детей в течение режимного процесса и во время перехода от одного к другому.

4. Используемые приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов.

5. Учитываются ли правила проведения режимных процессов (полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей: сон, питание и т.д., тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели; привлечение детей к посильному труду, участию в проведении режимных процессов, расширение самостоятельности и активности детей по мере их развития; формирование у детей в ходе режимных процессов культурно-гигиенических навыков; организация эмоционального общения в ходе выполнения режимных процессов).

6. Какая работа планируется с родителями по соблюдению единства требований по проведению режима и формированию культурно-гигиенических навыков ребенка (по материалам ознакомления с перспективными планами работы).

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах раннего возраста?

2. Как распределены обязанности между воспитателем и няней? Как это способствует четкой организации распорядка дня?

3. Соответствует ли развитие посильной самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста возрастным показателям?

4. Какие рекомендации можно дать по улучшению проведения режимных процессов с детьми?


ЗАДАНИЕ 3
Анализ организации бодрствования
в группах детей раннего возраста

 

1. Подробно ознакомиться с перспективным планом-перечнем игр-занятий.

2. Определить педагогическую целесообразность условий и оборудования для организации бодрствования.

3. Определить своеобразие приемов организации бодрствования в группе раннего возраста.

4. Выделить содержание, средства и приемы, которые используются воспитателем.

5. Определить содержание работы и приемы, применяемые воспитателем или няней в общении с детьми.

 

Методика выполнения задания

 

Наблюдение за тремя детьми и за действиями воспитателя и няни в течение часа. Данные систематизируются и представляются в отчете по пунктам:

1. Условия и обстановка бодрствования.

2. Особенности проявления бодрствования.

3. Приемы, применяемые персоналом группы.

4. Средства и приемы, используемые для проведения и поддержания у детей положительного эмоционального состояния.

5. Средства и приемы, используемые для формирования речевого общения, движений, действий, формирования слухового и зрительного восприятия.

Отчет нужно проиллюстрировать записями речи воспитателя, речевых реакций детей, фотографиями и т.д.

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы виды активности детей, содержание и приемы воспитательного воздействия, их направленность при проведении бодрствования детей?

 

ЗАДАНИЕ 4
Общение, его роль в воспитательной работе

 

1. Выделить средства и форму организации общения.

2. Определить эмоциональные приемы и способы действия, составляющие содержание общения с детьми.

3. Установить непосредственный контакт с одним ребенком. В процессе общения с ним выявить, а затем зафиксировать:

 - формы обращения к ребенку;

 - его ответные действия;

 - реакции;

 - содержание общения;

 - длительность.

 Общаясь с ребенком, привлечь его внимание к себе, к своей речи улыбкой, ласковым словом, общением, пробудить радостное поведение, вызвать интерес ребенка к действию с игрушкой.

Вопросы для обсуждения

 

1. Какое содержание общения предпочитал ребенок?

2. Какой воспитательный характер следует придать общению с детьми?


ЗАДАНИЕ 5
 Организация действий с предметами и игрушками

 

1. Ознакомиться с перспективным планом воспитательной работы.

2. Ознакомиться с условиями, оборудованием, обстановкой для самостоятельной предметной и отобразительно-сюжетной игры детей.

3. Определить приемы воспитания при руководстве действиями с предметами и игровыми действиями.

 

Полученные данные обобщаются и излагаются в отчете:

1. Общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей.

2. Характеристика игровых уголков и игрушек, с которыми играли дети.

3. Виды и количество орудийных действий, выполняемых детьми, функциональных действий.

4. Темы и сюжеты отобразительных игр детей.

5. Игры рядом и характер отношений детей друг с другом.

6. Приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя и няни.

7. Установить соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей?

2. Какие приемы руководства деятельностью детей используются?

3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?


ЗАДАНИЕ 6
Обучение и развитие детей раннего возраста

 

1. Подробно ознакомиться с планом и конспектами занятий в группе детей раннего дошкольного возраста.

2. Провести наблюдение занятий.

 

Методика выполнения задания

 

Ознакомиться с конспектами занятий и понаблюдать ход этих занятий, сопоставить их структуру и содержание с уровнем развития детей. Установить:

1. Какова цель занятия?

2. Каков объем программного содержания?

3. Соблюдается ли соответствие наглядно-действенных и словесных компонентов на занятиях?

4. Изменяется ли характер активности детей на занятиях?

5. Какова степень игрового, эмоционального общения воспитателя с детьми на занятии?

 
















Вопросы для обсуждения

1. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?

2. Какие методы и приемы применял воспитатель?

3. Какие рекомендации можно предложить по улучшению обучения детей на занятиях?

 

ЗАДАНИЕ 7
Изучение документации в группе, планирование оздоровительно-воспитательной работы в группах детей раннего возраста

 

1. Ознакомиться с протоколом медико-педагогического совещания.

2. Изучить перспективный план оздоровительно-воспитательной работы.

3. Проанализировать план-перечень индивидуальных игр-занятий.

4. Проанализировать календарный план и сетку занятий на месяц.

 

Методика выполнения задания

 

При изучении протокола медико-педагогического совещания, перспективного плана, плана-перечня индивидуальных и групповых игр-занятий, календарного плана и сетки занятий сопоставить их содержание, структуру и установить:

1. Основные разделы перспективного и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы.

2. Содержание планов.

3. Степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы.

4. Планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования.

5. Степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?

2. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе?

ЗАДАНИЕ 8
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

 

1. Анализ работы воспитателей в дошкольном учреждении и семьи по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

2. Выяснение форм работы воспитателя с родителями в период адаптации ребенка.

3. Наблюдение за особенностями общения воспитателя, няни с ребенком в период адаптации.

4. Выяснение особенностей организации режима дня ребенка.

5. Выделение приемов, применяемых воспитателем в отношении адаптируемых детей.

6. Выяснение характера адаптации ребенка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...