Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ресурсный потенциал мирового хозяйства. Потребление и ограниченность ресурсов. Информационный потенциал мирового хозяйства. Его роль в будущем мировой экономики.




Природные ресурсы: минеральные (топливные и нетопливные), земельные, лесные, воздушные, ресурсы мир. океана.

Пр-во и потребление минеральных ресурсов явл-ся глобальным, через м/ународное разделение труда оно охватывает все страны. Мин. сырье – это исходный материал " произв. процесса. ХХ век – рост пр-ва и НТП Þ рост потребления сырья, но ресурсы ограничены Þ проблема рацион. использования. 

Размещение МР:

1)развитые страны: треть запасов нетопливных р-сов мира, 5% нефти, 80% пр-ва обрабатывающей пром-сти. Лидеры по запасам: Австралия, ЮАР, Канада, США.

2) развивающиеся: резкая дифференциация. Нефть: страны Перс. залива (2/3 мировых запасов). Нетопливные: Бразилия, Мексика, Чили.

3) Вост. Европа: крупнейшая база этого региона и всего мира – Россия (13% мировой нефти, 39% угля и газа, всего мин. ресурсов в 3 раза больше, чем в США).

Производство МР не совпадает с из размещением: развитые страны (30% нетопливного, но 40% нефти).

Потребление: развитые страны потребляют больше, чем производят. Япония полностью зависит от импорта нефти.

Человеческие р-сы: дотрудоспособное население (до16 лет), трудосп-ное и послетруд-ное (после 64 лет).

Проблема перенаселения (за последние 50 лет население мира удвоилось). Основные приросты населения обеспечиваются развивающимися странами.

Международная миграция

Научно-технические ресурсы:осн. фонды, технологии, лицензии, патенты, фундамент. исследования, разработки.

Информационные ресурсы:3 отрасли информ. сектора: пр-во средств обработки инф-ции, отрасли обработки инф-ции ( Интерн.), программные продукты.

В конце ХХ в. ИР стали не только предметом, но и средством труда. Развитие отрасли услуг.

Причины роста значимости: 1) ­ качества образования и квалификации раб. силы; 2) превращение мир. экономики в единое эк. пространство, которое требует своевременной подпитки информацией; 3) всемирная электрификация и электронизация экономики.

Лидеры в пр-ве и экспорте информационных и н-т ресурсов: США, Яп



Промышленно развитые страны в мировой экономике: современный этап и тенденции развития.

25 госуд-, 23% мирового населения, 70% мирового ВВП. Занимают господствующее положение в мир. хозяйстве. Значительная доля промышленности по сравнению с с/х, высокий уровень производительности труда и эффективности пр-ва, социальная ориентированность экономики. 3 группы:

1) 7 наиболее развитых (США, Яп, Фр, Герм, Великобр, Ит, Канада)

2) 14 небольших стран с выс. уровнем соц-эк. развития (Австрия, Швеция…)

3) страны переселенческого капитализма (Австралия, ЮАР, Израиль)

США

Ведущее положение в мировой экономике обеспечивается:

1)чрезвычайно высокой емкостью внутр. рынка: самый высокий объем ВВП (больше всех расходуют на тек. потребление и инвестиции), высокие доходы. Структура хозяйства: на первом месте пр-во услуг; ведущие позиции в мире в таких отраслях как автомобилестроение, авиакосм-ая, химическая, электронная промышленность; крупнейший производитель многих видов с/х продукции.

2)крупнейшим в мире н-тех. потенциалом: огромные ассигнования в НИОКР, высокий образовательный уровень. США – мировой лидер по пр-ву наукоемкой продукции и предоставлению информац. услуг.

3)мощной разветвленной системой мирохозяйственных связей с др. странами по линии торговли, инвестиций, банк. капитала.

Внешнеэк. политика: 1)стимулирование экспорта капитала, создание либеральной инвест. системы для своих компаний за рубежом – всесторонняя поддержка, вкл. многосторонние соглашения, программы эк. помощи др. странам, военное давление. 2) внешняя торговля: обеспечение свободы торговли в мире ( т.е. обеспечение американского лидерства) и защита своего рынка (выс. пошлины на одежду, обувь, антидемпинговые меры, запрет эк. связей с рядом стран – Ливия, Ирак, Куба). 3) приоритетные региональные рынки – страны Юж. Америки и Тихоок. региона. 4) интеграция: НАФТА, к 2005 г. планируется создание всеамериканского торгового рынка.

Япония

В рез-те быстрого эк. развития занимает одно из ведущих мест в МЭО. По размерам экспорта уступает только Герм. и США. Ряд отраслей почти полностью работают на экспорт (пр-во часов, магнитофонов, копиров. техники…). Основа успеха на мир. рынке: конкурентосп-сть продукции (высокое качество, передовые технологии, кадровая политика, авторитет фирмы, быстрая смена моделей, м/ународный обмен технологиями).

Структура импорта отражает процессы м/ународной специализации пром-сти и бедность минеральной отечественной базы (импорт ресурсов из Юго-Вост. Азии, стран Перс. Залива, Канады, Авсралии). Яв-ся осн-ым торг. партнером стран Юго-Вост. Азии. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, кроме стран Перс. Залива и Вост. Евр.

Орг. структура системы упр-ния м/ународной деят-стью отличается большим числом универсальных посреднических фирм (Мицубиси, Марубени…). Их функции: осущ-ние экс/имп операций, орг-ция валют.обмена, консультирование, инвестирование за рубежом, содействие н/тех. исследованиям. Такая структура выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на яп. рынок.

Размещение капитала: Сев. и Юж.Ам., ЕС, Азия – предприятия трудоемких отраслей, пр-во бытовой техники. Помощь азиатскому региону.

Проблемы: отставание в области социальной инфраструктуры, некот. зависимость от амер. технологий, высокая цена на землю, что тормозит процесс накопления в средних компаниях Þ их зависимость от внешних источников финансирования.

Германия

Эк-ка характ-ся высоким уровнем интернационализации пр-ва. Многие отрасли (автомобилестроение, оптика, пр-во ЭВМ, музык. инструментов, текстильная пром-сть) вывозят за границу половину выпускаемой продукции и одновременно яв-ся крупными импортерами. По объему экспорта – второе место в мире. Наиболее прочные позиции в экспорте традиц. товаров (качество). 4 место по экспорту с/х продукции после США, Фр, Нидерл.

Второе место в мире по импорту. Импорт высоких технологий.

Ведущие торг. партнеры: Фр, Ит, Анг, США. Поглощает 20% экспорта других стран ЕС.

4 место в мире по объему прямых ин. инв-ций (направление: ЕС, Сев. и Юж. Ам., Индия).

Представляет собой привлекательный рынок для иностр. капиталоложений (амер. ТНК)

Укрепляет свои позиции в странах Центр. и Вост. Европы и в России. В Польше, Чехии произв-ся полуфабрикаты по немецким технологиям и поставляются в Герм. на доработку и упаковку.

Крупнейший кредитор стран Центр. и Вост Европы и России.

Основные развитые страны: США, Австралия, Ирландия, Испания, Норвегия, Канада, Великобритания, Дания, Швеция, Бельгия, Япония, Франция, Италия, Австрия, Португалия, Германия, Швейцария.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...