Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отраслева (секториальная) политика как составная часть структурной политики государства .




Термин отраслевая политика в научной литературе имеет неоднозначный смысл, перекликаясь с такими понятиями, как структурная политика и промышленная политика.

Структурная политика является наиболее широким понятием из трех (структурная, отраслевая, промышленная политика). В самом простом смысле структурная политика – это воздействие (государства) на структуру экономики.

Отраслевая политика является частью более широкого понятия структурной политики, и отражает деятельность государства в отношении отраслевой структуры экономики.

Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат:
1) экономическая эффективность. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.
2) оптимизация поведения экономических агентов. Так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия благоприятные для конкуренции: свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами.
3) лучшее функционирование общества в целом. Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:

+ защита национальной промышленности;+ помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;+ развитие регионов;+защита занятости;+ стимулирование фирм-лидеров;+защита от иностранного капитала;+развитие мелкого и среднего бизнеса.

В зависимости от конечной цели можно выделить два вида отраслевой политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая отраслевая политика направлена на развитие отрасли, сдерживающая – на сокращение деловой активности в отрасли.

В зависимости от применяемых методов, можно разделить на активную и пассивную.
Активная отраслевая политика основывается на государственно-плановой экономической концепции. Считается, что государство должно активно вмешиваться в функционирование отрасли с тем, чтобы стимулировать ее развитие.
Пассивная отраслевая политика государства исходит из либерально-рыночной экономической концепции. Общая цель пассивной отраслевой политики состоит в решении проблем, связанных с провалами рынка, и создании конкурентной среды.

 






Взаимосвязь структурной перестройки с инвестиционым обеспечением этого процесса.

Решение инвестиционных проблем в регионах в переходный период России к рынку зависит от быстроты преодоления общеэкономического кризиса, проведения реальных рыночных преобразований, оздоровления системы государственных финансов, реализации налоговой реформы, развития конкуренции. Важнойсоставляющей реализации региональной политики становитсяструктурная перестройка инвестиционного процесса.Возможности перестройки экономики региона зависят во

многом от инвестиционного климата в регионе, от наличия инве-стиционного потенциала и возможности его реализации. Эта перестройка связана также с инвестиционной привлекательностью отдельных предприятий, реализуемостью инвестиционных программ и проектов, снижением риска инвестиционной деятельности. Структурные сдвиги в региональной экономике происходят врезультате движения ресурсов, связанного с инвестиционными процессами. Поэтому существует взаимосвязь инвестиционной привлекательности субъектов региональной экономики и возможностей структурной перестройки. Структурная перестройка экономики региона в свою очередь невозможна без повышения инвестиционной активности и роста инвестиций. В значительной мере конкурентоспособность региона обусловлена инвестиционно-инновационной деятельностью.

Ресурсный потенциал региона является определяющим фактором устойчивого функционирования и развития его экономики, а, следовательно, благополучия населения и эффективного решения всех иных проблем задач, стоящих перед ним. В рыночных условиях специализация предприятий, отраслевая структура территории диктуются рынком, непосредственным потребителем, т.е. снизу. Рынок востребует то, что необходимо платежеспособному спросу потребителей. Именно потребитель является главным дирижером, «востребователем» продукции предприятий региона, а следовательно, соответствующей специализации предприятий, их производственных мощностей и тем самым востребованности качественно определенной структуры региональной экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...