Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Инерциальные навигационные системы. Теоретические основыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ГЛАВА 3. ГРАВИТАЦИОННАЯ И ИНЕРЦИАЛЬНАЯ ГРАВИМЕТРИЯ Для определения местоположения различных транспортных средств на суше, на море и в воздухе широко используются инерциальные навигационные системы. Инерциальный измерительный модуль содержит систему из трех взаимно перпендикулярных акселерометров и систему ориентации, содержащую набор гироскопов гирометров (инерциальная платформа). Измеряемой величиной согласно закону Ньютона является ускорение
где – сила, m – масса, – удельная сила, отнесенная к единице массы. Ускорение содержит в себе ускорение подвижного носителя и гравитационное ускорение , то есть: (3.2) В системе координат, жестко связанной с вращающейся Землей, будут возникать ещё и центробежное и кориолисово ускорения, которые необходимо учитывать в выражения (3.2). Преобразовав (3.2), с учетом вышеуказанных ускорений и двойного интегрирования, получим: (3.3) (3.4) В выражениях (3.1) и (3.2) была рассмотрена структура инерциального ускорения , а теперь остановимся на учёте гравитационного ускорения . В большинстве случае, при определении координат с невысокой точностью, для учёта гравитационного ускорения достаточна нормальная модель гравитационного поля Земли. Для более точных геодезических определений, где требуется точность в определении ускорений порядка 10 мкм/с–2 , используют локальные аппроксимации гравитационного поля Земли. В спутниковых навигационных системах используют стандартную модель гравитационного поля Земли с гармониками до 10–го порядка включительно. Трехмерный вектор удельной силы (удельный – значит отнесенный к единичной массе), измеренный в инерциальном пространстве, представляет собой разность вектора, характеризующего ускорение, полученное единичной массой в инерциальной системе координат, и гравитационного вектора , то есть ( 3.4) Из–за эквивалентности инерциального и гравитационного ускорений их можно разъединить только в том случае, если имеется дополнительная информация о гравитационном поле. Таким образом, получая из измерений ускорения носителя, и учитывая гравитационное поле, мы имеем возможность, произведя двойное интегрирование, определять местоположение инерциальным методом. В этом случае участвуют три системы отсчета: 1. инерциальное ускорение определяется инерциальной системой отсчета (равноденственная система инерциальных координат (xoyz)i). 2. компоненты вектора удельной силы мы измеряем в системе связанной с осями акселерометра – эта инструментальная система координат, её ориентировка при движении носителя меняется 3. фиксированная относительно Земли, локальная система координат, связанная с гравитационным полем Земли. Её ориентировка меняется вследствие вращения Земли и из–за перемещения носителя по маршруту. При движении в этой системе поддерживается направление отвеса с помощью модели гравитационного поля Земли (чаще достаточно учитывать нормальную модель гравитационного поля). Такой вид ориентира получил название локально – уровенный. Таким образом, мы координаты пробной единичной массы в инерциальной системе координат определяем радиус вектором С другой стороны в локально–уровенной системе координат та же единичная масса определяется радиус – вектором . Переход от вектора к вектору осуществляется при помощи матрицы вращения Rij, элементы которой являются функциями углов поворота систем и времени t: . (3.5) Найдем связь между радиальной скоростью в инерциальной и в локальной системе координат. Ту же самую связь найдем и для ускорений. С этой целью дважды выполним дифференцирование выражения (3.5). Имеем следующие формулы: (3.6) (3.7) В выражениях (3.6) и (3.7) преобразуем матрицы, в которых взяты производные по времени. С этой целью подробнее рассмотрим матрицу Rij. При переходе от локальной системы в инерциальную необходимо редуцировать наблюдения с момента t на эпоху каталога T2000. С этой целью необходимо выполнить повороты на углы прецессии и нутации, т.е. воздействовать матрицами N×П, где N – матрица нутации, а П – матрица прецессии. Далее необходимо перейти к гринвичской системе, выполнив поворот матрицей S на угол равный звездному времени s. Далее матрицей Р привести мгновенные гринвичские координаты к среднему полюсу и ,наконец, перейти к локальной – уровеннойсистеме, выполнив поворот матрицей L, то есть: Rij = L×P×S×N×П (3.8) Из перечисленных матриц только S имеет сильную зависимость от времени (её аргументом является звёздное время s). Остальные матрицы от времени зависят слабо, т.е. меняются медленно: матрица прецессии П за год дает около 50" , матрица нутации N примерно 10" за период около 19 лет, матрица Р даёт за год менее 1". Матрица L напрямую зависит от длины маршрута, скорости и времени нахождения на маршруте. Для наземных измерений при передвижении транспортного средства матрица L будет меняться медленно. Поэтому полная производная от Rij, как от сложной функции, будет или , но Обозначив , получим , (3.9) где WÅ является матрицей проекций угловой скорости Земли. – (3.10) Возьмем вторую производную от (3.9) и далее с учетом (3.9) имеем: . (3.11) Выражение (3.5)–(3.7) с учетом (3.5), (3.9) и (3.11) приобретает вид:
Аналогично тому, как был выполнен переход от инерциальной системы координат к гринвичской (ГЛАВА.1, параграф 1.1), можно в едином алгоритме выполнить переход от инерциальной системе к локальной. Введя обобщенный вектор состояний в локальной системе координат и на основании выводов и обозначений ГЛАВЫ 1 (формулы 1.11–1.20) мы можем записать , (3.13) где –обобщенный вектор состояний в инерциальной системе координат, а матрица X¢il имеет аналогичную структуру матрицы (1.20) главы1, но с другими обозначениями, т.е.
Матрица (3.14) является блочной, каждый элемент которой состоит из 3–х мерных матриц. Первый столбец–блок этих 3–х мерных матриц умножается на вектор–столбец , второй – на , а третий – на . |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |