Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Круговая диаграмма асинхронного двигателяСтр 1 из 9Следующая ⇒
ГЛАВА 14
• Опытное определение параметров и расчет рабочих характеристик асинхронных двигателей Основные понятия
Существует два метода получения данных для построения рабочих характеристик асинхронных двигателей: метод непосредственной нагрузки и косвенный метод. Метод непосредственной нагрузки заключается в опытном исследовании двигателя в диапазоне нагрузок от холостого хода до режима номинальной нагрузки с измерением необходимых параметров. Этот метод обычно применяется для двигателей мощностью не более 10—15 кВт. С ростом мощности двигателя усложняется задача его нагрузки, растут непроизводительный расход электроэнергии и загрузка электросети (исключение составляют установки, содержащие несколько электрических машин, включенных по схеме с частичным возвратом электроэнергии в сеть). Применение этого метода ограничивается еще и тем, что не всегда представляется возможным создать испытательную установку по причине отсутствия требуемого оборудования и недопустимости перегрузки электросети. Широкое применение получил более универсальный косвенный метод, применение которого не ограничивается мощностью двигателя. Этот метод заключается в выполнении двух экспериментов: опыта холостого хода и опыта короткого замыкания. Опыты х.х. и к.з. асинхронных двигателей в основном аналогичны таким же опытам трансформаторов (см. § 1.11). Но они имеют и некоторые особенности, обусловленные главным образом наличием у двигателя вращающейся части — ротора. Кроме того, при переходе из режима х.х. в режим к.з. параметры обмоток двигателя (активные и индуктивные сопротивления) не остаются неизменными, что объясняется зубчатой поверхностью статора и ротора. Все это создает некоторые затруднения в проведении опытов и в последующей обработке их результатов. Опыт холостого хода
Питание асинхронного двигателя при опыте х.х. осуществляется через индукционный регулятор напряжения ИР (рис. 14.1) или регулировочный автотрансформатор, позволяющие изменять напряжение в широких пределах. При этом вал двигателя должен быть свободным от механической нагрузки. Опыт начинают с повышенного напряжения питания U1 = 1,15 Uном, затем постепенно понижают напряжение до 0,4 Uном так, чтобы снять показания приборов в 5—7 точках. При этом один из замеров должен соответствовать номинальному напряжению U1ном. Измеряют линейные значения напряжений и токов и вычисляют их средние значения: Uср = (UАВ + UВС + UСА)/ 3 (14.1) I0ср = (IОА + IОВ + IOC)/ 3 (14.2) а затем в зависимости от схемы соединения обмотки статора определяют фазные значения напряжения и тока х.х.: при соединении в звезду U1 = Uср/ ; I0 = Iср (14.3) при соединении в треугольник U1 = Ucp; U0 = I0cp/ . (14.4)
Рис. 14,1. Схема включения трехфазного асинхронного двигателя при опытах х.х. и к.з.
Ваттметр W измеряет активную мощность Р0, потребляемую двигателем в режиме х.х., которая включает в себя электрические потери в обмотке статора m1 I20 r1, магнитные потери в сердечнике статора Рми механические потери Рмех (Вт): Р0 = m1 I20 r1 + Рм + Рмех (14.5) Здесь r1 - активное сопротивление фазы обмотки статора (Ом), измеренное непосредственно после отключения двигателя от сети, чтобы обмотка не успела охладиться. Сумма магнитных и механических потерь двигателя (Вт) P/0 = Рм + Рмех = Р0 – m1 I20 r1 (14.6) Коэффициент мощности для режима х.х. cоs φ0 = Р0/ (m1 U1 I0). (14.7) По результатам измерений и вычислений строят характеристики х.х. I0, P0, P/0и соs φ0 = f(U1), на которых отмечают значения величин I0ном, Р0ном, Р/0ном и соs φ0 соответствующих номинальному напряжению U1ном(рис. 14.2). Если график Р/0 =f(U1) продолжить до пересечения с осью ординат (U1 = 0), то получим величину потерь Рмех. Это разделение магнитных и механических потерь основано на том, что при неизменной частоте сети f1 частота вращения двигателя в режиме х.х. n0, а следовательно, и механические потери Рмех неизменны. В то же время магнитный поток Ф прямо пропорционален ЭДС статора Е1. Для режима х.х. U1 ≈ E1 , а поэтому при U1 = 0 и магнитный поток Ф = 0, а следовательно, и магнитные потери Рм = 0. Определив величину механических потерь Рмех, можно вычислить магнитные потери (Вт): Рм = Р/0 – Рмех (14.8) Для асинхронных двигателей с фазным ротором в опыте холостого хода определяют
Рис. 14.2. Характеристики х.х. трехфазного асинхронного двигателя (3,0 кВт, 220/380 В, 1430 об/мин)
коэффициент трансформации напряжений между обмотками статора и ротора. Этот коэффициент с достаточной точностью может быть определен по отношению средних арифметических линейных (междуфазовых) напряжений статора к аналогичным напряжениям ротора.
Опыт короткого замыкания Схема соединений асинхронного двигателя при опыте к.з. остается, как и в опыте х.х. (см. рис. 14.1). Но при этом измерительные приборы должны быть выбраны в соответствии с пределами измерения тока, напряжения и мощности. Ротор двигателя следует жестко закрепить, предварительно установив его в положение, соответствующее среднему току к.з. С этой целью к двигателю подводят небольшое напряжение (UK = 0,1Uном) и, медленно поворачивая ротор, следят за показанием амперметра, стрелка которого будет колебаться в зависимости от положения ротора двигателя. Объясняется это взаимным смещением зубцовых зон ротора и статора, вызывающего колебания индуктивных сопротивлений обмоток двигателя. Предельное значение тока статора при опыте к.з. устанавливают исходя из допустимой токовой нагрузки питающей сети и возможности провести опыт в минимальный срок, чтобы не вызвать опасного перегрева двигателя. Для двигателей мощностью до 1 кВт возможно проведение опыта начиная с номинального напряжения UK = 0,1Uном .В этом случае предельный ток Iк = (1,5 ÷ 2,5)х I1ном. Для двигателей большей мощности сила предельного тока Iк = (2,5 ÷ 5)х I1ном. При выполнении опыта к.з. в учебных целях можно ограничиться предельным током Iк = (1,5 ÷ 2,5)х I1ном. При выполнении опыта к.з. желательно соединение обмотки статора звездой. Определив диапазон изменения тока статора при опыте к.з., опыт начинают с предельного значения этого тока, установив на индукционном регуляторе соответствующее напряжение к.з. UK. Затем постепенно снижают это напряжение до значения, при котором ток Iк достигнет нижнего предела установленного диапазона его значений. При этом снимают показания приборов для 5—7 точек, одна из которых должна соответствовать номинальному току статора (IК = I1ном). Продолжительность опыта должна быть минимально возможной. С этой целью измеряют лишь одно линейное напряжение (например, UкАВ), так как некоторая несимметрия линейных напряжений при опыте к.з. не имеет значения. Линейные токи измеряют хотя бы в двух линейных проводах (например, IкА и IкВ). За расчетное значение тока к.з. принимают среднее арифметическое этих двух значений. После снятия последних показаний приборов двигатель следует отключить и сразу же произвести замер активного сопротивления фазы обмотки статора r/1 ,чтобы определить температуру обмотки. Линейные напряжения и токи пересчитывают на фазные Uк и Iк по формулам, аналогичным (14.3) и (14.4). Ваттметр W измеряет активную мощность к.з. Pк По полученным значениям напряжений UK,токов Iк и мощностей Рквычисляют следующие параметры: коэффициент мощности при к.з. cos φк = Pк (m1 Uк Iк); (14.9) полное сопротивление к.з. (Ом) zк = Uк / Iк; (14.10) активные и индуктивные составляющие этого сопротивления (Ом) rк = rк соs φк; (14.11) xк = (14.12) Измеренные и вычисленные величины заносят в таблицу, а затем строят характеристики к.з.: Iк; Рк и cos φк = f(Uк) (рис. 14.3). При опыте к.з. обмотки двигателя быстро нагреваются до рабочей температуры, так как при неподвижном роторе двигатель не вентилируется. Температуру (°С) обмотки Θ1, обычно определяют по сопротивлению фазы r/2 , измеренному непосредственно после
Рис. 14.3. Характеристики к.з. трехфазного асинхронного двигателя (3,0 кВт, 220/380 В, 1430 об/мин)
проведения опыта, по формуле Θ1 = [(r/1 – r1.20)(255/r1.20) ] + 20, (14.13) где — r1.20 сопротивление фазы обмотки статора в холодном состоянии (обычно при температуре 20 °С), Ом. Если же температура обмотки оказалась меньше расчетной рабочей температуры Θ2 для соответствующего класса нагревостойкости изоляции двигателя (см. § 8.4), то активное сопротивление к.з. кк (Ом) пересчитывают на рабочую температуру: rк = r/к [1 + α(Θ2 – Θ1)] (14.14) где rк' - активное сопротивление к.з. при температуре Θ1 отличающейся от расчетной рабочей; α = 0,004. Затем пересчитывают на рабочую температуру полное сопротивление к.з. zk = , напряжение к.з. Uк = Iк zk и мощность к.з. Рк = m1 I2к rк. На характеристиках к.з. (рис. 14.3) отмечают значения величин Рк.ном, Uк.ном, соответствующих току к.з. Iк = I1ном. Ток и мощность к.з. пересчитывают на номинальное напряжение U1ном: I/к = Iп ≈ I1ном (U1ном / Uк.ном); (14.15) Р/к ≈ Рк.ном (U1ном / Uк.ном)2 (14.16) Следует иметь в виду, что такой пересчет является приближенным, так как при UK = U1ном наступает магнитное насыщение сердечников (особенно зубцовых слоев) статора и ротора; это приводит к уменьшению индуктивного сопротивления хк, что не учитывается формулами (14.15) и (14.16). Кратность пускового тока равна Iп /Iном. Электромагнитная мощность в режиме к.з., передаваемая на ротор двигателя, равна электрическим потерям в обмотке ротора РЭ2к, поэтому электромагнитный момент при опыте к.з. (Н м) Мк ≈ Мп = Pэ2к /ω1 = (Рк.ном - Рэ1к - Рм.к)/ω1, где Рэ1к = m1 I2к.ном r1 — электрические потери в обмотке статора при опыте к.з. Магнитные потери при опыте к.з. Рм.к приближенно определяют по характеристикам х.х. (см. рис. 14.2) при напряжении U1 = UK. В режиме х.х. магнитный поток Ф больше, чем в режиме к.з., но если в режиме х.х. магнитные потери происходят только в сердечнике статора (см. § 13.1), то в режиме к.з. (s = 1) магнитные потери происходят еще и в сердечнике ротора, так как f2 = f1. Начальный пусковой момент получают пересчетом момента Мк на начальный пусковой ток Iп: Мп ≈ МК (IП/ IК)2. Затем определяют кратность пускового момента Мп/ Мном. Круговая диаграмма асинхронного двигателя
Представим схему замещения асинхронного двигателя (рис. 12.2, 6) в упрощенном виде (рис. 14.4), где R1 = r1 + rm, Х2 = х1 + с1х'2; R2 = r1 + c1r'2/ s и Х2 = x1 + с1х'2 . Ветвь намагничивания R1 + jX1 не содержит переменных параметров, поэтому векторная диаграмма для нее содержит лишь два вектора: вектор тока и вектор напряжения , сдвинутые по фазе относительно друг друга на угол φ0 (рис. 14.5, а). Что же касается рабочей ветви R2 + jX2, то она содержит переменный параметр R2, Диаграмму для этой ветви удобно представить в виде прямоугольного треугольника напряжений ABC, у которого катеты АВ и ВС представляют собой индуктивное падение напряжения = j X2 и активное падение напряжения = R2, а гипотенуза АС - вектор приложенного напряжения = + j , (рис. 14.5, б). Разделив каждую сторону треугольника ABC на Х2, получим треугольник HDC, в котором катет HD изображает вектор тока - (рис. 14.5, в). Под углом φ2 = arctg (X2/ R2) к вектору тока - . в положительном направлении оси ординат проведем вектор напряжения . Если изменить активное сопротивление R2 то изменится и ток в цепи, а катеты займут новое положение: HD1 и D1C. Но гипотенуза U1/ X2треугольника останется неизменной. Таким образом, новый режим работы электрической цепи будет определен на диаграмме положением точки D1.Если же активное сопротивление цепи изменять в широких пределах (от нуля до бесконечности), то вектор тока - будет занимать различные положения на диаграмме, описывая своим концом (точка D) окружность диаметром U1/ X2 . При R2 = 0 (нагрузка чисто индуктивная) точка Dсовместится с точкой С. При R2 = ∞ ток = 0, а поэтому точка Dсовместится с точкой H. При любом промежуточном значении сопротивления R2 конец вектора тока - занимает различные
Рис. 14.4. Упрощенная схема замещения асинхронного двигателя
положения на окружности НDС, которую принято называть окружностью токов. Полученная диаграмма называется круговой. Если же совместить диаграммы, показанные на рис. 14.5, а и б, то получим круговую диаграмму схемы замещения на рис. 14.4 или, что одно и то же, схемы замещения, изображенной на рис. 12.2, б, т. е. круговую диаграмму асинхронного двигателя(рис. 14.5, г). Сложив векторы токов I0 и - получим вектор тока статора ,сдвинутого по фазе относительно напряжения , на угол φ1,. Диаметр окружности токов круговой диаграммы = (U1 /хк )/mi,где mi — масштаб тока, А/мм. Построение круговой диаграммы. Для построения круговой диаграммы асинхронного двигателя необходимо знать: напряжение сети (фазное) U1, ток холостого хода (фазный) I0, угол сдвига фаз φ0 между I0 и U1, ток короткого замыкания Iк.ном, а также сопротивление к.з. ZK = rк + jxK. Если построение диаграммы ведется при расчете двигателя, то необходимые параметры определяются в процессе расчета. Если же круговую диаграмму нужно построить для готового двигателя, то необходимо для определения исходных параметров диаграммы
Рис 14.5. К обоснованию круговой диаграммы асинхронного двигателя
воспользоваться результатами опытов х.х. и к.з. Круговую диаграмму строят в следующем порядке. Проводят оси координат и на оси ординат строят вектор напряжения (рис. 14.6). Выбрав масштаб тока m1 (А/мм), проводят вектор тока I0 (отрезок ОН) под углом φ0 к оси ординат. Из точки H, называемой точкой х.х., соответствующей скольжению s = 0, проводят прямую, параллельную оси абсцисс, на которой откладывают отрезок НС,равный диаметру окружности токов (мм) Di = (U1/xк)/ mi. (14-17)
Рис 14.6. Круговая диаграмма асинхронного двигателя
Для обеспечения достаточной точности при последующем использовании круговой диаграммы следует принять масштаб тока mi - таким, чтобы диаметр Di был не менее 200 мм, при этом все построения следует вести остро отточенным карандашом. Разделив отрезок НСна две равные части, получаем точку О1,из которой радиусом Di/ 2 проводим полуокружность. Затем из точки Н в масштабе токов проводят дугу радиусом, эквивалентным току к.з. Iк.ном. В месте пересечения этой дуги и полуокружности токов получаем точку К, называемую точкой к.з.Соединив точки Н и К, получаем вектор тока короткого замыкания = Iп. Точке Кна диаграмме соответствует скольжение s= 1. На средней части отрезка О1Сотмечаем точку F, в которой восставляем перпендикуляр к диаметру НС. На этом перпендикуляре отмечаем отрезок FF1 = HF(r1/ xк). (14.18) Из точки Н через точку F1 проводим прямую до пересечения с окружностью в точке Т.Точка Т соответствует скольжению s = ± ∞ (ротор вращается по часовой стрелке или против нее с бесконечно большой скоростью). Таким образом, на круговой диаграмме отмечены три характерные точки: Н (s = 0), К (s = 1) и Т (s = ± ∞). Между этими точками расположены три зоны возможных режимов асинхронной машины. При обходе окружности токов по часовой стрелке этим режимам соответствуют: а) дуга НК— двигательный режим (s = 0 ÷ 1); б) дуга КТ— тормозной режим (s= 1 ÷ ∞ ); в) дуга ТСН (включая не показанную на рис. 14.6 нижнюю полуокружность) — генераторный режим (s = - ∞ ÷ 0 ). Соединив точки Ни К,получим линию полезной мощности НК, соединив точки Н к Т, получим линию электромагнитной мощности НТ. Точка Е на круговой диаграмме соответствует максимальному моменту, т. е. критическому скольжению sкр. Положение этой точки определяется следующим образом: из точки О1опускают перпендикуляр на линию электромагнитной мощности НТи продолжают его до пересечения с окружностью токов в точке Е. Рассматриваемая круговая диаграмма является упрощенной, так как она построена при предположении постоянства активных и индуктивных сопротивлений схемы замещения асинхронного двигателя. Однако эти сопротивления при изменениях нагрузки двигателя меняют свои значения. Объясняется это тем, что с ростом нагрузки усиливается магнитное насыщение зубцовых слоев статора и ротора, что ведет к уменьшению индуктивных сопротивлений х1, хmи х'2. Кроме того, рост нагрузки двигателя сопровождается увеличением скольжения, а следовательно, и увеличением частоты тока в обмотке ротора. Это является причиной усиления эффекта вытеснения тока [см. § 15.3] - явления, вызывающего увеличение активного сопротивления обмотки ротора r2'. Практика применения упрощенной круговой диаграммы показывает, что ошибка от применения упрощенной круговой диаграммы становится заметной при скольжениях s > sкр,а при скольжениях, превышающих 0,4—0,5, эта ошибка недопустима. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 507. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |