Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автомобильная промышленность мира. Страны-лидеры, особенности микрогеографии отрасли.




Автомобилестроение (А.) играет выдающуюся роль в экономике развитых стран.

Включает в себя подотрасли:

моторостроение;

производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность);

производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение);

В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.

А. – крупнейший потребитель станочного и кузнечно-прессового оборудования, тонкого холоднокатанного стального проката, резинотехнических изделий, один из крупнейших потребителей стекла, электротехники, электроники. Многие отрасли зависят от конъюнктуры в А. – ЧМ, ЦМ, химпром, электротехническая, стекольная.

Для А. пром-ти характерно серийное пр-во. Исключение составляют машины спецназначения и автобусы, особенно туристские класса «люкс». Именно в А. с сер. 1910-х получила самое широкое распространение конвейерная система сборки (см. Генри Форд), революционизировавшая индустрию XX века. Оптимальная мощность заводов легковых автомобилей – 250-300 тыс. машин в год, у крупнейших в несколько раз больше. Требуется много земли, оборудования, материалов, персонала.

Высокая капиталоемкость при больших масштабах производства и острой конкуренции обусловливает сильную монополизацию пр-ва.

Крупнейшие производители за три квартала 2009 г.:

Volkswagen — 4,4 млн шт., доля на глобальном авторынке — 11,7 %.

Toyota — 4 млн шт.

Ford — 3,7 млн шт.

GeneralMotors — 3,6 млн шт.

Renault-Nissan — 1,22 млншт.

Daimler-Chrysler — 0,58 млн шт.

Все крупнейшие А. компании – ТНК.

 

Производство автотранспорта (ед.), 2009 г.

           Страна Выпуск автотранспорта, тыс. ед.  Доля в мировом производстве, % Изменения по сравнению с предыдущим годом

1         China  13,791 22,35  48.3%

2         Japan (раньше была на 1 месте)   7,934  12,86  -31.5%

3         USA    5,731  9,29    -34.1%

4         Germany 5,210  8,44    -13.8%

5         SouthKorea        3,513  5,69    -8.2%

6         Brazil 3,183  5,16    -1.0%

7         India   2,642  4,28    13.3%

8         Spain  2,170  3,52    -14.6%

9         France 2,048  3,32    -20.3%

10       Mexico ии1,561 2,53    -28.0%

11       Canada 1,490                 -28.4%

12       Iran    1,394                 9.4%

13       UK      1,090                 -33.9%

14       Thailand 999                    -28.3%

15       CzechRep.          983                    3.9%

16       Poland 879                    -7.7%

17       Turkey 870                    -24.2%

18       Italy    843                    -17.6%

19       Russia 725                    -59.5%

20       Belgium 537                    -25.8%

 

В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается А. именно континентального Китая, за счет лидирующего положения по объемам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд первое место в мире, в том числе и про продажам легковых автомобилей. Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей

Современные тенденции

К наиболее важным тенденциям мирового А. в нач. XXI века можно отнести особое внимание к улучшению экологических и экономических показателей ДВС (каталитические нейтрализаторы и дизели нового поколения, новые типы топлив, включая биотопливо), создание гибридных систем (ДВС+электромотор+аккумулятор), повышению уровня безопасности, улучшению ходовых качеств (полный привод, электронные системы помощи вождению), «интеллектуализации» автомобиля в целом.

Важной проблемой сегодня является проблема утилизации (рециклинга, рециклизации) вышедших из употребления автомобилей. В ряде государств приняты сегодня нормы, директивы и законы, требующие от производителей, в целях регулирования процессов рециклизации, полной информированности по части используемых ими материалов. Важным шагом к реализации этих законов и норм было создание единой международной информационной системы IMDS. Сегодня членами IMDS являются более 20-и представителей мирового автопрома.

 

Особенности микрогеографии

Внутри стран А. заводы до недавнего времени размещались преимущественно в р-нах и центрах с издавна развитым машиностроением. В США – Северо-Восток, в Японии – южная часть о. Хонсю, в Великобритании – в Центральной и Юго-Восточной Англии, во Франции – в Парижском р-не, в Итлии – на Севере. Сравнительно слабо развитое пр-во легковых авто в Чехии, Словакии, Польше, автобусов – в Венгрии тяготело к столичным р-нам. За послевоенные годы в размещении А. произошли значительные изменения, связанные со строительством в Зап. Европе периферийных заводов (в припортовых центрах, депрессивных р-нах), в США – со сдвигами в расселении и терр. различиями в инвестиц. климате. В США сдвиг на ЮГ и Запад (особенно в Калифорнию), в Зп. Германии – в 69-70-е – в депрессивные Рур и Саар, в 80-90-е – на Юг, во Франции – в депрессивный Северо-Восток, на Север и в Эльзас, в Италии – на Юг и в Центральную Италию, в Великобритании – на св в Мерсейсайд, Центр Шотлндию и Юж Уэльс. В Великобритании в 80-е оживление в связи с активностью японских фирм («Ниссан», «Тойота», «Хонда»).

Новые сдвиги в размещении автомобилестроения в Центрально-Восточной Европе наметились в связи с политич изменениями и либерализацией. Западные компании стремились закрепиться на новых рынках. «Фолксаген» стал совладельцем «Шкода» в г. Млада-Болеслав в Чехии, втозавода в Братиславе (Словакия). Дочерняя компания «Ауди» также скупала земли под заводы. В г. Эстергом «Судзуки» построила завод. В польше – итал. «Фиат», американо-германский «Опель», фр. «Пежо-Ситроен», южнокр «Дэу». В бывш. ГДР – «Фолксваген» в Саксонии (г. Цвиккау) и «Опель-Верке» (дочка GM) в г. Айзенах.

Из лекции М.Сокольского (Ладченко)

85% всего автопрома мира – легковые авто.

Грузовые авто преобладают в странах Тайланд (70% всех авто), Индия, Турция, Австралия.

Большой вторичный рынок автомобилей в мире. (секонд-хэнд в Германии, Франции, тут подержанных авто на рынке продается больше, чем делается новых)

Тенденция к слиянию и поглощению фирм – так немецкий Daimler AG объединил VW, BMW, Porsche, MAN.

Лондон и Бирмингем – колыбель автопрома.

Насыщенные рынки – США, Канада, Япония, Юж.Корея. Щас сдвиг в дешевые страны: Чехия, Словакия, Испания.

3 крупных ареала – Азия 43%, Европа (ЗЕ – 22%) – 24%, Сев.Ам. – 20%, Лат Ам – 9 %.

В ЗЕ уровень территориальной концентрации снижается, общее рассредоточение. Так, Париж теперь только 20% автопрома Франции. Сдвиг на Юг (так с Севера Италии из Турина на Юг в Неаполь). Франция – Париж, Иль-де-Франс, Орлеан, Нормандия, Мец. Германия – Вольфсбург –VW, Мюнхен – BMW, Штутгарт - Daimler AG, Porsche, Великобритания – Ковентри, Сандерленд, Ланкашир, Лутон (расположена штаб-квартира крупной авиокомпании EasyJet).

В Китае около 100 марок сейчас, 20 из них иностранные. Действует запрет на ввоз подержанных авто. Вместе с капиталом идут и технологии, открылось отделение Volvo. Сейчас в Китае 150 автозаводов, крупный в Шанхае, хотят создать кластеры.

Кризис и мировой автопром

В 2008 году с началом мирового финансового кризиса А. оказалось в числе самых депрессивных отраслей глобальной экономики. Концерны GM и Chryslerбыли вынуждены уже осенью 2008 года обратиться к правительству США за многомиллиардными кредитами, без которых их выживание стало практически невозможным. Аналогичные кредитные запросы к своим национальным правительствам предъявили и автопроизводители Европы и России. По оценке PricewaterhouseCoopers в 2009 году спад мирового автопроизводства можетсоставить 14 % (55 млн).

В начале 2010-х в следствие мирового финансового кризиса в мировом А. началась уверенная смена стран-лидеров, в особенности в отношении ранее первенствовавшего американского автопрома, представленного Большой тройкой. Причём, на собственном рынке Большая тройка впервые была потеснена ещё в начале 1980-х японским автопромом, представленным компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д., а в конце 20 века на мировом рынке активно развернулись и европейскимиавтопродуценты, включая концерны VolkswagenGroup, Daimler, BMW, Renault, PSA PeugeotCitroën, FIAT и т. д.

Суммарный объем производства автомобилей в мире за 2009 год составил 61,7 млн (-12,8 % к 2008 году). В 2010 году мировой автопром начал выходить из рецессии, так продажи возросли предварительно до 68,5–70 млн автомобилей против 51,3 млн в 2009-м. В 2011 мировые продажи могут достигнуть уровня в 75–85 млн автомобилей.

 

Александр Павлович Горкин

С 2001 г. — профессор МГУ (географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран). Автор трудов в области географии промышленности США, теории размещения промышленности зарубежных стран.

 

К числу важнейших результатов научной деятельности относит концепции факторов и условий размещения производства, территориально-организационной структуры производства, установление достаточно четко выраженной обратной связи между ростом промышленного производства и процессом его пространственного выравнивания в индустриальную эпоху в пределах страны (на материалах США).

 

В последние годы предложил и обосновал концепцию «постиндустриального промышленного комплекса»; впервые в литературе разработал методологию и методику определения уровня постиндустриальности экономики стран мира, составил настенную «Экономическую карту мира».

 

От себя: автор принципа Горкина (суть – в том, что во время экономического процветания страны уровень специализации снижается, отрасли «расползаются» по стране, а в кризис специализация усиливается, они «садятся» в узкоспец. пунктах.

 

СНЕКМА

(национальное общество по разработке и конструированию авиационных моторов) - частная французская компания, основанная в 1945г., один из мировых лидеров среди аэрокосмических корпораций по разработке и производству авиационных двигателей. Объединилась с компанией SAGEM, образовав холдинг SAFRAN (является подразделением группы SAFRAN).

Двигатели для ракеты-носителя Ариан-5, аэробусов А340, Боингов 737, 747

 

Гронинген

Гигантское газовое месторождение, находится на севере Нидерландов, у г.Слохтерен. Открыто в 1959 году. Залежи на глубине 2,5 — 3 км. Содержит почти ¼ газовых запасов региона. Крупнейшее в Европе, 10-е в мире

Считается, что остаточные запасы газа на месторождении — 2,7 трлн куб. метров, накопленная добыча — свыше 1,5 трлн куб. метров. На месторождении функционируют 300 скважин. Газ месторождения Гронинген содержит 81 % метана и 14 % азота, что делает его идеальным для использования в сети газопроводов Нидерландов.

Оператором месторождении является Nederlandse Aardolie Maatschappij, совместное предприятие на паритетных началах компаний Royal Dutch/Shell и ExxonMobil.

 

Кластер

Сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

 

Причины эффективности: возможность получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов; географическая близость => дешевизна и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги; распространение неявного знания.

Силиконовая долина, технополис Оулу.

 

Изобретение радио

считается, что первым был итальянский инженер Гульельмо Маркони (1895), Однако у Маркони, как и у большинства авторов крупных изобретений, были предшественники. В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова, создавшего в 1895 г., месяцем позднее Маркони, чувствительный и надёжно работавший радиоприёмник, пригодный для радиосвязи. В США изобретателем радио считается Никола Тесла, запатентовавший в 1893 году радиопередатчик, а в 1895 г. приёмник; его приоритет перед Маркони был признан в судебном порядке в 1943 году. Во Франции изобретателем беспроволочной телеграфии долгое время считался создатель когерера (трубки Бранли) (1890) Эдуард Бранли.

Первым же изобретателем способов передачи и приёма электромагнитных волн (которые длительное время назывались «Волнами Герца — Hertzian Waves»), является сам их первооткрыватель, немецкий учёный Генрих Герц (1888)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...