Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие парламентаризма. Политико-правовая природа парламента в современных государствах




Понятие «парламентаризм» можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, как совокупность взглядов идей, о роли и месте парламента в системе государственной власти, о ценности представительного правления для любого демократического государства, о приоритетности полномочий парламента по принятию законов. Во-вторых, как систему управления государством, при которой парламент является основным органом в системе государственной власти, существует четкое разделение функций законодательного и исполнительного органов, парламентарии осуществляют свою деятельность на профессиональных началах.

Парламент представляет своеобразный «канал связи» между гражданами и исполнительными органами власти, так называемый общественный форум, на котором публично и гласно обсуждаются важные вопросы государственной и общественной жизни. Члены парламента - это народные представители, избираемые демократическим путем и призванные формулировать волю граждан и выражать их интересы в принимаемых законах и иных решениях.

Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Любому парламентскому учреждению присущи три основных свойства.

Во-первых, парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти. В соответствии с моделью разделения ветвей государственной власти Федеральное Собрание наделено присущими только ему направлениями деятельности и полномочиями и не вправе вторгаться в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и судебных учреждений.

Во-вторых, парламент является профессиональным и постоянно действующим органом власти. Это означает, что народные представители на период полномочий парламента освобождаются от служебной, производственной и иной деятельности, которую они осуществляли до своего избрания. Парламентарии Федерального Собрания не могут: состоять на выборных должностях; находиться на государственной гражданской, военной, правоохранительной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; состоять членом органа

управления хозяйственного общества или другой коммерческой организации. Недопустимость для парламентария занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность обеспечивает также реализацию принципа разделения функций органов государственной власти. Например, если бы депутат одновременно был федеральным министром, то нарушалось бы разделение власти на законодательную и исполнительную.

Федеральное Собрание работает в режиме проведения сессий (весенняя сессия с января по июль и осенняя сессия с сентября по декабрь). Во время сессий проводятся заседания палат, их комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа с избирателями в субъектах Российской Федерации. Таким образом, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

В-третьих, статус парламента характеризуется свободным депутатским мандатом. Это означает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в своей деятельности прямо не связаны волей избирателей. При осуществлении полномочий они руководствуются законом и своими представлениями о порядке управления государством. Парламентарии не могут быть отозваны гражданами, например, за невыполнение или ненадлежащее выполнение полномочий народного представителя, за нарушение законодательства. Конституционная ответственность члена Совета Федерации проявляется в возможности органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих его избрание (назначение) по представлению Председателя Совета Федерации прекратить полномочия такого парламентария в соответствующем порядке. Конституционная ответственность депутата Государственной Думы может наступить в том случае, если граждане не изберут члена этой палаты на новый срок полномочий.

В период СССР устанавливался императивный депутатский мандат. Суть которого заключалась в обязанности народного представителя при осуществлении полномочий следовать воле избирателей и нести перед ними ответственность за свою деятельность. В этом случае депутат должен выполнять наказы избирателей, периодически отчитываться перед населением и может быть отозван избирателями за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих полномочий. Такие элементы императивного мандата как наказы, отчеты, отзывы, как правило, встречаются и сегодня, но в некоторых нормативных правовых актах на уровне власти субъектов РФ и местного самоуправления. Практика реализации названных элементов незначительна. Основными направлениями деятельности парламента являются представительная, законодательная и контрольная функции.

Представительная функция заключается в том, что парламентарии призваны отражать интересы граждан в законах и иных решениях. Палаты Федерального Собрания выражают разные стороны народного представительства, Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ населения, проживающего на соответствующей территории и (или) органов, осуществляющих избрание (назначение) конкретного парламентария; Государственная Дума является прямым представительством избирателей, определивших ее состав путем непосредственного волеизъявления.

Законодательная функция заключается в разработке и принятии законов государства. Данное направление деятельности парламент выполняет в силу своей представительной природы. Именно качество представительности предопределяет закрепление законодательных полномочий за коллегиальным органом, который наиболее близок к источнику народного суверенитета.

Контрольная функция является важной функцией парламента.

Именно парламент осуществляет контроль за бюджетным процессом, деятельностью исполнительных органов власти. Он может также в установленных формах влиять на иные публично-властные структуры и привлекать к ответственности конкретных должностных лиц.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...