Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шестой Вселенский собор; марониты




Ввиду того, что спокойствия в Церкви не было, следующий император КОНСТАНТИН ПОГОНАТ созвал в Константинополе Шестой Вселенский собор в 680 г. Он происходил в сводчатой зале императорского дворца. Такая зала от сводчатой формы потолке называлась труллою, почему и собор получил название трулльского. На нем присутствовало 170 епископов и среди них легаты Римского епископа. Собор осудил монофелитскую ересь, предал анафеме всех монофелитов, среди которых упоминается и папа Гонорий, и вынес определение о двух волях в И.Христе: “исповедуем две естественные воли, или хотения, в Нем, и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естественных действия — не противны, — та не будет, как нечестивые еретики проповедывали, — но Его человеческое хотение не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению”.

Через 12 лет в 692 г. на так называемом Пято-Шестом Трулльском соборе, состоявшемся в той же сводчатой зале, что и Шестой Вселенский собор, было подтверждено определение о двух волях в И.Христе и дополнено определение Пятого и Шестого соборов.

В конце VII в. упорствующие монофелиты объединились в Сирии около монастыря аввы Марона (жившего в VI в.), выбрали себе патриарха, который тоже назывался Мароном, и так образовалось самостоятельное еретическое общество под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего времени.

Иконоборчество и борьба с ним св. Германа
и Иоанна Дамаскина

Иконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. Почитание икон относилось не к самим иконам, а к лицам, изображенным на них. Но к VII столетию иконопочитание выродилось в простом народе в культ самих икон, принявший полуязыческий характер и отталкивающий от христианской Церкви иудеев и магометан.

Некоторые соскабливали краску с икон и этим причащались, аристократы вышивали иконы на своей одежде, при крещении брались иконы вместо восприемников и др. Но, к сожалению, уничтожать эти суеверия при почитании св. икон взялась светская власть и стала уничтожать не только злоупотребления, но и всякое почитание св. изображений, и таким образом появилось иконоборчество.

Первым иконоборцем был византийский император Лев Исаврянин (717-741). В начале своего царствования он одержал ряд блестящих побед над магометанами и составил план обратить их в христианство. А так как магометане смотрели на иконопочитание как на идолопоклонство, то у императора явилась мысль совершенно вывести в христианской Церкви почитание икон. Задуманное дело император повел довольно осторожно. Он вначале распорядился, чтобы св. иконы ставились повыше в церквах, чтобы народ не мог лобызать их.

Против такого распоряжения восстал Константинопольский патр. Герман, а также известный св. Иоанн Дамаскин. Последний написал против иконоборчества окружное послание, в котором доказывал, что в Новом Завете допустимо изображение Бога, поскольку Он принял человеческое естество и жил на земле как человек.

В защиту иконопочитания выступил и папа ГРИГОРИЙ II, он написал императору письмо с предупреждением, что если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания, то Рим выйдет из-под его власти.

Волновался и народ. Когда воин по приказанию императора начал снимать икону Христа Споручника, висевшую над воротами царского дворца, то народ опрокинул лестницу и умертвил солдата. В защиту икон поднимались народные восстания, но Лев силою оружия усмирял мятежников.

В 730 г. было приказано вынести из храмов все иконы. Патр. Герман, отказавшийся выполнить это, был низложен. Низложены также и все епископы, противящиеся этому распоряжению. На Константинопольскую кафедру был поставлен Анастасий иконоборец.

Это распоряжение было выполнено только в пределах Константинопольского патриархата. В Сирии и в Риме его не признали.


Седьмой Вселенский собор

В 732 г. папа Григорий созвал в Риме собор и на нем предал проклятию иконоборцев, в том числе императора. Посланный императором флот с целью наказать Рим был разбит бурей, и потому император ограничился отнятием у папы Иллирийского округа, который передал Константинопольскому патриарху. В 741 г. Лев Исаврянин умер, а новый император, зять умершего, занял престол при помощи иконопочитателей, поэтому иконопочитание опять было дозволено.

При сыне Льва Константине Копрониме, который начал царствовать с 743 г., преследование икон и иконопочитателей возобновилось в больших размерах, чем при отце. В 754 г. Копроним созвал в Константинополе собор, который назвал вселенским; на нем присутствовало 338 епископов, но но было ни одного патриарха.

Собор постановил, что иконопочитание есть идолопоклонство, и предал анафеме всех иконопочитателей. Активных иконоборцев на соборе было немного, большинство епископов соглашались и подписывали, что им предлагалось.

Затем император хотел уничтожить и почитание св. мощей, монашество, считая все это суеверием.

Из пострадавших в это время за св. иконы особенно замечателен св. СТЕФАН — новый мученик, подвизавшийся в монастыре в Вифинии. Когда Константин Копроним узнал о благочестии, святости и приверженности к иконам св. Стефана, то пригласил его к себе и начал сначала ласками, а затем угрозами убеждать отказаться от иконопочитания и признать собор 754 г. Но св. Стефан был непреклонен. Когда же император стал унижать изображения Христа и называл иконы идолами, то преподобный вынул из клобука монету и сказал: “Какое наказание заслужу я, если эту монету, носящую изображение царя, брошу на землю и стану топтать ногами? Отсюда ты можешь видеть, какого наказания достоин тот, кто оскорбляет Христа и Его Св. Матерь, предавая их иконы огню”. После этого он бросил монету на пол и начал топтать ее. Император, хотя был сильно раздражен, приказал только заключить его в темницу. Но через несколько месяцев Св. Стефан скончался мученически.

Примеру императора следовали правители областей. Иконоборцы всюду жгли св. иконы, уничтожали фресковые и рельефные изображения на стенах храмов, мощи святых бросали в болота, монахов изгоняли из монастырей и мучили, опаляли волосы на голове и бороде, отрывали носы, уши, руки, заставляли вступать в брак.

Но иконы можно было уничтожить только в Греческой империи. Восточные патриархи, жившие под властью мусульман, осуждали постановления иконоборцев.

Западная Церковь во главе с папой Стефаном III тоже выступила против иконоборцев и при помощи франкского короля Пипина прекратила свою зависимость от византийского императора (755 г.). Тогда же скончался и Константин Копроним. Престол занял Лев ХОЗАР, человек слабовольный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайная иконопочитательница.

В 780 г., когда умер Лев Хозар, вместо малолетнего сына Константина престол заняла ИРИНА, которая и восстановила иконопочитание. На Константинопольский патриарший престол возведен был образованный ТАРАСИЙ. В 786 г. созван собор в Константинополе для окончательного решения вопроса об иконопочитании. Но ввиду того, что много епископов было против иконопочитания, а также императорская гвардия противилась восстановлению иконопочитания, собор был отложен, а гвардия распущена.

В 787 г., наконец, состоялся Седьмой Вселенский собор в Никее, председателем которого был патриарх Константинопольский Тарасий. Иконоборческая ересь была осуждена, епископы-иконоборцы отреклись от ереси и принесли покаяние. На восьмом заседании, которое было в Константинополе, присутствовала имп. Ирина, которая и утвердила постановления собора. На соборе было 350 отцов.

Иконоборческая ересь после собора и борьба с нею
патр. Никифора и преп. Феодора Студита

Иконоборческая ересь и после осуждения ее на VII Вселенском соборе продолжала еще существовать и волновать Церковь. В 813 г. на престол вступил имп. ЛЕВ АРМЯНИН. Можно сказать, что в лице его восстал Константин Копроним. Опять началось гонение на иконы. Император приказал ученому Иоанну Грамматику написать труд против иконопочитания с свидетельствами др. Отцов Церкви. Но это нисколько не убедило православных. Православные решили твердо держаться постановлений VII Вселенского собора. Во главе православных стали Константинопольский патриарх Никифор и настоятель студийского монастыря Феодор Студит. Вскоре Никифор был низложен, а на его место поставлен иконоборец, который созвал собор и отменил VII Вселенский собор.

В ответ на это Феодор Студит устроил в Вербное воскресение процессию по улицам города с иконами и пением псалмов. Лев Армянин начал тогда жестоко преследовать православных, главным образом, монахов, разрушать монастыри и самого Феодора Студита отправил в ссылку. Преследования продолжались до 820 г., когда Лев Армянин был низвержен с престола.


ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

После смерти Льва Армянина на престол вступил МИХАИЛ КОСНОЯЗЫЧНЫЙ. Он хотя и не преследовал православных, но и не хотел восстановить иконопочитания.

Его преемник ФЕОФИЛ возобновил гонение на иконопочитание. И лишь при супруге его ФЕОДОРЕ (после смерти Феофила), которая управляла вместе малолетнего сына своего Михаила III, иконопочитание было восстановлено. Иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а на его место поставлен св. Мефодий, созвавший собор, на котором подтверждена была святость Седьмого Вселенского собора. Затем в 842 г. в первую неделю Великого поста устроена была торжественная процессия по улицам города, в храме св. Софии была совершена литургия и торжественный чин Православия. Тогда и постановлено было ежегодно праздновать в первое воскресение Великого поста торжество Православия — день торжества Церкви над всеми ересями.

Так закончилось иконоборческое движение, продолжавшееся свыше 100 лет.

Ересь Павликиан

Павликианская ересь появилась в половине VII в. Основателем ее был Константин, родом из Сирии. Константин разделял гностико-манихейские воззрения, а поэтому читая Новый Завет, он встречающиеся там выражения о свете и тьме, плоти и духе начал понимать в дуалистическом смысле.

Кроме того, встретившись в посланиях ап. Павла с учением о христианстве как религии духовной, где обрядность занимает второстепенное значение, Константин совсем начал отвергать обряды, иерархию, иконы, даже св. крест, мощи, таинства, посты, монашество — ибо все это, по его взглядам, не свойственно духовной религии.

Православная Церковь, по мнению Константина, отступила от апостольского учения, а поэтому он задумал восстановить апостольское христианство. Он основал свою общину в г.Кивоссе в Армении, назвал себя Сильваном, именем ученика ап. Павла, своих последователем — македонянами, а общину в Кивоссе — Македониею.

Учение павликиан — это смесь гностико-манихейских воззрений с неправильно понятым учением ап. Павла. Они признавали Благого Бога и демиурга-творца видимого мира. Удержали учение о Св. Троице, но воплощение понимали докетически: Христос прошел через Марию Деву, как через канал. Св. Дух сообщается истинно верующим, т.е. последователям Константина, которых называли павликианами.

Отвергав вовсе обрядность и посты, павликиане вообще вели жизнь умеренную. Брак допускали, относясь к нему с уважением. Признавали лишь Новый Завет, кроме посланий ап. Петра. Ученики Сильвана носили имена Павловых учеников, например, Тита, Тихика, Тимофея и т.п.

Византийские императоры вели с еретиками упорную борьбу, но истребить их удалось не скоро. Во Фракии павликианские общины существовали даже до XII в.

ЕРЕСИ И РАСКОЛЫ НА ЗАПАДЕ

Ересь донатистов

Церковь Христова в первые три века установила строгую дисциплину относительно образа жизни своих членов. Великих грешников Церковь отвергала от себя и принимала лишь после длительного испытания и публичного покаяния. Но в IV в., когда целые народы были христианскими, Церковь несколько ослабила дисциплину, публичное покаяние было заменено индивидуальную исповедью, и наказания тоже неслись тайно. В IV в. на Востоке и в V в. на Западе публичная исповедь была заменена частной, тайной. Открытое же отлучение от Церкви прилагалось лишь к еретикам и раскольникам.

Против такой новой практики Церкви в начале IV в. выступили раскольники донатисты, представителем которых был Донат, еп. Нумидийский (в Африке). Раскольники, подобно монтанистам и новацианам, утверждали, что Церковь есть святая, и если она принимает грешников в свое лоно, то перестает быть святою. Кроме того, донатисты утверждали, но Церковь не должна иметь никакого общения с государством. Церковь не должна смешивать своих интересов с интересами государства.

Против таких противников и Церкви, и государства, естественно, императоры стали применять самые строгие меры. Началась религиозная война бежавших раскольников с правительственными войсками. Часто фанатичные раскольники в трудные минуты сражений сами бросались с утесов, считая свою смерть мученичеством. Ни ссылки, ни отбирания храмов не приводили раскольников к общению с Церковью.

Церковь старалась путем нравственного убеждения воздействовать на донатистов. В этом много потрудился блаж. Августин. Организован был диспут в Карфагене из 286 православных и 279 донатистских епископов. Прошло три дня в спорах, не приведших к согласию.

Вскоре Африку победили вандалы-ариане, которые преследовали равно и донатистов, и православных. Раскол существовал до VII века.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...