Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности




Лексика НС состоит из трех пластов:

  • Общеупотребительные слова (знание, работа, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему…)
  • Общенаучные (исследование, эксперимент, анализировать, формулировать, дистанционный, беспрецедентный…)
  • Термины.

Термины (лат. terminus – граница, межа, предел) – слова или словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий в какой-либо сфере науки, производства, искусства.

Термины могут быть многозначными, если функционируют в разных областях науки, но в каждом конкретном научном тексте термин употребляется в каком-то одном значении:

Словообразование: обилие книжных суффиксов (сущность, аргументация, пушкиниана, толстовство и др.), приставок (асимметричный, антихудожественный, интернациональный, ультрафиолетовый, экстраординарный и др.), словосложение (языкознание, краевед, восьмигранник, морозоустойчивый и др.), аббревиатуры (хозрасчет, НИИ).

Морфология. Речь научных сочинений носит именной характер (имен больше, чем глаголов). Это существительные на -ние (решение, кипение и др.), -ость (возможность), -ство (множество), -ие (упоминание), -ка (полировка, дозировка).

Преобладают прилагательные сравнительной и превосходной степеней (более сложный, наиболее компактный вместо сложнее, компактнее и др.)

Краткие прилагательные выражают постоянный признак предмета (хлор ядовит, спирт бесцветен и др.)

Абсолютное большинство глаголов употребляется в настоящем времени (оно наиболее абстрактное, обобщенное время).

Часто глаголы в сочетаниях с существительными выступают в роли связки (производить расчеты, вычисления, приводить к усилению, оказать сопротивление).

Эмоциональные частицы и междометия отсутствуют.

Синтаксис. Стремление к отвлеченности и обобщенности приводит к частому использованию пассивных конструкций, в которых на первый план выдвигается действие, а не его производитель (Точки соединяются прямой линией. Это обусловлено следующими факторами.) Характерны неопределенно-личные, а также безличные основы.

Часто используются вводные, вставные, уточняющие конструкции,  причастные и деепричастные обороты.

Синтаксис неразрывно связан с выстраиванием сценария и композиции НП. С этой целью активно использует глаголы. Они ставятся в формы, предполагающие некие воображаемые совместные действия с читателем: обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим... С их помощью ученый, создающий текст, фиксирует ключевые точки сценария, приглашая читателя к мысленному соучастию во всех сложных действиях по нахождению результата.

Для квалификации своих действий используются глаголы: давать, переходить, анализировать, приводить, иллюстрировать, обрисовывать, рассматривать, приводить пример, наметить...

Если сообщает о своих целях, то рассматривает различные существующие варианты, намечает новые подходы, предлагает классификацию...

Иногда автор научного текста фиксирует начало, продолжение или конец отдельного фрагмента или всего исследования («На этом закончим обзор основных понятий»).

Иногда он формирует переход от одного эпизода к другому («вернемся к прошлой теме», «рассмотрим схему вычислительного алгоритма»).

Иногда возникает необходимость организовать последовательность высказываний или указать на их связь («во-первых, прежде всего, то есть»), или автор организует отступление от основного повествования (кстати, между прочим).

Важную часть такого сценария составляет смысловой повтор. Это возвращение к одному предмету или мысли с целью уточнить, углубить получаемое знание.

Жанры НС, научно-популярный подстиль.

Сочетание определенного типа сценария и композиции с набором определенного рода языковых средств формируют жанры научных произведений.

Диссертация – это жанр, призванный подтвердить научную квалификацию ученого, его способность не только производить новое знание, формировать концепцию, но и уметь выразить ее в определенных жанровых канонах (введение, несколько глав или разделов, заключение, составление списка использованной литературы).

Более свободна в своем построении монография. В ней на первый план может выйти сценарий, фиксирующий саму историю получения знания, может быть усилен элемент полемики, самовыражения автора.

Статья обычно предполагает сообщение результатов и их фактическое обоснование. Сюжет в ней обычно свернут или сведен на нет. Тезисы – это сжатое изложение результатов или предполагаемый план более развернутого устного высказывания.

Реферат, аннотация – это жанровые каноны передачи научной информации в сжатом и нередко адаптированном виде. Оценка чужой работы – это предмет рецензии или отзыва.

Сходные требования предъявляются к дипломным и курсовымработам, где регламентирована, в первую очередь, композиция (деление на главы, параграфы, наличие оглавления, разделов). Регламентировано и оформление такой работы: на титульном листе указан автор, научный руководитель, жанр (курсовая, дипломная), год, учебное заведение и т.п.

У НС есть научно-популярный подстиль. Используется для популяризации знаний и в преподавательской деятельности. Его задача – не упростить знание, а сделать форму его донесения более простой и доступной. С этой целью используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с повторами, уточнениями, с элементами художественности (сравнение, аналогия, диалогизация и т.п.), вопросно-ответная форма и др.

 

Лекция 5. Официально-деловой стиль

1. Назначение ОДС.

2. Подстили и жанры.

3. Правила оформления документов. Понятие о реквизитах.

4. Унификация.

5. Интернациональные свойства о-д письменной речи.

6. Языковые средства ОДС.

7. Речевой этикет в документе.

8. Реклама в деловой речи.

 

Назначение ОДС.

Научный текст фиксирует движение мысли. Он динамический по своей сути. В отличие от него, деловой текст принципиально статичен. Ведь его главная задача – зафиксировать определенную ситуацию, выстроить устойчивые отношения между людьми и предметами

Но ОДС не просто фиксирует ситуацию. Он призван представить ее в тех ракурсах, которые должны быть регламентированы (упорядочены).

Лицо, участвующее в ситуации, обычно определяется по его функции, то есть по действию, которое оно выполняет. Например, «доверитель», «доверенное лицо».

Из вышеприведенного описания следует вывод, что ОДС действует в тех сферах жизни, где протекание ситуации должно быть направляемо чьей-то волей. Не случайно ОДС регламентирует не все повторяющиеся ситуации, а лишь те, где необходимы согласованные действия людей, подчиненных единой воле. Кроме того, о-д текст обычно создается с целью придания ситуации юридического статуса.

Подстили и жанры.

Сферы, где проявляет себя регламентирующая воля субъекта, обслуживаются разными подстилями ОДС: законодательным, дипломатическим, канцелярско-административным.

Законодательный подстиль функционирует в сфере правовых отношений. Дипломатический – в межгосударственных отношениях. Канцелярско-административный – в деловых отношениях между учреждениями, организациями и гражданами.

В пределах каждого подстиля сформировались свои жанры, предполагающие проявление той или иной воли.

Законодательный подстиль: конституция, своды законов, уложения.

Дипломатический: нота (офиц. обращение одного правительства к другому); коммюнике (офиц. сообщение по вопросам международного значения); меморандум (документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос); дипломатическое письмо (обычно договоренность о каких-либо условиях, позволяющих достичь соглашения).

Канцелярско-административный подстиль.

Жанры этого подстиля достаточно разнообразны. Поэтому их делят на три группы: 1. организационно-распределительные (положения, уставы, инструкции, приказы, решения, протоколы); 2) справочно-информационные (письма, докладные записки, акты, справки) 3) по личному составу (личное дело, заявление, трудовая книжка, характеристика, договор).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...