Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этический аспект общения (речевой этикет).




Синцов Е.В.

Русский язык и культура речи

Конспекты лекций

Предназначен в помощь студентам-первокурсникам, не в полной мере владеющими навыками самостоятельного конспектирования лекционного курса. Может быть использован в процессе самостоятельной работы над отдельными разделами дисциплины, а также при подготовке к экзаменам.

Лекция 1. Основные понятия о языке

1. Происхождение языка.

2. Язык как знаковая система.

3. Язык и речь.

4. Функции языка.

5. Несловесные средства общения

6. Понятие о национальном языке (его функции и структура).

7. Норма как центральное понятие литературного языка.

8. Отношения национального и литературного языков.

 

Происхождение языка

Язык появился тогда, когда людям понадобилось выражать свои мысли, чувства, передавать знания, навыки, представления друг другу. Со временем была создана специальная система знаков, возникших на основе человеческой способности произносить звуки. На этой основе в процессе долгого развития возник язык, способный выступать средством связи между людьми. На поздних ступенях его развития звукокомплексы были соотнесены с системой письменных знаков.

Язык – это система знаков (звуковых и письменных) и способов их соединения, которая служит средством, своеобразным орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и предназначена, в первую очередь, для коммуникации.

Язык как знаковая система.

Система состоит из: 1) элементов; 2) связей между элементами; 3) благодаря связям образуется единство, которое всегда больше, чем просто сумма частей.

Элементы языка – это разнообразные знаки. Знак – это некая мини-система из двух компонентов: означаемого и означающего. Означаемое – то, на что указывает знак (предмет, признак, действие и т.п.). Означающее – с помощью чего указывает (звукокомплекс, рисунок, надпись)

Знаки бывают естественными (созданы природой) и искусственными (созданы человеком).

Для естественных человеческих языков почти всегда существуют два типа означающих сигналов: звуковые и зрительные. Поэтому язык почти всегда существует в двух формах: устной и письменной.

Все указанные элементы языка – разных уровней и видов знаки – имеют два типа отношений: потенциальные и реальные. Потенциальные отношения – те, что возможны между языковыми знаками (изучает языкознание). Реальное существование (осуществление) языка называется речью.

Язык и речь.

Речь – эта та форма реального существования языка, когда он в конкретной социально-коммуникативной ситуации выполняет своюзадачу передавать информацию. Речь всегда ситуативна, конкретна, обусловлена обстоятельствами общения и индивидуальна.

Речь бывает двух разновидностей : устная и письменная.

Системные свойства речевой формы языка называются его функциями.

4. Функции языка.

n коммуникативная функция (средство человеческого общения).

n социальнаяфункция (организация людей в общность).

n форма освоения окружающей человека действительности и самого себя

n хранение знаний о мире и месте человека в нем. Эта функция называется познавательной.

n эвристическая, творческая функция.

n эмоциональная функция.

n язык еще и форма власти (волюнтативная функция).

n культурная функция.

n оценочная функция, номинативная и целый ряд других.

Всего у языка выделяют до 25 функций.

Несловесные средства общения

Жестикуляция – значимые телодвижения (головы, рук, в первую очередь). Мимика – значимые движения мышц лица. Мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоции, либо смысловые оттенки.

Понятие о национальном языке (его функции и структура).

Национальный язык (НЯ) неоднороден, так как неоднородна нация.

А) Проживание на разных территориях может порождать диалекты – разновидности НЯ в той или иной местности. Отдельные отклонения в одном или нескольких составляющих диалекта позволяют выделить говоры.

Б) Вторым фактором, влияющим на образование общности людей, являются социальные причины: общность профессии, рода занятий, интересов, социального положения. Для таких социальных групп средством общения часто служит социальный диалект. Его разновидности: жаргон и арго.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей (моряки, компьютерщики, спортсмены, актеры, студенты и др.). У арго иные задачи: сделать речь непонятной чужим (воры, мошенники, шулеры).

Помимо территориальных и социальных диалектов, НЯ включает в себя и просторечие (случайный набор форм, нарушающих нормы литературного языка).

Норма как центральное понятие литературного языка.

Литературный язык (ЛЯ) – наиболее совершенная, широко употребительная, культурно отработанная и социально закрепленная часть общенационального языка. Его главная особенность – письменно закрепленные нормы.

Нормы – это исторически сложившиеся образцы и правила, которым подчиняется произношение, выбор слов, употребление грам. форм, построение словосочетаний и предложений.

Нормы в ЛЯ распространяются как на устную, так и на письменную формы языка. Это язык художественной литературы и документов, язык науки и образования, театра, средств массовой информации, язык повседневного общения культурных людей. Он средоточие культуры нации, ее гордость, объект культивирования (образование) и отчасти принудительного насаждения.

Национальный язык значительно шире, чем литературный. Он включает всю совокупность языковых средств народа, в том числе говоры, наречия, социальные жаргоны и т.п.

Основные признаки ЛЯ: а) его обработанность писателями, выдающимися деятелями науки, юриспруденции, б) нормативность в) наличие устной и письменной форм (соответственно, два типа норм), г) наличие функциональных стилей (например, официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), д) стили в языке обуславливает вариантность норм (гибкость языка).

 8. Отношения национального и литературного языков.

С одной стороны, ЛЯ противостоит ненормированности, хаотичности национального языка.

С др. стороны, ЛЯ подпитывается национальным языком, черпая из него новые слова, выражения, принципы словосочетания. Особенно активно ЛЯ взаимодействует с местными диалектами и жаргонами.

Лекция 2. Понятие о культуре речи

1. Общая характеристика КР.

2. Нормативный аспект КР. Виды норм.

3. Коммуникативный аспект КР. Вариантность и динамичность норм.

4. Этический аспект общения (речевой этикет).

Общая характеристика КР

А) это лингвистическая дисциплина, которая изучает особенности правильной, образцовой речи; Б) КР как качество речевого поведения, отвечающего, в первую очередь, нормам ЛЯ.

Соблюдение требований и предписаний, предполагаемых КР, облегчает процессы общения между людьми. Поэтому владение КР совершенно необходимо людям определенных профессий, для которых важно умение ясно и правильно выразить свои мысли, привлечь и удержать внимание слушателей.

В КР входят три составляющих:

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению коммуникации;

– соблюдение этических требований к общению.

  1. Нормативный аспект КР. Виды норм.

Первый компонент – нормативный – самый важный, поскольку он обеспечивает правильность речи. Правильность зависит от соблюдения норм. Поэтому норма – центральное понятие языковой культуры.

С позиций нормативного компонента КР предполагает образцовое употребление всех форм языка, закрепленных и узаконенных культурой его употребления.

Виды норм:

Произносительные

Лексические

Морфологические

Синтаксические

Стилистические

Представление о нормативной речи как идеальной, совершенной включает следующие ее характеристики:

 содержательность, то есть достаточно высокая концентрация мыслей,

 точность: строгое употребление слов и выражений в соответствии с их значениями.

логичность: построение речи в соответствии с определенными мыслительными канонами, закрепленными в правилах логики.

чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными (ругательства, грубые слова, слова-паразиты, диалектизмы, жаргонизмы).

– но чистота не исключает выразительности речи. Она достигается благодаря уместному употреблению пословиц, фразеологизмов, афоризмов и художественно-выразительных средств (метафор, сравнений, эпитетов и т.п.).

– выразительность речи тесно связана с эмоциональностью. Она создается интонированием, вводными словами и предложениями, специфически окрашенной лексикой, междометиями.

Но правильность не исключает отступления от литературных норм, если это диктуется целями и условиями общения. КР учит навыкам отбора и употребления языковых средств в процессе общения, помогает делать выбор сознательным.

  1. Коммуникативный аспект КР. Вариантность и динамичность норм.

В таком значении под КР понимается качество речевых актов, речевого поведения, соответствующее не только нормам РЛЯ, но и позволяющее с помощью языка осуществлять эффективное общение (эффективность во многом зависит от норм, их соблюдения).

Коммуникация влияет и на изменчивость и динамичность норм. Они, подчиняясь коммуникативной целесообразности, вынуждены трансформироваться. Поначалу это происходит за рамками литературного языка (в просторечии, жаргонах, профессиональной речи). Но иногда такая «неправильность» с точки зрения нормированного РЛЯ постепенно начинает восприниматься как нечто устойчивое и привычное. Конкурирующие способы выражения могут функционировать параллельно, как варианты. Варианты – разновидности одной языковые единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме.

Варианты бывают равноправные и неравноправные, то есть различающиеся по стилистической употребительности.

Ныне норма – это часто не запрет на какую-то из языковых форм, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности оказывается часто зыбкой.

Поэтому в современной лингвистике принято делить нормы на две группы: строго обязательные (не допускающие отклонений, рассматривающие их как плохое владение языком) и нормы не строго обязательные.

Этический аспект общения (речевой этикет).

Под КР понимается еще и этический аспект актов коммуникации (где, когда и с кем происходит общение)

Этикет в широком понимании – система принятых в обществе правил, определяющих порядок и формы какой либо деятельности. Например, в дипломатической (дипломатический протокол) или в деловой. Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.

На речевой этикет значительное влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный – неофициальный; дружеский, интимный), время и место общения. Речевой этикет имеет характерную национальную специфику.

Совокупность такого рода правил языковых поведения предполагает использование соответствующих формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выражения сочувствия или соболезнования и т.п.

Этический компонент КР накладывает строгий запрет на сквернословие, осуждает разговор на повышенных тонах.

Из сочетания этих трех составляющих – лингвистической, коммуникативной и этической – и складывается современное понимание КР.

КР – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи, соблюдая при этом этические требования.

Лекция 3. Человек в современной речевой ситуации

1. Язык как выразитель духовной культуры человека

2. Усиление хаотических процессов в современном языке.

3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.

4. Дискурс и функциональный стиль.

5. Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.

 1 .Язык как выразитель духовной культуры человека

Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной культурой.

  1. Усиление хаотических процессов в современном языке.

В современной культуре чрезвычайно усилились хаотические процессы, наметились тенденции разрыва устойчивых связей. Детонатором этого «взрыва», в первую очередь, стала так называемая перестройка, призванная произвести своеобразную революцию в социальной сфере.

Одним из проявлений хаотических тенденций в языке стало интенсивное вторжение стихии общенационального языка.

В первую очередь пострадали «бастионы» коммуникативных аспектов языка: а) ситуации общения стали чрезвычайно разнообразны.

б) возросла диалогичность общения

в) расширилась сфера спонтанного общения.

г) активизировались поиски новых средств выражения, новых форм образности.

Эти коммуникативные процессы сопровождаются размыванием этических норм языка.

Естественно, что лингвистические параметры языка тоже вынуждены реагировать на эту меняющуюся ситуацию: в ЛЯ хлынули жаргонизмы, блатная «феня», просторечие, заимствования. Они сформировали многочисленные варианты норм.

Современный человек вынужден существовать во всех этих речевых пластах, владея сразу несколькими языковыми нормами (на некоем условном пересечении самых разных слоев культуры, пронизанных языком). В этой связи уместно говорить о языковой культуре личности современного человека, владеющего вариантами нормы, чутко ощущающего речевую ситуацию, часто небрегающего этическими нормами языка. Существование на пересечении множества границ культуры и языка формирует у современного человека ощущение языка как некоего «единства в многообразии».

3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.

Человек, и общество стремятся вернуть себе контроль и власть над языком (автоцензура, образование, попытки «заговорить» язык с помощью языка и науки). В современной культуре власть над языком связывается с представлением о власти духа, мысли.

Одной из таких попыток обуздать стихию языка стало учение о дискурсах. Дискурс в самом приблизительном и общем плане можно определить как своеобразную гибкую языковую форму, способную выражать определенное направление мысли.

4.  Дискурс и функциональный стиль ЛЯ.

Одним из проявлений дискурсивных практик в современном обществе можно считать теорию стилей – важнейшую составляющую курса «Русский язык и КР».

Стиль в языке – это закрепленный культурой способ соединения мысли (ее протекания) с языком, его устоявшимися формами, которые наиболее соответствуют именно данному способу разворачивания мысли. То есть стиль – это способ соединения мысли с языковыми способами ее выражения. Поэтому стиль можно рассматривать как одно из проявлений власти мышления над языком. Стиль, его собственно языковая составляющая – явление достаточно широкое и гибкое, что позволяет мысли беспрепятственно и естественно течь по предложенному руслу, управляя собственным движением

Итак, функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность ЛЯ, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, призванных выражать культурные формы мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...