![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.
Поскольку мысль может принимать самые разные направления, то и стилей в русском языке несколько. Во-первых, это книжные стили – официально-деловой, научный, публицистический. В этих стилях, существующих в рамках СРЛЯ, преобладает норма. Ее влияние значительно менее выражено в разговорном стиле. Он противопоставлен книжным стилям и используется в неофициальном общении, в сфере бытовых отношений, в первую очередь. Особое место занимает стиль художественной литературы, где нормированная речь органически сочетается с достаточно многочисленными вариантами нормы и даже отступлениями от нее. Стилевое богатство, разнообразие не разрушает единства РЛЯ. Будучи высшей формой национального языка, он обладает универсальными, общими характеристиками (словоупотребление, синтаксис морфология и т.п.). Являясь органической частью СРЛЯ, функциональные стили получают возможность взаимодействовать друг с другом. Ведь человеческая мысль не признает каких-либо жестких ограничений и предписаний. Совершая своеобразные «скачки», «зигзаги», она иногда спонтанно требует использования выразительных средств самых разных стилей. Основное различие стилей – в словоупотреблении (лексический состав). Но и грамматические признаки играют немаловажную роль, например, синтаксические особенности.
Лекция 4 .Особенности научного стиля
6. Жанры НС, научно-популярный подстиль. НС в отношении к мышлению ученого Основу научного стиля составляет закрепление в языке своеобразных схем развития научной мысли (унифицированные способы ее разворачивания с помощью языковых средств). Цель такого разворачивания почти всегда двоякая. 1. С одной стороны, язык помогает самому ученому прояснить свои цели, выдвинуть гипотезы, найти им подтверждение, довести свои мысли до определенного конца. В такой системе отношений язык выступает как способ «подключения» огромного пласта культуры к процессу почти всегда творческого диалога ученого со своим предметом. 2. С другой стороны, язык может препятствовать непосредственному диалогу ученого с исследуемым предметом, заставляя мысль течь по уже закрепленным в культуре «схемам думания». Но у научного стиля есть еще одна цель – зафиксировать полученноезнание, чтобы передать его другим людям. В первую очередь, произведения научного стиля обращены к читателю-профессионалу и должны учитывать его культуру восприятия подобного рода текстов. От достижения таких целей во многом зависят важнейшие качества научного произведения – его точность, объективность и убедительность. Точность и объективность обеспечивают глубокий и всесторонний диалог исследователя со своим предметом. Убедительность, по преимуществу, ориентирована на читателя-профессионала и во многом обеспечивается точностью и объективностью (но к ним не сводится). Сюжет и композиция научного произведения Это понятие обычно связывают с художественным произведением и понимают под сюжетом сцепление всех событий (следование одного события за другим). Сюжет научного текста – это тоже разворачивание последовательности, но не событий с персонажами, а событий, которые предшествовали получению нового знания. Так автор научного произведения приобщает своего читателя к поиску истины. Композиция – производное от сюжетного развития. Это основные единицы сюжета, некие условные фазы его разворачивания. Обычно композиция состоит из 1) осознания проблемы и постановки цели – эта часть называется «введение»; 2) поиска способов решения проблемы + выдвижение гипотезы + ее доказательство – эта «основная часть»; 3) подведение итогов в виде формулирования нового знания – «заключение». Таким образом, в композиции с особой отчетливостью проявляется связь научного стиля с научным мышлением как способом доказательства выдвигаемой гипотезы. Сценарий НП. Текст и метатекст. Сюжет научного текста призван связать два основных информационных пласта. Первый пласт – факты, фиксирующие непосредственное наблюдение предмета. Они образуюттекст научного произведения. Второй пласт – это информация об осмыслении фактов самим исследователем. Эта собственно творческая информация выведения нового знания из наблюдаемых и фиксированных фактов называется метатекстом. Обычно метатекст, его формирование и обеспечивает появление сценария научного произведения, который связывает факты и их осмысление в так называемую научную концепцию. Научная концепция. Концепция – это система представлений о предмете, которую выдвигает и обосновывает ученый с помощью использования научного стиля. Способность с помощью соответствующих языковых средств передать все грани и оттенки представления ученого и формирует научное произведение, обладающее убедительностью, точностью, логичностью, аргументированностью. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 668. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |