Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группировка факторов риска обусловливающих здоровье




По лисицину

 

Из табл. 7 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека. Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства

 

***При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:

– социально-экономические – условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.;

– социально-биологические – возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.;

– экологические и природно-климатические – загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, экстремальные природно-климатические явления и т.д.;

– организационные или медицинские – обеспеченность населения медико-социальной помощью, ее качество и доступность и г.д.


8. Организация стоматологической помощи
(схема на ваше усмотрение )

В системе государственной и муниципальной служб городского здравоохранения выделяют три уровня оказания стоматологической помощи.

Первый уровень.К учреждениям первого уровня относятся: стоматологические отделения в многопрофильных поликлиниках, медикосанитарных частях, в составе ЦРБ (центральных районных больниц) и других медицинских учреждениях, стоматологические кабинеты на предприятиях, в учебных заведениях, детских садах, на сельскохозяйственных предприятиях, в женских консультациях и других учреждениях. На первом уровне проводится основной объем мероприятий по индивидуальной профилактике и лечению наиболее распространенных видов стоматологической патологии, завершающийся санацией полости рта и при необходимости несложным зубопротезированием.

Второй уровеньпредставлен государственными и муниципальными стоматологическими поликлиниками административных районов городов, где обеспечивается оказание высококвалифицированной специализированной помощи по основным профилям стоматологической специальности: терапевтической стоматологии с эндодонтией, хирургической стоматологии и зубному протезированию. Как правило, такие стоматологические поликлиники выполняют еще и функции своеобразных методических и практических центров по организации стоматологической помощи, реализации муниципальных стоматологических программ в районе обслуживания.

На третьем уровнеоказывается высококвалифицированная и специализированная консультативно-диагностическая и лечебная помощь по таким узким разделам стоматологии, как пародонтология, эндодонтия, заболевания слизистой оболочки полости рта, стоматоневрология, сложное зубное протезирование, ортодонтия, челюстно-лицевая ортопедия, дентальная имплантация, пластическая хирургия, онкостоматология и т.д. К учреждениям этого уровня прежде всего следует относить стоматологические поликлиники субъектов Федерации, научных и учебных медицинских институтов, специализированных центров. Основной поток пациентов на третьем уровне должен формироваться в результате направлений специалистов предыдущих (первого и второго) уровней. На данном уровне осуществляется организационно-методическое руководство стоматологической службой субъекта Федерации.

 (другая инфа )Стоматологическая помощь — вид специализированной медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях и повреждениях зубов, челюстей и других органов полости рта и челюстно-лицевой области. Стоматологическая помощь включает терапевтическую, ортопедическую и хирургическую стоматологию и является одним из наиболее массовых видов специализированной медицинской помощи. Основной объем стоматологической помощи (более 90%) оказывается в амбулаторно-поликлинических условиях. Амбулаторную стоматологическую помощь предоставляют:

? в специализированных государственных и муниципальных стоматологических поликлиниках (взрослых и детских);

? в стоматологических отделениях (кабинетах), входящих в состав других государственных учреждений здравоохранения: территориальных поликлиник, медсанчастей, диспансеров, женских консультаций;

? в стоматологических кабинетах, развернутых в немедицинских организациях: дошкольных и школьных учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях;

? в частных стоматологических организациях, учреждениях, кабинетах.


9. Организация врачебно трудовой экспертизы
Экспертиза длительной или постоянной утраты трудоспособности и изучение состояния здоровья больных производится ВТЭК, которые организуются по территориальному принципу на базе лечебно-профилактических учреждений, находятся в ведении органов социального обеспечения и им подчинены. ВТЭК принимают на освидетельствование больных, которые были нетрудоспособными непрерывно в течение 4 мес. или в общей сложности 5 мес. в течение последнего года.

Основные задачи ВТЭК: это установление степени утраты трудоспособности, причин и времени наступления инвалидности, а также ее группы (см. Инвалидность); определение для инвалидов условий и видов труда (трудовые рекомендации), а также мероприятий, способствующих восстановлению их трудоспособности (профессиональное обучение, переквалификация, восстановительное лечение, протезирование, обеспечение средствами передвижения и т. д.).

ВТЭК принимает решение на основе коллегиального обсуждения данных медицинского освидетельствования больного с учетом его профессии и производственной характеристики с места работы. Ни один член ВТЭК не имеет права единолично осуществлять экспертизу трудоспособности и выносить экспертное решение. Врачебно-трудовая экспертиза — это определение стойкой утраты трудоспособности, постоянной или временной, у лиц, имеющих те или иные нарушения функций организма вследствие болезни, травмы или врожденного недоразвития. Тщательное и всестороннее обследование больного, изучение глубины и распространенности патологического процесса, проверка функционального состояния различных систем, учет в динамике компенсаторных приспособлений, определение влияния социальных факторов и внешней среды дают возможность вынести объективное заключение о трудоспособности и степени ее нарушения.

(другой сайт ) Причины нетрудоспособности: 1. Медицинские причины а) обусловленная заболеванием, б) несчастный случай, травма. 2. Социальные причины а) беременность и роды, б) уход за больным членом семьи, в) саноторно – курортное лечение, г) протезирование 3. Профилактические причины: карантин.

Документы, которые применяются:

1. листок нетрудоспособности

2. справка ф№095у, студентам вузов, учащимся, аспирантам, школьникам, дошкольникам из – за болезни и д.р.

3. неформенная справка (мед. работник ночью, во время работы во время мед. осмотра и д.р.)

4. в некоторых министерствах и ведомствах свои документы


10. Демография, значение демографических данных для характеристики общественного здоровья

Демография как наука изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики.

Демографические показатели

статистические показатели, характеризующие состояние населения и его воспроизводство. К ним относятсяпоказатели естественного движения населения — рождаемость, смертность (общая, младенческая, попричинам смерти), средняя продолжительность предстоящей жизни. Д. п. являются также численность иструктура населения, плотность населения, уровень образования, этническая структура, семейная структура. Наибольшую важность для врачей представляют показатели естественного движения населения

Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.

Средний показатель рождаемости составляет 20-30 детей на 1000 чел.

Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1000 чел.

Средний показатель смертности составляет 13-16 умерших на 1000 чел. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей, в первую очередь в возрасте до одного года (младенческая), есть явление патологическое. Поэтому младенческая смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Средняя продолжительность предстоящей жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления.Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким уровнем постарения населения считается, если такая возрастная категория составляет 20 % населения и более, умеренным постарением — 5-10 %, низким — 3-5 %.

Показатели механического движения населения. Механическое движение населения — передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны.

 


11. Экономика здравоохранения. Понятие, задачи, значение для отрасли
Экономика здравоохранения(ЭЗ)
– отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения, комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности области медицины.

При анализе экономических проблем здравоохранения важно рассматривать его, с одной стороны, как область человеческой деятельности, а с другой - как отрасль хозяйства. ЭЗ исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.

Общая цель ЭЗ – изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

 Предмет экономики здравоохранения – разработка методов рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

 Обозначенные отношения формируются в двух плоскостях: организационно-экономические и социально-экономические.

– Организационно-экономические отношения. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

– Социально-экономические отношения. При помощи их анализа проявляются специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

Основные задачи экономики здравоохранения:

– Определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

– Расчеты объемов экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

– Изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения и их связи с общественным производством;

– Расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

– Оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозаменяемые технологии, диагностические центры и др.);

– Экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

– Разработка и оценка эффективных форм оплати труда медицинских работников;

– Расчеты нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врач и работники немедицинских специальностей);

– Подготовка врачей у отрасли экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

Следовательно, ЭЗ – отраслевая наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с экономикой народного хозяйства, формирования, распределения и использования в охране здоровья материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

12. Планирование здравоохранения, виды планов
Планирование здравоохранения
— это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основными задачами планирования являются:

- Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- Оптимизация бюджетных расходов.

- Эффективное использование ресурсов.

Виды планирования:

- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;

- перспективное планирование;

- текущее планирование.

Стратегическое планирование, которое может включать долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив. Практика стратегического планирования исходит не "от достигнутого", поскольку при этом могут сохраняться имеющиеся диспропорции и "узкие" места организации, а от "будущего» то есть с ориентацией на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.

Программно-целевой метод стратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:

- целевого распределения бюджетных средств;

- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;

- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;

- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;

- в использовании на всех уровнях управления.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).

Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.

13. Финансирование здравоохранения, источники. Бюджет и смета лечебного учреждения
Ни одна отрасль современной рыночной экономики, куда относится здравоохранение, не может функционировать и развиваться без отлаженной системы и источников финансирования.

Финансирование в здравоохранении - система управления финансовыми отношениями между субъектами при оказании медицинских услуг в ходе перераспределения финансовых ресурсов, направленного на оптимизацию результатов ее функционирования с помощью финансовых методов и посредством финансовых рычагов.

Источниками финансирования государственного здравоохранения являются:

· средства республиканского и местного бюджетов, выделяемые по долговременным экономическим нормативам;

· отчисления от дохода хозяйствующих субъектов, целевые субсидии министерств, ведомств и других органов управления;

· средства международных организаций по специальным программам;

· валютные ассигнования из республиканского и местных валютных фондов;

· средства медицинских учреждений, полученные за выполнение сверхнормативных медицинских услуг работодателем и за оказание платных услуг и других видов хозяйственной деятельности;

· благотворительные вклады организаций и граждан, в том числе других государств.

Средства государственного здравоохранения направляются на:

· оказание медицинской помощи гражданам;

· целевые комплексные программы здравоохранения;

· развитие материально-технической базы государственного здравоохранения;

· содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;

· подготовку и повышение квалификации медицинских кадров;

· развитие и внедрение медицинской науки;

· ликвидацию эпидемий инфекционных заболеваний.

Бюджетное финансирование производится на основе сметного принципа: учреждению утверждается смета расходов, производимых за счет выделяемых средств. В смете расходов отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Смета— это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.
Смета расходов должна рассчитываться исходя из показателей пропускной способности медицинского учреждения: количество больничных коек, расчетное число амбулаторно-поликлинических посещений врачей за смену. Эти показатели являются базовыми для определения отдельных видов затрат. Так, в зависимости от коечной мощности стационара определяется общее количество требуемого медицинского персонала и соотношение должностей, различающихся по уровню оплаты труда.

Полученные показатели умножаются на ставки заработной платы, устанавливаемые в соответствии с единой тарификационной сеткой оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС). Необходимые затраты на медикаменты, приобретение мягкого инвентаря (постельное белье и пр.), питание больных рассчитываются как произведение количества больничных коек на нормативные показатели удельных затрат соответствующих видов в расчете на одну больничную койку.

14. Демография. Методика изучения механического движения населения
Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов. Единицейсовокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения. Принято делить на три группы:Естественное - Включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии. Социальное - Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

И Механическое движение населения происходит в результате миграционных процессов, т.е. перемещения людей, связанного, как правило, со сменой места жительства.

Виды миграции:

безвозвратная, т.е. с постоянной сменой постоянного места жительства;

временная – переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок;

сезонная – перемещение в определенные периоды года;

маятниковая – регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

Кроме того, различают внешнюю миграцию, т.е. миграцию за пределы своей страны, и внутреннюю – перемещение внутри страны. К внешней миграции относится эмиграция – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или длительный срок, и иммиграция – въезд граждан из другой страны в данную. Урбанизация– это процесс повышения роли городов в развитии общества. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сел окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу и др.).

Изучение механического движения населения связано также с переселением или передвижением из деревни в город, из одних районов в другие. Это внутренняя миграция. Внутренняя миграция населения – один из наиболее массовых и важных социальных процессов современности. Механическое движение имеет большое значение для медико-санитарного состояния страны и организации здравоохранения. Методической основой изучения механического движения населения являются переписи населения и текущая регистрация людей в паспортных столах. Для оценки миграционных процессов рассчитывается ряд показателей: n Число прибывших на 1000 населения. n Число выбывших на 1000 населения. n Миграционный прирост. n Коэффициент эффективности миграции.

Влияние миграционных процессов на показатели здоровья населения:

а) в результате миграции происходит перенос и распространение инфекционных заболеваний (необходимость санитарных пропускников на вокзалах, портах, аэропортах).

б) в процессе следования пассажиров необходимо оказание медицинской помощи

в) необходимость медицинского обследования людей, уезжающих куда-то работать.

г) маятниковая миграция не только увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, но и ведет к росту стрессовых ситуа­ций, травматизма.

д) сезонная миграция ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения

15. Демография. Методика изучения естественного движения населения
Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов. Единицейсовокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения. Принято делить на три группы:Социальное - Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией. Механическое движение населения происходит в результате миграционных процессов, т.е. перемещения людей, связанного, как правило, со сменой места жительства.

И Естественное - Включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.

Естественное движение населения – изменение численности населения в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Методики их изучения основываются на обязательной регистрации рождений (в месячный срок), смертей (в 3-хдневный срок), браков и разводов в отделах ЗАГС, при акиматах. Источниками изучения показателей естественного движения являются свидетельство о рождении, врачебное свидетельство о смерти (мертворождение). Естественное движение населения характеризуется рождаемостью, смертностью и естественным приростом.Более точные характеристики рождаемости получают путем исчисления специального показателя – коэффициента плодовитости (фертильности). При исчислении общего коэффициента плодовитости в отличие от коэффициента рождаемости в знаменателе берется не общая численность населения, а численность женщин в возрасте 15-49 лет. Этот возрастной интервал называется генеративным, или плодовитым (фертильным) периодом женщины. Кроме того, показатель рождаемости уточняется повозрастным показателем плодовитости.

То есть помимо общего показателя рождаемости рассчитываются также:

– специальный показатель рождаемости (плодовитости), который вычисляется к возрасту 15-49 лет; он примерно в 4 раза больше показателя рождаемости;

– повозрастные показатели рождаемости;

– показатель брачной рождаемости (плодовитости).

 

16. Организация мед помощи сельскому населению и Ее особенности
Организация медицинской помощи сельскому населению
Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: 1) профилактический характер; 2) участковость; 3) массовость; 4) специализация медицинской помощи 5) общедоступность.
Особенность оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению:
1) этапность оказания помощи
2) передвижные виды врачебной медицинской помощи (выездные врачебные бригады).
Особенности организации сельской медицинской помощи:
1) низкая плотность населения - численность сельского населения с 2004 по 2006. Ожидаемая продолжительность жизни на селе 64,52 г., в городе 70,53 г.
Людность - количество людей в населенном пункте. Средняя численность сельского населения - 200 чел.
2) разбросанность населенных пунктов на большой территории - сельских населенных пунктов 24 тыс. Средняя плотность населения в РБ 48 чел на км2, в селе - 10 чел на км2. Близость - расстояние между населенными пунктами, радиус обслуживания - расстояние от населенного пункта, где есть медицинские учреждения до самого удаленого населенного пункта, жители которого прикреплены к этому учреждению для медицинского обслуживания. Эта величина управляемая и изменяется в зависимости от численности населения.
3) плохое качество дорог
4) специфика сельскохозяйственного труда: сезонность, зависимость от погоды
5) условия, образ жизни, традиции
6) низкая обеспеченность специалистами
I этап - ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений:
А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)
Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)
В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).
В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ, ФАП-ы - филиалы СВА.
Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.
ФАПы - создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0,5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1,5-2,0% от бюджета ЗО района.
Функции ФАПа:
- оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;
- проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;
- организация патронажа беременных женщин, детей,
- проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;
Сельский врачебный участок (СВУ) - обслуживал 7-9 тысяч населения в радиусе 7-9 км.
Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает Врач участковой больницы.

Второй этап — районные медицинские учреждения, где ведущим учреждением является центральная районная больница. Сельские жители получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам. В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу.
Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН. На уровне района определяются районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности.

17. Организация лечебно профилактической помощи детям. Работа детской больницы. Документация. Показатели деятельности.
Организация лечебно - профилактической помощи детскому населению
Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.
Причины младенческой смертности:
1. острое расстройство пищеварения
2. пневмония
3. заболевания ВДП
4. острые детские инфекции
Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.
Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:
1. многопрофильные детские больницы
2. детские поликлиники
3. детские отделения взрослых поликлиник
4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых
5. специализированные детские больницы и учреждения
6. дома ребёнка
7. дошкольные учреждения
8. детские дома
В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.
Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.
По мощности детские поликлиники делятся ан 5 категорий:
1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

.

Детские больницы (отделения) бывают:
1. Соматические (многопрофильные)
2. Инфекционные
3. Смешанные
4. Специализированные (противотуберкулёзные, нервно – психические идр)
Задачи детской больницы:
a) диагностика
b) лечение
c) неотложная терапия
d) реабилитация
e) противоэпидемическая работа
f) оказание помощи детям в дошкольно – школьных учреждениях
Структура детской больницы:
1) отделение приёма и выписки больных
2) клинические отделения
3) изоляционно – диагностический отдел
4) вспомогательные отделения и службы
5) АХЧ
В детских больницах есть опасность внутрибольничной инфекции (ВБИ), гораздо больше, чем во взрослых больницах, - стремятся к боксированию палат, в приёмном отделении располагаются боксы.
Особенности организации и работы детского стационара:
1. Расставание ребёнка с матерью. Нужно окружить его лаской и заботой.
2. Есть различные отделения, куда помещаются дети в зависимости от возрастаи нозологии.
3. В возрасте до 7 лет мальчики и девочки находятся вместе, после 7 отдельно.
4. Обязательный сестринский уход. Стремятся приблизить пост мед. сестры к детям. В больших палатах пост мед. сестры располагается внутри палаты.
5. Врач педиатр ведёт 20 детей, инфекционист 15.
6. В определённых случаях матерей помещают вместе с детьми. Материнский уход – это витамин М (Сперанский).
7. Важной особенностью является воспитательная работа. Есть должность воспитателя, особенно у детей с хроническими заболеваниями прикрепляются и учителя, которые проводят занятия.
Профилактика ВБИ:
ВБИ считается заболевание, возникшее у ребёнка в сроки пребывания в больнице, которые больше срока инкубации, возникшие новые заболевания, если предшевствовал хотя бы один случай этого заболевания. Причины ВБИ: плохая изоляция, поступление детей в инкубационный период, занос инфекции персоналам и посетителями. При поступлении нужно: тщательно собирать эпидемиологический анамнез, создавать боксированные отделения. Только при подозрении на инфекции ребёнок изолируется в бокс

18. Основные типы учреждений по охране материнства и детства. их функции.
Основные типы учреждений по охране материнства и детства - приоритетное направление в здравоохранении. Охрана материнства и детства (ОМИД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

ВОЗ программирует мероприятия по ОМИД как главные ; в программе ВОЗ записано , что к 2000 году должно быть достигнуть устойчивое и непрерывное улучшение здоровья детей и женщин.

Здоровье матери и ребенка надо рассматривать как здоровье будущего общества. ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей:

1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.

2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности.

3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах.

4 группа - период раннего детства ( до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.

5 группа - период дошкольного возраста ) 1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физическое развитие.

6 группа - школьный возраст . задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.

Принципы , методы и показатели отчетности учреждений ОМИД.

ОМИД - проблема комплексная, а не чисто медицинская, поэтому и подход к проблеме комплексный. Прежде всего, мероприятия проводятся государством по охране труда , быта, проживания женщин. В настоящее время у нас около 9 млн. Женщин работают во вредных и опасных условиях туда 1 и 2 категории. 270 тыс. Женщин заняты на тяжелой физической работе. В ночных сменах женщин в 2 раза больше, чем мужчин. Все это требует общегосударственных мероприятий.

Учреждения ОМИД.

Учреждения охраны детства .

1. Амбулаторно-поликлинические:

• детская поликлиника

• детская стоматологическая поликлиника

• детская консультация

2. стационарные:

• детская больница соматическая

• детская инфекционная больница

• детское отделение в структуре общесоматических взрослых больниц

3. Специализированные

• дома ребенка

• детские санатории

• детские ясли

• детские молочные кухни

• для отсталых в развитии детей

Охрана материнства

• женские консультации

• родильные дома

• акушерско-гинекологические отделения соматических больниц

• отделения патологии беременных общесоматических больниц

все учреждения ОМИД делятся на категории и типы. Рассмотрим это на примере категорий роддомов.

1 категория ( высокая) 150 - 200 коек

2 категория - 101 - 150 коек

3 категория 81 - 100 коек

4 категория - 60-80 коек

Женская консультация.

Задачи:

1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности

2. проведение профилактических осмотров всех женщин

3. диспансерный учет беременных , а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями.

4. Организационно-методическая работа

5. санитарно-гигиеническое воспитание , пропаганда здорового образа жизни.

Родильный дом.

Родильный дом - учреждение стационарного типа оказывающее медицинскую помощь роженицами, может быть самостоятельным или объединенным с женской консультацией.

Детская больница.

Детская больница может соматической и инфекционной. Имеет отчетную форму №14, как и родильный дом. Основная учетная форма - карта выбывшего из стационара.

19. Первичная медико санитарная помощь населению рк и Ее организация
1. Общие положения
1. Настоящие Правила первичной медико-санитарной помощи разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Кодекса Республики Казахстан 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения".
2. Настоящие Правила определяют порядок оказания первичной медико-санитарной помощи.
3. Первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) - доврачебная или квалифицированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения, включающая комплекс доступных медицинских услуг, оказываемых на уровне человека, семьи и общества (диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очагах инфекционных заболеваний; гигиеническое обучение населения, охрана семьи, материнства, отцовства и детства; разъяснительная работа по безопасному водоснабжению и рациональному питанию населения).
2. Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи
4. ПМСП оказывается участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерами и медицинскими сестрами (далее - специалисты ПМСП).
5. ПМСП оказывается в соответствии со стандартами (перечни услуг, операций и манипуляций, медикаментов и изделий медицинского назначения), утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения (далее - уполномоченный орган).
6. В рамках ПМСП оказываются следующие виды услуг:
профилактические, диагностические, лечебные, по экспертизе временной нетрудоспособности.
7. Профилактические услуги включают: профилактические осмотры, иммунизацию, формирование и пропаганду здорового образа жизни, рекомендации по рациональному и здоровому питанию, планирование семьи, диспансеризацию и динамическое наблюдение, патронаж беременных, детей, в том числе новорожденных, социально-психологическое консультирование.
8. Диагностические услуги включают: осмотр специалистом ПМСП, лабораторные и инструментальные исследования.
9. Лечебные услуги включают: оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, лечебные манипуляции в соответствии со стандартами в области здравоохранения, обеспечение отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне.
10. При оказании ПМСП проводится экспертиза временной нетрудоспособности в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится врачом в целях официального признания нетрудоспособности физического лица и его временного освобождения от выполнения трудовых обязанностей на период заболевания.
11. ПМСП оказывается в рамках перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП), утверждаемого Правительством Республики Казахстан.
12. ПМСП оказывается гражданам:
1) независимо от факта прикрепления в случае оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;
2) в плановом порядке - по прикреплению, предварительной записи или обращению.
13. При первичном обращении гражданина в организацию ПМСП, в регистратуре организации ПМСП оформляется медицинская карта амбулаторного больного или история развития ребенка, которые являются первичными учетными медицинскими документами.
Первичная учетная медицинская документация, используемая в организациях ПМСП, заполняется только на соответствующих формах, утвержденных уполномоченным органом, и хранится в регистратуре медицинской организации.
Обеспечение сохранности первичной учетной медицинской документации осуществляется старшим регистратором, а в фельдшерско-акушерских и медицинских пунктах - специалистом ПМСП, в порядке, установленном уполномоченным органом.
13-1. Запись на прием к врачу осуществляется при непосредственном обращении, по телефонной связи физического лица или его представителя в медицинскую организацию, оказывающую ПМСП, или в электронном формате через веб-портал "электронного правительства" без наличия электронной цифровой подписи.

20. Организация стационарной медицинской помощи. Показатели работы стационара.
Любая больница имеет четыре подразделения: управление (главный врач и его заместители, канцелярия, бухгалтерия и т. д.), стационар (приемное отделение, лечебные отделения, операционный блок и т. п.), административно-хозяйственная часть (пищеблок, склады, прачечная, дезинфекционный отдел и пр.), поликлиника (как правило). Кроме того, должны быть лечебно-диагностическое отделение (лаборатории, кабинет ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический и др.), аптека, патологоанатомическое отделение.
Городские больницы предназначены для оказания высококвалифицированной специализированной помощи населению города или района. Больницы осуществляют связь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром, реабилитацию больных, профилактику заболеваний, повышают уровень подготовки медицинских кадров.
Если больница является базой для обучения студентов, то она называется клинической. Подобные лечебные учреждения имеют особый статус: пациентов при госпитализации в клиническую больницу обычно просят, чтобы они с пониманием относились к повторным визитам студентов, отвечали на вопросы студентов, разрешали проводить осмотры и необходимые манипуляции. Пациент вправе отказаться от общения со студентами независимо от самочувствия.
Согласно рекомендациям ВОЗ функциями современной больницы являются:
• диагностика и лечение заболеваний;
• неотложная помощь;
• реабилитация больных;
• профилактика;
• научно-исследовательская и учебная деятельность (подготовка медицинского персонала).
Больной может поступить в стационар в плановом порядке (по направлению лечащего врача городской, районной, консультационной поликлиники, поликлиники диспансера), может быть доставлен в стационар «скорой помощью».
Одна из распространенных форм организации стационара в системе отечественного здравоохранения - дневной стационар, который предусматривает нахождение больного в лечебном отделении стационара во время обхода лечащего врача, прохождение лечебных и диагностических процедур. На ночь больной уходит домой. Эта форма работы стационара удобна для больных и экономична.
В целях создания лечебно-охранительного режима (что является непременным условием лечения больных) в каждой больнице есть определенный внутренний распорядок, который позволяет оптимально организовать работу всех подразделений стационара.

 

21. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению
Амбулатория – учреждение, которое оказывает помощь больным по одной или нескольким основным врачебным специальностям.

В поликлинике оказывается помощь по многим специальностям.

Как в амбулаториях, так и в поликлиниках осуществляется лечение больных при обращении в эти учреждения, а также проводится профилактическая работа. Кроме того, они оказывают медицинскую помощь на дому.

Работа амбулаторий и поликлиник сильно влияет на деятельность других учреждений здравоохранения – больниц, службы скорой помощи. Кроме того, от эффективной работы этого звена медицинской помощи существенно зависит уровень и длительность временной утраты трудоспособности, частота осложнений заболеваний и последствие их течения, уровень госпитализации, продолжительность пребывания больных в стационарах и вообще рациональное использование коек, а также в значительной мере оценка населением деятельности всей системы здравоохранения.

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и территориально-медицинские объединения (ТМО) являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены: норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта); норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при обслуживании пациентов на дому терапевтом); штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

Основные задачи городской поликлиники:

· оказание первичной и специализированной квалифицированной медицинской помощи амбулаторно и на дому;

· проведение диспансерного наблюдения за различными контингентами;

· проведение врачебной экспертизы нетрудоспособности;

· организация и проведение профилактических мероприятий, включая и противоэпидемические;

· гигиеническое воспитание населения;

· изучение показателей здоровья населения.

Основные разделы работы поликлиники:

· профилактическая, включая и противоэпидемиологические мероприятия;

· лечебно-диагностическая;

· организационно-методическая.

К профилактическим мероприятиям относятся как профилактические (первичные), так и потенциально профилактические (вторичные).

Первичные мероприятия:

· прививание;

· гигиеническое воспитание населения;

· диспансерное наблюдение за здоровыми и лицами с факторами риска;

· санитарно-противоэпидемиологические мероприятия.

Вторичные мероприятия:

· своевременное определение инфекционных заболеваний и извещение про инфекционного больного СЭС;

· организация изоляции больных, наблюдение за контактными выздоравливающими;

· организация текущей дезинфекции.

Лечебно-диагностическая работа включает:

· раннее выявление заболеваний и полноценное своевременное обследование больных;

· лечение больных в поликлиниках и на дому, в том числе и в стационарах дома с использованием соответствующего комплекса методов реабилитационного лечения;

· оказание неотложной медицинской помощи при внезапном нарушении здоровья больного;

· обследование, отбор и направление больных на госпитализацию;

· отбор и обследование больных для санаторно-курортного лечения;

· проведение экспертизы временной утраты трудоспособности;

· отбор и направление больных с признаками стойкой утраты трудоспособности на МСЭК.

Организационно-методическая работа включает:

· анализ состояния здоровья населения;

· оценка деятельности поликлиники, ее подразделений и персонала;

· введение в практику новых эффективных методов и способов профилактики, диагностики и лечения, а также организационных форм и методов работы;

· организация и обеспечение повышения квалификации медперсонала (направление на последипломную подготовку и стажировку в стационарах, проведение научно-практических конференций и семинаров).

Структура городской поликлиники:

Городская поликлиника:

· управление;

· хозяйственная часть;

· регистратура;

· лечебно-вспомогательные отделения (физиотерапевтические, ЛФК, рефлексотерапия);

· диагностические подразделения (рентгеновское отделение, лаборатория, отделения (кабинеты) функциональной диагностики, эндоскопический кабинет, кабинет УЗИ);

· кабинет доврачебного приема;

· лечебно-профилактические подразделения (отделения или кабинеты из 18-20 специальностей);

· отделения профилактики;

· другие подразделения

· кабинет неотложной помощи;

· кабинет учета и медицинской статистики;

· дневной стационар;

· госхозрасчетное отделение.

Общие данные амбулаторно-поликлинического учреждения:

- мощность учреждения;

- структура и система организации работы;

- обеспеченность обслуживаемых контингентов основными видами лечебно-диагностической и медико-профилактической помощи;

- показатели нагрузки учреждения в целом, отделений и отдельных врачей узких специальностей;

- кадровое обеспечение (укомплектованность, квалификация и стабильность кадрового состава).

Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:

– обеспеченность населения врачебными кадрами; рассчитывается как отношение числа физических врачей к численности взрослого населения и умножается на 10000;

– обеспеченность терапевтами, педиатрами и другими специалистами; фактическая обеспеченность терапевтами в России 9,1 на 10000 взрослого населения, педиатрами – 23,9 на 10000 населения;

– укомплектованность штатами рассчитывается путем отношения числа физических лиц к числу штатных врачебных должностей, умноженное на 100%;

– обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью в год в расчете на 1 жителя; рассчитывается как отношение числа посещений врачей за год к численности обслуживаемого населения;

– обеспеченность населения участковыми терапевтами (другими специалистами); рассчитывается как отношение числа участковых врачей-терапевтов (других специалистов) к численности обслуживаемого населения;

– средняя численность терапевтического участка; рассчитывается как отношение численности населения, обслуживаемого поликлиникой, к числу терапевтических участков; нормативная численность населения на 1 терапевтическом участке врача-терапевта составляет 1700 человек, врача общей практики – 1500 человек, а семейного врача – 1200 жителей;

– нагрузка врача на 1 час амбулаторного приема; рассчитывается как отношение числа амбулаторных посещений к врачу к числу часов работы врача на амбулаторном приеме;

– нагрузка врача на 1 час работы по обслуживанию вызовов; рассчитывается как отношение числа посещений на дому к числу часов работы врача по обслуживанию вызовов;

– соблюдение участковости на амбулаторном приеме; рассчитывается как отношение числа посещений у врачей-терапевтов, сделанных жителями своего участка к общему числу посещений у врачей-терапевтов, умноженное на 100%;

– активность посещений на дому; рассчитывается как отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100%;

– заболеваемость населения; рассчитывается как отношение числа впервые выявленных (в отчетном году) заболеваний к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000;

– болезненность населения; рассчитывается как отношение числа всех (впервые и ранее) зарегистрированных заболеваний к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000;

– полнота охвата профосмотрами определяется путем отношения количества осмотренных к числу лиц, подлежащих осмотрам и умножается на 100%;

– процент совпадения диагнозов – отношение числа совпавших диагнозов поликлиники к общему числу больных, направленных с данным диагнозом на госпитализацию, умноженное на 100%.

22. Динамика населения
Динамика населенияхарактеризуется изменением численности и структуры населения в силу следующих основных причин: • механического движения населения (миграции); • естественного движения населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 660.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...