Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика 1.2 Объем внимания при восприятии простейших объектов




Цель исследования. Изучение объема внимания, точности пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия.

Оборудование. 1. Несколько наборов по 15 карточек (рис. 1). На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек.

2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.

Порядок исследования. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены.  Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним.

Перед демонстрацией каждой карточки экспериментатор дает сигнал «Внимание!», и через один и тот же интервал (1…2 с) после сигнала показывается очередная карточка. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы не помешать исследуемому преждевременным сигналом полностью поставить все точки в предыдущей сетке.

Время экспозиции – 1 с. Если цель исследования – изучение индивидуальных особенностей, целесообразно провести один раз эксперимент с экспозицией 1 с; при неудовлетворительном результате (низкая точность размещения, ошибки в определении числа точек) в повторных экспериментах следует увеличить время экспозиции.

Для повторных экспериментов рекомендуется использовать другие варианты наборов карточек.

Инструкция исследуемому. Вам будут показываться на очень короткое время карточки. На каждой карточке – квадратная сетка из 16 клеток, как вот на этой (показывается). В клетках – точки. Вы должны очень внимательно смотреть и постараться заметить, сколько точек на карточке и в каких клетках они размещены.

     После того как будет показана первая карточка, Вы должны на бланке отметить расположение точек в первой сетке, после второй карточки – во второй сетке и т. д. Может случиться, что Вы запомните, сколько точек было на только что показанной карточке, но не сможете вспомнить расположение в клетках некоторых из этих точек. Например, Вы помните, что на карточке было 8 точек, расположение шести из них Вы запомнили и ставите точки в соответствующие клетки. Если расположение остальных двух точек не помните, поставьте два крестика рядом с сеткой. Понятно? Есть вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь. Внимание!

Учет результатов. При наблюдении следует отметить:

сразу ли после демонстрации исследуемый ставит точки на бланке или некоторое время продолжает вглядываться (с открытыми или закрытыми глазами) в то место, где была карточка;

ставит ли точки быстро и уверенно или сомневается, меняет решение; какие точки разместил уверенно, в каких сомневался; при сомнении ставит крестик или нет;

достаточно ли время экспозиции для данного исследуемого;

были ли случаи, когда исследуемый оказался неподготовленным, несобранным к моменту демонстрации и вследствие этого плохо воспринял содержание карточки; умеет ли полностью сосредоточиться;

наблюдалась ли эмоциональная реакция при явно недостаточном для исследуемого времени экспозиции.

 

                         
1       2       3      
                         
                         
                             
                     
4       5       6      
                         
                     
                             
                     
7       8       9      
                 
                     
                             
                   
10     11     12    
                     
                 
                             
                 
13       14     15      
             
                       

 

Рис. 1Вариант набора карточек для исследования объема внимания

 

Опрос следует проводить после всего исследования в целом. В процессе опроса выяснить:

как оценивает исследуемый свою работу; полагает ли, что сумел все воспринять без ошибок, или думает, что допустил много ошибок; 

в чем ошибки – в воспроизведении числа точек или в их размещении;

достаточным ли было время экспозиции.

При определении количественных показателей по каждой карточке устанавливается, как исследуемый воспроизвел число точек. Если правильно, то за данную карточку ставится «плюс», в противном случае – «минус». Учитывается (в %) количество карточек (из 15), в которых исследуемый получил «плюс». Это показатель точности восприятия.

Устанавливается, при каком максимальном числе точек на карточке исследуемый начинает неправильно их воспроизводить. Этим методом можно получить представление о так называемом объеме внимания. Если исследуемый, например, правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну, то его объем внимания нужно принять за «пять».

В отношении каждой карточки подсчитывается число точек, правильно размещенных в соответствующих клетках. Вычисляется, какой процент точек данной карточки размещен правильно. Если исследуемый поставил «крестик» в ту клетку, в которой на карточке стояла точка, то эта точка считается правильно воспроизведенной. Значительное количество «крестиков» может свидетельствовать о неуверенности исследуемого, склонности к сомнениям.

В качестве общего показателя точности восприятия пространственного размещения в данном исследовании берется среднее арифметическое процентов правильности размещения по каждой из пятнадцати карточек.

Анализ результатов. При оценке выполнения задания принимается во внимание: правильно ли исследуемый воспроизвел число точек на каждой карточке (объем внимания); верно ли разместил на каждой карточке точки в клетках (точность восприятия пространственного размещения).

При неправильном расположении исследуемым точек в клетках рекомендуется установить, в какой мере он сохранил или нарушил структуру, которую эти точки образуют на карточке.

Из сопоставления времени экспозиций в последовательных сериях экспериментов и соответствующих показателей объема и точности восприятия можно сделать заключение о скорости восприятия исследуемого.

Данное исследование может проводиться при изучении влияния на состояние психических процессов ряда факторов (перегрева, монотонной работы и т. п.). В этом случае эксперимент повторяется многократно, непосредственно до и после воздействия факторов.

Примеры краткой характеристики выполнения задания. У исследуемого М. были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.

У исследуемого П. обнаружен слабый объем внимания. Как в первом так и во втором эксперименте он ошибался в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Правильно по числу точек воспроизвел лишь 26% всех точек. Точность восприятия пространственного размещения точек была также невысокой: 43% – в первом эксперименте, 28% – во втором. Во время исследования и после него жаловался на слишком короткое время экспозиции: не успевает запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения. Считает, что допустил очень много ошибок; «крестики» не ставил, так как думал, что это снизит оценку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...