Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы и формы государственного регулирования
Методы гос. Регулирования делятся на экономические и административные.Однако жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов. Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Гос. органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Также Г определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета. Гос. органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства. Г должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, Г превращается в главный координирующий центр всей исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей,регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, госзаказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых Г участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.Экономическое программирование–комплексное использование в глобальных целях всех элементовгос. регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за выполнение.
Лицензирование в Украине Основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование, являетсяЗакон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Действие Закона «О лицензировании ...» распространяется на всех субъектов хозяйствования. Лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, лицензирование в сфере интеллектуальной собственности осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах.Лицензия — документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.Лицензирование — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений о ликвидации нарушений законодательства в сфере лицензирования.Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой — орган лицензирования.Орган лицензирования — орган исполнительной власти, определенный КМУ, или специально уполномоченный исполнительный орган местных советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности. Основнымипринципами государственной политики в сфере лицензирования являются: Ø обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования; Ø защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, Ø защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства; Ø установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины; Ø установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Лицензионные условия определены в Законе двояким образом. Так, в ст. 1 ЗУ лицензионные условия определены как установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.Субъект хозяйствования, который имеет намерение проводить определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности обращается в соответствующий орган лицензирования сзаявлением установленного образца о выдаче лицензии.К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально или органом, который выдал оригинал документа. Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе.Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче всрок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов, если иное не установлено специальным законом.Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицензии являются:1) недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии; 2) несоответствие заявителя согласно поданным документам лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении .В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления недостоверных данных в документах, представленных заявителем, о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.Срок действия лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности устанавливается КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, ноне может быть менее 3 летВ постановлении КМУ указаны какобщий срок действия лицензий (3 года), так испециальные сроки, установленные для некоторых видов предпринимательской деятельности.Выдача лицензии на срок меньше 3 лет или отказ в продлении срока лицензии дают субъекту предпринимательства право обратиться в суд или арбитражный суд за защитой своих интересов Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган исполнительной власти или специально уполномоченный исполнительный орган советов, осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и документов, прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, которая переоформлялась.За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за переоформление лицензии зачисляется в Госбюджет Украины.Аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом лицензирования права на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины. Ст. 21 ЗУ «О лицензировании...» называет 9 оснований ее аннулирования. Это: 1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии; 2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение); 3) решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования; 4) нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица — субъекта предпринимательской деятельности; 5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии; 6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности; 7) акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии; 8) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий; 9) невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности. Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления оснований для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее3 рабочих днейс даты его принятия. Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия. Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экспортно-апелляционный совет, действие данного решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования. Субъект хозяйствования может получить новую лицензию на право проведения хозяйственной деятельности не ранее чем через 1 год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии в случае, если она была аннулирована на основаниях указанных в п. 2, 5, 6, 7, 8. В практике возможны случаи неправомерного применения органами лицензирования такой санкции как аннулирование лицензии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.4 Закона «О лицензировании » указано, чторешение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Патентование в Украине Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности или его обособленного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 ЗУ «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельноститребуют получения торгового патента»:1)торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины,2)деятельность по обмену наличных валютных ценностей,3)деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса,4)деятельность в сфере бытовых услуг.Действие ЗУ «О патентовании...»не распространяется на торговую деятельность и деятельность по предоставлению бытовых услуг: 1) предприятий и организаций Укоопсоюза, военной торговли, аптек, находящихся в государственной собственности, и торгово-производственных государственных предприятий рабочего снабжения в селах, поселках и городах районного подчинения.2) субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые:- осуществляют торговую деятельность с лотков, прилавков и уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли продукцией в пределах рынков всех форм собственности;- уплачивают налог на промысел в порядке, предусмотренном действующим законодательством;- осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции личного пчеловодства; - уплачивают государственную пошлину за нотариальное удостоверение договоров об отчуждении личного имущества, если товары каждой отдельной категории отчуждаются не чаще 1 раза в календарный год; - уплачивают фиксированный налог в соответствии с законодательством о налогообложении доходов физических лиц;3) субъектов предпринимательской деятельности, образованных общественными организациями инвалидов, имеющих налоговые льготы согласно действующему законодательству и осуществляющих торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на предприятиях Украинского общества слепых и Украинского общества глухих. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |