Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и формы государственного регулирования




Методы гос. Регулирования делятся на экономические и административные.Однако жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов. Главная задача хозяйственного законодательства и государствен­ных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупот­реблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться цент­рализованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое мно­гообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Гос. органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а так­же вводят отдельные ограничения на их действия, способные на­нести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Также Г определяет основные направления, развивает про­граммы развития экономики и добивается безусловного выполне­ния этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета. Гос. органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а так­же товарной структуры внешней торговли. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первона­чальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства. Г должно установить порядок, при котором предпри­ниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересова­ны делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обще­ству в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъек­тов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, Г превращается в главный координирующий центр всей исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктив­ную работу входящих в систему субъектов. Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей,регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, поручительство перед инвесторами, прямое участие в инвестиционных проектах, госзаказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых Г участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-товаропроизводителями.Экономическое программирование–комплексное использование в глобальных целях всех элементовгос. регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за выполнение.

 

Лицензирование в Украине

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицен­зирование, являетсяЗакон Украины «О лицензировании опреде­ленных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г.

Действие Закона «О лицензировании ...» распространяется на всех субъектов хозяйствования.

Лицензирование банковской деятельности, внеш­неэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядер­ной энергии, лицензирование в сфере интеллектуальной собствен­ности осуществляется согласно законам, регулирующим отноше­ния в этих сферах.Лицензия — документ государственного образца, который удо­стоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хо­зяйственной деятельности в течение определенного срока при усло­вии выполнения лицензионных условий.Лицензирование — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении на­рушений лицензионных условий, а также распоряжений о ликви­дации нарушений законодательства в сфере лицензирования.Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензирова­нием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с дру­гой — орган лицензирования.Орган лицензирования — орган исполнительной власти, опре­деленный КМУ, или специально упол­номоченный исполнительный орган местных советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.

Основнымипринципами государственной политики в сфере ли­цензирования являются:

Ø обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъек­тов хозяйствования;

Ø защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан,

Ø защита окружающей природной среды и обеспечение безопасно­сти государства;

Ø установление единого порядка лицензирования видов хозяйст­венной деятельности на территории Украины;

Ø установление единого перечня видов хозяйственной деятельно­сти, подлежащих лицензированию.

Лицензионные условия определены в Законе двояким образом. Так, в ст. 1 ЗУ лицензионные условия определены как установ­ленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требо­ваний, обязательных для выполнения при проведении видов хозяй­ственной деятельности, подлежащих лицензированию.Субъект хозяйствования, который имеет намерение проводить определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности обращается в соответствующий орган лицензирования сзаявлением установ­ленного образца о выдаче лицензии.К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельст­ва о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государствен­ный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нота­риально или органом, который выдал оригинал документа. Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе.Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче всрок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов, если иное не установлено специальным законом.Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии или об от­казе в выдаче лицензии направляется заявителю в пись­менной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицен­зии являются:1) недостоверность данных в документах, представленных заяви­телем, для получения лицензии;

2) несоответствие заявителя согласно поданным документам ли­цензионным условиям, установленным для вида хозяйственной дея­тельности, указанного в заявлении .В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления не­достоверных данных в документах, представленных заявителем, о вы­даче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицен­зирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.Срок действия лицензии на проведение определенного вида хо­зяйственной деятельности устанавливается КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, ноне может быть менее 3 летВ постановлении КМУ указаны какобщий срок действия лицензий (3 го­да), так испециальные сроки, установленные для некоторых видов предпринимательской деятельности.Выдача лицензии на срок меньше 3 лет или отказ в продле­нии срока лицензии дают субъекту предпринимательства право об­ратиться в суд или арбитражный суд за защитой своих интересов Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган ис­полнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган испол­нительной власти или специально уполномоченный исполнитель­ный орган советов, осуществляется на территории соот­ветствующей административно-территориальной единицы.Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты по­ступления заявления о переоформлении лицензии и документов, прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о пе­реоформлении лицензии.Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, которая переоформлялась.За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за переоформ­ление лицензии зачисляется в Госбюджет Украины.Аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом ли­цензирования права на проведение определенного вида хозяйст­венной деятельности.Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины. Ст. 21 ЗУ «О лицензировании...» называет 9 оснований ее аннулирования. Это:

1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение сро­ка действия лицензии повторного нарушения определенных лицен­зионных условий после применения санкций за аналогичное нару­шение);

3) решение об отмене государственной регистрации субъекта хо­зяйствования;

4) нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физиче­ского лица — субъекта предпринимательской деятельности;

5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, пред­ставленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии дру­гому юридическому или физическому лицу для проведения хозяй­ственной деятельности;

7) акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прила­гаемых к заявлению о выдаче лицензии;

8) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

9) невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензион­ных условий, установленных для определенного вида хозяйствен­ной деятельности.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления осно­ваний для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее3 рабочих днейс даты его принятия.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия.

Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экс­портно-апелляционный совет, действие данного решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующе­го решения специально уполномоченного органа по вопросам ли­цензирования.

Субъект хо­зяйствования может получить новую лицензию на право проведе­ния хозяйственной деятельности не ранее чем через 1 год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулирова­нии предыдущей лицензии в случае, если она была аннулирована на основаниях указанных в п. 2, 5, 6, 7, 8.

В практике возможны случаи неправомерного применения ор­ганами лицензирования такой санкции как аннулирование лицен­зии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.4 Закона «О ли­цензировании » указано, чторешение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Патентование в Украине

Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности или его обособленного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 ЗУ «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельноститребуют получения торгового патента»:1)торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины,2)деятельность по обмену наличных валютных ценностей,3)деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса,4)деятельность в сфере бытовых услуг.Действие ЗУ «О патентовании...»не распространяется на торговую деятельность и деятельность по предоставлению быто­вых услуг:

1) предприятий и организаций Укоопсоюза, военной торговли, аптек, находящихся в государственной собственности, и торгово-производственных государственных предприятий рабочего снаб­жения в селах, поселках и городах районного подчинения.2) субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые:- осуществляют торговую деятельность с лотков, прилавков и уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли продук­цией в пределах рынков всех форм собственности;- уплачивают налог на промысел в порядке, предусмотренном дей­ствующим законодательством;- осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хо­зяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции личного пчеловодства;

- уплачивают государственную пошлину за нотариальное удосто­верение договоров об отчуждении личного имущества, если това­ры каждой отдельной категории отчуждаются не чаще 1 раза в календарный год;

- уплачивают фиксированный налог в соответствии с законодатель­ством о налогообложении доходов физических лиц;3) субъектов предпринимательской деятельности, образован­ных общественными организациями инвалидов, имеющих налого­вые льготы согласно действующему законодательству и осуществ­ляющих торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на пред­приятиях Украинского общества слепых и Украинского общест­ва глухих.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...