Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система державного регулювання зовнішньоекономічної діяльності в умовах членства України в СОТ. Ліцензування та квотування ЗЕД.




 

Согласно Закону о ВЭД, лицензирование внешнеэкономических операций определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению разрешения на осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности экспорта (импорта) товаров.

Лицензирование экспорта товаров вводится в случае:
- значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке, особенно сельскохозяйственной продукции, продуктов рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленных товаров широкого потребления первой необходимости или других товаров, имеющих существенное значение для жизнедеятельности в Украине;
- необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;
- экспорта драгоценных металлов, кроме банковских металлов ;
- необходимости применения мер защиты отечественного товаропроизводителя;
- необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;
- необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.
Лицензирование импорта товаров вводится в случае:
- резкого ухудшения состояния платежного баланса и внешних платежей (если другие меры неэффективными)
- резкого сокращения или минимального размера золотовалютных резервов;
- необходимости обеспечения защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей природной среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также соответствии с требованиями государственной безопасности;
- импорта драгоценных металлов, кроме банковских металлов;
- необходимости применения мер защиты отечественного товаропроизводителя;
- необходимости обеспечения защиты патентов, торговых марок и авторских прав;
- необходимости обеспечения выполнения международных договоров Украины.

 

В Украине вводятся такие экспортные ( импортные ) лицензии :

- Генеральная - открытое разрешение на экспортные ( импортные ) операции по определенному товару ( товарам) и / или с определенной страной ( группой стран ) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару ( товарам) ;

- Разовая ( индивидуальная ) - разовое разрешение , имеющее именной характер и выдается для осуществления каждой Отдельной операции конкретным субъектом внешнеэкономической деятельности на период , Euro , чем тот , Который необходим для осуществления экспортное ( импортной ) операции ;

- Открытая ( индивидуальная ) - разрешение на экспорт ( импорт) товара в течение определенного времени ( но не менее одного месяца ) с определением его общего объема ;

- Антидемпинговая ( индивидуальная ) - надлежаще образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара ( товаров) , являющегося объектом антидемпингового расследования и / или антидемпинговых мер;

- Компенсационная ( индивидуальная ) - надлежаще образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара ( товаров) , являющегося объектом антисубсидиционного расследования и / или компенсационных мер;

- Специальная ( индивидуальная ) - надлежаще образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара ( товаров) , являющегося объектом специального расследования и / или Специальных мер.

квотирование - это метод регулирования экспортно-импортных операций путем установления на определенный период количественных ограничений объемов вывоза или ввоза товаров в натуральном или стоимостном выражении.

 

В Украине введен 6 видов экспортных ( импортных ) квот ( контингентов ) :

 

1 ) глобальные - квоты , устанавливаемые по товару ( товарам) без указания конкретных стран ( групп стран ) , куда товар ( товары ) экспортируется или из которых он (они ) импортируется ;

 

2 ) групповые - квоты , устанавливаемые по товару ( товарам) с определением группы стран , куда товар ( товары ) экспортируется или из которых он (они ) импортируется ;

 

3 ) индивидуальные - квоты , устанавливаемые по товару ( товарам) с определением конкретной страны , куда товар ( товары ) может экспортироваться или из которой он (они ) может импортироваться ;

 

4 ) Антидемпинговые - предельный объем импорта в Украину определенного товара ( товаров) , являющегося объектом антидемпингового расследования и / или антидемпинговых мер, Который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и Который определяется в натуральных и / или стоимостных единицах измерения ;

 

5 ) компенсационные - предельный объем импорта в Украину определенного товара ( товаров) , являющегося объектом антисубсидиционного расследования и / или компенсационных мер, Который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и Который определяется в натуральных и / или стоимостных единицах измерения ;

 

6 ) специальные - предельный объем импорта в Украину определенного товара ( товаров) , являющегося объектом специального расследования и / или Специальных мер, Который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и Который определяется в натуральных и / или стоимостных единицах измерения.

 

  Членства в ВТО создало положительные предпосылки для
социально-экономического развития Украины: улучшение условий торговли
на мировом рынке для отечественных производителей, расширение
возможностей потребителей по выбору товаров, работ, услуг
вследствие усиления конкуренции между импортными и отечественными
товарами, что должно способствовать повышению качества таких товаров и
снижению цен на них; дальше приведения законодательства Украины о
государственной регуляторной политике в соответствие с международно
признанными нормами и правилами.

 

Украина получила возможность применять принципы и
механизмы ВТО для дальнейшего развития внешней торговли и
увеличение товарооборота с государствами - основными партнерами.

 

Положительным следствием вступления в ВТО является начало переговоров с ЕС
относительно заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в частности,
о создании зоны свободной торговли.

Особенности государственного регулирования внешней торговли Украины в условиях ВТО

Возрастающее участие развивающихся стран в международной экономической деятельности требует создания эффективных механизмов регулирования торговли как на государственном, так и надгосударственном уровнях.Поскольку на сегодня влиятельным международным институтом в сфере регулирования торговли является ВТО, членами которой являются более 150 стран мира (в т.ч. с 16.05.2008 г. - Украина), и регулирующая около 90% мировой торговли, то наиболее целесообразным является рассмотрение государственного регулирования внешней торговли в контексте членства в ВТО.

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны. В процессе реализации государственной политики противоречиво сочетается протекционизм и либерализация. Система протекционизма вводится путем установления таможенных тарифов на ввозимые товары и нетарифные ограничения.

Изменения в торговой политике, обусловленные вступлением Украины в ВТО, уже повлияли определенным образом на внешнюю торговлю. В частности улучшились позиции отечественных экспортеров металлопродукции и продукции химической промышленности. Такое же влияние мало отмену количественных ограничений на импорт. На момент вступления в ВТО структура ввозной таможенной тарифа характеризовалась преобладанием адвалорных ставок - 91% всех ставок ввозной пошлины (специфические ставки - 6,4%) [1]. Для сравнения, в 1998 г. (пиковый год отечественного протекционизма) удельный вес адвалорных ставок составляла 78%. Использование адвалорных ставок стало безопасным с точки зрения выполнения им фискальной и регулятивной функции. Уровень защиты отечественной промышленности даже ниже того, который требует ВТО. В сельском хозяйстве имеет место тенденция к увеличению среднего уровня номинальных ставок ввозной пошлины, хотя вследствие широкого применения к таким товарам специфических ставок пошлины и на фоне роста мировых цен на продовольствие, фактический уровень защиты сельского хозяйства за этот период снизился (см. табл.1) .

Уменьшение в рамках обязательств перед ВТО претерпело также экспортная пошлина: его размер должен постепенно уменьшаться, хотя и конечный размер его ставок останется достаточно высоким.

В последние годы наблюдается тенденция к замене таможенных тарифов мерами нетарифного протекционизма: количественными ограничениями (лицензирование и квотирование, антидемпинговые и антисубсидийного мероприятия), непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли мерами (технические барьеры), мерами стимулирования экспорта. Эти меры дополняют изменением программ государственного стимулирования экспорта.Важнейшими средствами такого стимулирования является государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование (сочетание государственного и негосударственного, рефинансирования части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.)., Государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта.

Членство Украины в ВТО обязало ее отменить и больше не использовать распространенные ранее количественные средства защиты внутреннего рынка - квотирование и лицензирование. Исключение составляют те случаи, когда потребность в квотах и лицензию может быть обоснована правилами ВТО [2].

Технические барьеры являются одним из наиболее распространенных в современной внешнеторговой политике скрытых инструментов протекционизма. На момент вступления Украины в ВТО отечественная система стандартизации и сертификации была в достаточной степени гармонизирована с требованиями, установленными Соглашением о технических барьерах в торговле ВТО (около 6 тыс. гармонизированных стандартов, что составляет около четверти от общего количества украинских стандартов) [1].

Целевым инструментом защиты внутреннего рынка является внедрение антидемпинговых и антисубсидиних мероприятий, которые сейчас широко используются во всем мире. За период независимости против украинских экспортеров было применено свыше 90 антидемпинговых, компенсационных и других подобных мероприятий, в результате чего для Украины были закрыты рынки емкостью более 2 млрд. долл.. Только в течение первого года членства Украины в ВТО было начато 6 антидемпинговых и специальных расследований, что связано с получением дополнительных защитных возможностей организации [2] .

Таким образом расширение международной торговли и диверсификация мирового рынка усиливают потребность развивать соответствующие механизмы регулирования и способствовать их адаптации к современной специфики международной экономической деятельности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...