Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Історія становлення господарських судів та господарського судочинства в Україні. Одеський комерційний суд.




Первое упоминание об особой торговой подсудности встречается еще в Уставной Грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной им в церкви Св. Иоанна Предтечи на Опоках в 1135 г. При этом храме было основано Ивановское купеческое общество и учрежден торговый суд.

Указаны были организация и компетенция этого суда — право на ведение не только судебных, но и административных дел по торговле, ибо княжеская грамота постановляла:

«Три старосты от житых (Житый человек— богатый, достаточный, зажиточный). Житые люди в древнем Новгороде— среднее сословие между боярами, первостатейными гражданами и черными людьми) .людей, и от черных (Черный народ — простолюдины, низшее сословие) тысяцкий, а от купцов два старосты, управляти им всякие дела торговые и гостинные и суд торговый».

В последствии, при развитии торговых связей с Ганзейским союзом, немецким купцам, в силу состоявшегося договора, было предоставлено право по своим делам разбираться у своих же альдерманов (Альдерманы — старейшины).

Для решения споров между новгородцами и немцами был даже учрежден, в камере уже упомянутого ивановского суда, «смесный суд», в котором принимали участие, вместе с новгородцами, и немецкие старейшины.

Гильдейские купеческие суды упоминаются и при царе Алексее Михайловиче в Москве и других городах. Так, в Ново-Торговом Уставе, изданном в 1667 г., постановлено, ввиду «многих волокит во всех приказах купецких людей», учредить особые таможенные суды, состоящие из «лучших торговых людей», которым и надлежало ведать делами в «одном пристойном приказе», который бы в свою очередь «во всех городах от воеводских налогов купецким людям был защитою и управою». Приказы эти просуществовали вплоть до Петровских времен.

По Указу Петра I в 1699 г. в Москве заведена была бурмистерская палата, а по другим городам — земские избы, которые, наряду с финансовыми делами, исполняли и судебную функцию. В 1719 г. была учреждена Коммерц-Коллегия, ведавшая делами торговыми и вексельными.

Заведенные также в Петровские времена по образцу немецких городских учреждений магистраты и ратуши были наделены для городских жителей купеческого и мещанского званий также и судебной властью.

Таким образом, все торговые дела при Петре I были сосредоточены в означенных ратушах и магистратах, а также судах при внутренних таможнях, рассеянных в те времена по всему государству. В качестве же высшей инстанции существовал Главный магистрат, учрежденный в 1721 г. В противоположность господствовавшему в общих судебных местах бумажному производству, суд и расправа в них (на основании изд. в 1727 г. (26 августа № 5145) «Устава о суде таможенном») установлены словесные, «дабы, как сказано во введении к уставу, купеческие люди в купечестве своем время не тратили и в напрасные убытки не входили».

С отменой в середине XVIII в. внутренних пошлин и закрытием внутренних таможен торговые суды остались при первых двух из вышеупомянутых учреждений, т. е. при ратушах и магистратах, причем в качестве судей заседали в них два лица по выборам от городского общества.

В таком виде и составе эти «Словесные суды» и вошли в Общее Учреждение 1775 г. (Пример законотворчества времен «просвещенного абсолютизма» Екатерины II — ее известное «Учреждение для управления губерниями Российской империи», в частности, расширившее купеческие привилегии.), где упоминается о них, как об установлениях, состоящих при магистратах. Что же касается дел, возникавших из внешней торговли, то они продолжали по-прежнему находиться в ведении пограничных таможен и коммерц-коллегии. С ее закрытием в 1811г. все дела переходят в ведение Департамента внешней торговли, при котором учрежден был особый временный департамент коммерц-коллегии, замененный в 1823 г. особым судным отделением.

Все эти суды носили, однако, строго сословный характер, каким был проникнут весь общественный строй того времени, и значительно отличались в этом отношении от коммерческих судов, заведенных в XIX в., учреждений специальных, ведавших особой областью правоотношений, вне всякой зависимости от принадлежности тяжущихся к тому или иному сословию.

В таком уже вполне современном виде коммерческие суды впервые появляются в Российской империи в 1808 г., именно в Одессе и под несомненным влиянием французского законодательства.

Затем коммерческие суды были учреждены в Таганроге (1818), в Бессарабии, где суд должен был открыться в Рени, но был открыт только в 1824 г. в Измаиле, откуда переведен в Кишинев, а также в Феодосии (1819) впоследствии переведен в Керчь, в Архангельске (1821).

Правовые традиции Украины ассоциируются прежде всего с именем гетмана Пилипа Орлика — составителя первой отечественной конституции.

После окончания академии был писарем Киевской духовной консистории. С 1698 г. состоял на гетманской службе и к 1706 г. выслужился в генеральные писари. Полностью поддерживал политику гетмана Мазепы, в том числе и переход на сторону шведского короля Карла XII во время русско-шведской войны. Выполнял основные дипломатические поручения Мазепы. После поражения шведской армии под Полтавой в 1709 г. вместе с Мазепой бежал на турецкую территорию, в Бендеры.

После смерти Мазепы оставшаяся ему верной казачья старшина избрала 5 апреля 1710 г. Орлика гетманом Правобережной Украины. Во время этих выборов были провозглашены составленные им «Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского» (Pacta et Constitutiones legum libertatumqe Exercitus. Zaporoviensis), получившие в украинской историографии название «Конституция Пилипа Орлика». В данном документе признавался протекторат шведского короля Карла XII над Украиной. Кроме того, определялось, что Украиной должны управлять гетман и Генеральная рада, в которую должны войти генеральная старшина, полковники и по одному представителю от каждого полка из числа заслуженных казаков. Важнейшие вопросы должны были решаться на старшинско-казацкой раде, которая должна была собираться трижды в год. По мнению некоторых украинских историков, этот документ, в случае его реализации, мог заложить основы парламентаризма на Украине.

За долгие годы бурной и опасной казачьей жизни Калнышевский приобрел огромный опыт как в военных, так и в государственных делах. Так, он избирался войсковым есаулом, а также длительное время служил войсковым судьей Запорожской Сечи. По объему власти и авторитету — вторая должность после кошевого атамана.

Впервые атаманом Запорожской Сечи П. И. Калнышевский стал в 1762 г., но пробыл на этом посту менее года.

После русско-турецкой войны 1768-1774 гг., кошевой атаман Калнышевский вошел в историю как видный военный деятель.

В кошевых атаманах Калнышевский проявил себя как выдающийся государственный, политический, дипломатический и военный деятель. Умело строя дипломатические отношения и избегая прямой конфронтации с Россией, он пытался вести самостоятельную политику и прежде всего начал укреплять экономическую независимость Запорожской вольницы. Благодаря его инициативе в прежних диких степях начали вырастать села, хутора-зимовники, в которых селились беглецы из крепостной неволи, узники, освобожденные из турецкого и татарского плена. На запорожские земли Калнышевский приглашает также молдаван и болгар из Новой Сербии и Буджака. Результатом его усилий стало появление 45 новых сел, более 4 тысяч хуторов-зимовников, в которых к 1775 г. проживало около 50 тысяч хлеборобов.

Достаточно много внимания Калнышевский уделял также гуманитарной сфере Новой Сечи. Он следил, чтобы школы своевременно и в достаточном количестве обеспечивались помещениями, харчем, книгами. Образование финансировалось за «кошт войска». При дележе прибылей от торговли и военной добычи часть средств обязательно выделялась на образование,

П. И. Калнышевский был достаточно состоятельным человеком и за его личные средства на Украине было построено немало церквей, сохранившихся и до наших дней.

Разрешение споров в арбитражном порядке имеет тысячелетнюю историю. Возникновение арбитража как способа урегулирования споров относится еще к периоду распада первобытнообщинного строя и возникновения государства. Арбитраж получил широкое развитие в государствах античного мира. Он использовался как метод разрешения торговых споров. С развитием международных отношений институт арбитража стал применяться и для разрешения споров между государствами. Началом создания на территории Украины арбитражных судов, в современном понимании, можно считать учреждение коммерческого суда в г. Одессе в 1808 г. Позднее такие суды были созданы в Феодосии (1819) и в Измаиле (1824).

14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в Российской империи. Так была создана система коммерческих судов — предшественников современных арбитражных судов. Проведённая в 1864 г. судебная реформа коммерческих судов почти не касалась. Были некоторые измения в судопроизводстве: споры стали рассматриваться не только на основании Устава Торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г. Главной особенностью судопроизводства в коммерческих судах было стремление к быстрому рассмотрению дел. Коммерческие суды действовали до 1917 г. Декретом о суде №1 советская власть их ликвидировала. До революции на территории Украины также действовали арбитражные комиссии, или, как их называли, биржевые суды. В 1901 году Кабинет Министров предоставил право основывать такие суды, если того желали биржи, министру финансов.

В период гражданской войны управление хозяйством осуществлялось военно-административными методами и было централизованным. После окончания гражданской войны и перехода к НЭПу условия деятельности хозяйствующих субъектов изменились, предприятиям была предоставлена определенная оперативная и имущественная самостоятельность. В таких условиях возникла необходимость в создании специальных органов для разрешения споров между предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, созданные на основании Положения о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденного Постановлением Совета Народных Комиссаров от 21 ноября 1922 г. В соответствии с этим Положением были созданы арбитражные комиссии, при губернских экономических совещаниях. На арбитражные комиссии были возложены полномочия по рассмотрению имущественных споров между государственными предприятиями и учреждениями.

В 1924 г. организация системы арбитражных комиссий как специализированных судебных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями, организациями, почти завершилась. В некоторых наркоматах и иных ведомствах действовали собственные арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, которые получили название ведомственных арбитражных комиссий.

5 июня 1931 г. Постановлением Всеукраинского центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров УССР было утверждено Положение о Государственном арбитраже УССР. На основании этого Положения был создан Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров УССР и межрайонные органы Государственного арбитража в городах Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и Донецке. На Государственный арбитраж были возложены полномочия по разрешению имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями народнохозяйственного сектора УССР. В 1934 г. к компетенции Государственного арбитража были отнесены споры, которые возникают при составлении договоров. 30 марта 1945 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров УССР было утверждено Положение о Государственном арбитраже Украинской ССР. Заданием Госарбитража УССР было определено решение имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями народнохозяйственного сектора в направлении укрепления законности, договорной и плановой дисциплины, хозяйственного расчета. Положением было установлено, что органами Государственного арбитража УССР являются Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров УССР и государственные арбитражи при исполкомах областных Советов депутатов трудящихся. После принятия Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом.

Его организация и порядок деятельности были определены в Законе 1979 г. «О Государственном арбитраже СССР». Надо признать, что правовой статус Государственного арбитража постепенно повышался. Сначала он был подведомственным правительству и исполнительным органам на местах, далее - Верховному Совету и его Президиуму. Но даже в соответствующем Законе СССР Государственный арбитраж не признавался судебным органом. Такой статус арбитража не предоставлял ему необходимых гарантий независимости.

Такое положение дел не могло удовлетворить потребности рыночного механизма, который зарождался в Украине после получения независимости в 1991г. Принятый 6 ноября 1991 г. Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) Украины, являлся первым из числа подобных законодательных актов в государствах — участниках СНГ. Который дал возможность обеспечить реализацию предусмотренных Законом Украины «Об арбитражном суде» принципов арбитражного судопроизводства, определил подведомственность споров арбитражным судам, четко обозначил процессуальные права и обязанности участников арбитражного процесса, регламентировал порядок рассмотрения споров, вынесения решений по ним, проверки законности последних.

Арбитражный суд стал наделен всеми полномочиями и атрибутами независимой судебной власти. Принципы его организации и деятельности были закреплены в ст. 4 Закона «Об арбитражном суде». Установлено, что арбитражный суд создается на принципах назначения всех судей Верховным Советом Украины и осуществляет правосудие на принципах законности, независимости, в том числе и от органов законодательной и исполнительной власти, подчинения только закону, равенства сторон перед законом и арбитражным судом, арбитрирования, гласности и открытого рассмотрения дел, выполнения решений, постановлений и определений арбитражного суда.

Следует отметить, что судебные органы находятся в постоянном развитии и не только на уровне профессиональном и технологическом, но и структурном. Так, в соответствии с Конституцией Украины, а также концепцией судебно-правовой реформы в Украине, проводимой в то время, было запланировано, что арбитражные суды будут иметь апелляционный порядок обжалования решений, что, безусловно, в значительной степени способствует демократизации и открытости судебного процесса и укрепит уровень законности и правопорядка в стране.

Принятие 28 июня 1996 г. новой Конституции Украины создало фундаментальную правовую базу, призванную обеспечить дальнейшее развитие судебно-правовой реформы в Украине. Так, 20 февраля в 1997 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде», по которому, в частности, слова «арбитр», «арбитражная коллегия» были заменены словами «судья», «судебная коллегия», что еще больше подчеркивало правовую природу арбитражных судов как специализированных судебных учреждений для осуществления правосудия в хозяйственной отрасли. Так же в соответствии с этим законом было предусмотрено, что в Украине действуют Высший арбитражный суд Украины, арбитражный суд Автономной Республики Крым, арбитражные суды областей, городов Киева и Севастополя, которые составляли единственную согласованную систему арбитражных судов Украины.

Таким образом, с момента принятия Верховной Радой Украины Закона «Об арбитражном суде» и к середине 2001 г. арбитражные суды Украины прошли период становления и развития и уверенно заняли свое самостоятельное место в системе органов правосудия.

По Закону Украины от 21 июня в 2001 г. «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде» слово «арбитражный» было заменено словом «хозяйственный». Следовательно, правосудие в хозяйственных отношениях стали осуществлять хозяйственные суды.

Так состоялось реформирование судебной системы, структура которой сохранилась до настоящего времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...