Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Центры Древнегреческой цивилизации: торжество и кризис




 

Уже в архаический период сложилось два центра древнегреческой цивилизации Афины и Спарта. История Афин это история становления демократического полиса. Поначалу монополия на власть принадлежала в Афинах родовой знати (евпатридам), которые входили в ареопаг (совет) высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, представителей знатных аристократических родов. Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности в полисе. Попыткой ослабить ее стала письменная запись существующего ранее устного законодательства и введение публичного суда, осуществленное архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Первый греческий свод законов был весьма суров, ибо за все преступления, включая даже самые незначительные, как кража еды, полагалась смертная казнь. Об этих законах греки говорили, что они писаны не чернилами, а кровью. Однако, эти драконовские законы несколько ослабили власть родовой аристократии, отняв у нее, в частности, право на кровную месть и возможность судить членов полиса в своих личных интересах. Но не смотря на это, в начале VI в. Афины были на грани гражданской войны, избежать которой удалось благодаря реформам Солона, обедневшего евпатрида, избранного архонтом, в 594 г. Солон запретил долговое рабство, ранее попавшие в рабство за долги объявлялись свободными, задолженности за землю аннулировались, и была ограничена продажа земель в одни руки. Политические права свободных членов полиса определялись в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности. Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год. В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне был также введен суд присяжных. Далее в ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила Конституция Клисфена. В 509-507 гг. до н.э. архонт Афин Клисфен своей административно-территориальной реформой упразднил старую родоплеменную организацию общества, введя разделение населения на 10 новых территориальных фил, от каждой из которых отбиралось по 50 человек в Совет, созданный еще Солоном. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и метеков. При нем в Афинах появился политический обычай - остракизм (суд черепков) когда сами граждане с помощью процедуры, схожей с прообразом тайного голосования, определяли угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. В середине V в. вследствие реформы афинского стратега Перикла все граждане полиса обрели право избираться на любую должность, кроме должности военачальника.

 

Иной вариант развития полиса дает Спарта. В историографии Спарту называют военизированным, полицейским государством. Основой, на которой зиждилась община равных (спартиатов) была эксплуатируемая масса населения рабы-илоты. Кроме них на спартанцев работали периэки (живущие вокруг), лично свободные, даже привлекаемые во вспомогательные отряды пехоты, но не имеющие политических прав жители Спарты. Положение жителей Спарты было строго определено. Сами спартиаты полноправные члены полиса, были только воинами и не занимались производительным трудом или торговлей. Ремесло и торговля считались уделом периэков, а сельскохозяйственный труд рабов-илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Вся земля была поделена на 9 тыс. участков (соответственно числу полноправных граждан полиса), каждый из которых вместе с проживающими на нем илотами передавался одному спартиату. Спартой правили два царя-военачальника, соответственно двум царским династиям ахейской и дорийской. Царям принадлежали некоторые жреческие и судебные функции. Большой вес имел совет старейшин (герусия) из 30 человек, куда входили оба царя и 28 выборных геронтов в возрасте не моложе 60 лет. По сути совет старейшин выполнял и законодательные и исполнительные функции. Народное собрание имело право лишь соглашаться или не соглашаться с предложениями совета старейшин. Контроль за деятельностью царей и герусий (и всех спартиатов) осуществляли эфоры, выбираемые ежегодно по одному из каждых пяти спартанских селений. Таким образом, Спарта дает нам пример олигархического правления.

 

Таким образом, в эпоху классики в течение нескольких столетий (VI-V вв. до н.э. середина IV в. до н.э.) окончательно сложился полис и полисная система ценностей. Полис выступал как высшее благо: существование человека вне его рамок невозможно, человек зависит от благополучия полиса. В полисной идеологии утвердилась идея превосходства земледельческого труда, осуждалось стремление к прибыли, утверждался приоритет традиций. В Древнегреческой цивилизации сложились две формы рабства: рабство классического типа (Афины), когда раб, которого считали говорящим орудием, не имея прав собственности, полностью принадлежал хозяину; и илотия (Спарта), когда рабу выделялась земля, орудия труда, он обладал определенной хозяйственной самостоятельностью, а долю урожая обязан был передавать своим хозяевам.

 

Однако уже в классический период проявляется кризис Древнегреческой цивилизации. Казалось, бы победа Греции в Греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), полная таких героических страниц, как разгром персидской армии при Марафоне (490 г. до н.э.), мужественное сопротивление персам спартанского отряда во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.), победа над персидским флотом у острова Саламин (480 г. до н.э.) и окончательный разгром персидской армии год спустя близ Платей и у мыса Микале (Малая Азия) являются свидетельством могущества греков. Однако еще в ходе Греко-персидских войн родилось соперничество между Афинами и Спартой. Весь греческий мир разделился на два непримиримых лагеря: сторонников Афин, возглавлявших Делосский морской союз (478 г. до н.э.), а затем Афинскую морскую державу (250 полисов), и сторонников Спарты, создавшей в противовес Афинам Пелопоннесский союз, в который кроме небольших полисов вошли богатые Коринф и Мегары. В 431 г. между этими союзами началось война, которая длилась 30 лет, и в которую были втянуты практически все греческие полисы. В конечном итоге победа досталась Спарте, но эта война ослабила не только Афины и Спарту, но и всю Грецию. Проиграла не только демократия, но и олигархия, не только побежденные, но и победители.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...