Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Величайшая восточная деспотия




 

В результате острой политической борьбы осенью 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов.

 

Возвышение Дария поразило многих. Волна недовольства покатилась не только по Вавилону, Мидии, Эламу, Маргиане, Парфии, Египту и Средней Азии, но и охватила саму Персию, где появились самозванцы, и один за другим вспыхивали восстания. Началась долгая и жестокая война за восстановление державы Ахеменидов. Таким образом Дарию пришлось заново создавать державу, в которой из-за внутренних неурядиц дело дошло до волнений, грозивших распадом. Год с небольшим он потратил на укрепление своей власти единого персидского царя и на восстановление Ахеменидской державы в прежних пределах. В знак успехов Дарий велел высечь на Бехистунской скале, расположенной в 30 км к востоку от города Керманшах и древнего караванного пути, пролегавшего между Вавилоном и Экбатанами, рельеф и надпись. На рельефе была изображены фигура персидского царя к которому приближается длинное шествие людей в разных одеждах, связанных между собой за шею, с руками, скрученными за спиной. Над всей группой парит крылатая фигура божества. Огромная надпись (400 строк) на персидском, вавилонском и новоэламском языках возвещала об умиротворении страны и восстановлении Дарием государственного единства Персии.

 

Молодой правитель персов, лучший из всех кого они видели прежде, не был так озабочен завоеваниями, как его предшественники. Все достойное завоевания уже находилось под властью Персидской державы, которую он лишь расширил на юго-востоке вплоть до реки Инд и на западе до Эгейского моря. Способный и дальновидный царь персов стал ключевой фигурой в развитии Древнеперсидской цивилизации. Большую часть времени он посвятил закреплению успехов своих предшественников и превращению империи в эффективный государственный механизм. В 518 г. до н.э. он приступил к осуществлению своих знаменитых реформ, которые должны были создать, во-первых, устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, во-вторых, упорядочить сбор налогов и, в-третьих, увеличить армию.

 

Еще ассирийцы заложили основы оптимальной административной структуры, но Дарий пошел дальше. Он разделил империю на 20 административно-податных провинций сатрапий границы которых отчасти совпадали с границами стран, подчиненных персам (например, Египет, Мидия и т.д.). Персы не создавали новых наименований для сатрапий и не прибегали ни к каким территориальным перемещениям, а сохраняли прежде всего доставшиеся им от предшественников этнические границы и жизненные уклады. Во главе сатрапий были поставленные ответственные перед центром сатрапы, которыми, как правило, назначались персы. Чтобы ограничить всевластие сатрапов, Дарий ввел разделение властей на местах. Сатрапы, как исключительно гражданские наместники, возглавляли администрацию своей области, следили за поступлением налогов и выполнением повинностей, обеспечивали безопасность в пределах своей сатрапии и контролировали местных чиновников. Сатрапы исполняли и судебные функции, фактически распоряжаясь правом на жизнь и смерть людей. Их военная сила ограничивалась лишь небольшой личной охраной. Помимо сатрапий империя делилась на 5 военных округов во главе с военачальниками, которые не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники находились под двойным контролем царя и тайной полиции. Дарий не доверял своим сатрапам, поставив при каждом из них главного надзирателя (царское око) и тайных посланцев-шпионов (уши царя).

 

Все нити управления обширной Ахеменидской империей были сосредоточены в центральном аппарате во главе с царской канцелярией, которая находилась в Сузах, административной столице персов. Для обеспечения быстрого исполнения царских повелений, Дарий учредил государственную почту. Он приказал построить новые дороги и организовать службу связи, введя систему конных курьеров, которые доставляли его распоряжения и указы в разные концы страны. Для поддержания безопасности на дорогах у горных проходов и переправ через реки находились караульные посты, строились укрепления и размещались гарнизоны. Все официальные документы составлялись на арамейском языке, который стал государственным языком многоэтничной Ахеменидской державы.

 

Руководящие должности государственного аппарата, как правило, занимали персы. Им помогали многочисленные чиновники, также из персов и мидийцев. В сатрапиях к управлению привлекались чиновники из местных жителей, а на периферии сохранялась традиционная система управления во главе с вождями. Кроме персов, в управлении государством, особенно на местном уровне, привлекались вавилоняне, египтяне, эламиты, иудеи, арамеи и представители других народов многонациональной державы Ахеменидов. Персидское государство заботилось о подготовке чиновников и военачальников. Мальчики из знатных семей от 3 до 15 лет учились верховой езде, стрельбе из лука и умению всегда говорить правду. Далее их образование продолжалось при царском дворе или под руководством сатрапов, где они воспитывались в духе самообладания, простоты, правдивости и храбрости.

 

Устойчивость и процветание Персидской империи во многом зависели от финансов, торговли и налоговых поступлений. Как было сказано ранее, Дарий упорядочил сбор налогов. Для сатрапий налог был обязателен и строго зафиксирован. Персида, как родовая область, и персы, как титульный народ империи денежный налог не платили, ограничиваясь натуральными поставками. Сохранялось система подарков, которая приобрела почти обязательный характер. Денежная реформа обеспечила страну единой денежной единицей золотым дариком весом 8,4 гр. В центре чеканили золотую монету, а на местах серебрянную (сикль 5,6 гр) и медную. На монетах обычно помещалось изображение персидского царя. Деньги от налоговых поступлений изымались из обращения и откладывались в царских сокровищницах. Нехватка серебра компенсировалась меновой торговлей и предоставлением ростовщического кредита. Персы не любили торговать, но, понимая значение торговли, создавали для ее развития необходимые условия. Старые и вновь построенные персидские дороги хорошо обслуживались, на каждом 20-м километре находилась гостиница. Особенно выделялись царская дорога, которая шла от Эфеса в Малой Азии на Сарды и Сузы, и дорога, соединяющая Вавилон с Экбатаном и затем продолжающаяся к границам Бактрии и Индии.

 

Поскольку власть персов держалась на военной силе, понадобилась реорганизация армии и всего военного дела. Элитой армии считалась царская гвардия из 10 тысяч бессмертных пехотинцев. Первая ее тысяча, которая комплектовалась из представителей знатных родов, составляла личную охрану царя. Размер войска в сатрапиях и численность гарнизонов в крепостях определялись лично царем. Он же проводил и ежегодные смотры. Во время войны собиралось огромное ополчение. Большая часть постоянного войска была рассеяна по границам разных областей. Здесь воинам предоставлялись земельные участки, которые они обрабатывали, отбывая воинскую повинность. Эти наделы, называемые наделами лука, лошади, колесницы и т.д., не считались и личной собственностью, но с течением времени стали отчуждаться (залог, аренда и т.д.). Когда владельцы наделов воевали, их землю обрабатывали члены семьи. Те, кто уходил в отставку, должны были платить налоги. Со временем в армии персов стали делать ставку на воинов-наемников.

 

Таким образом, благодаря серии реформ проведенных Дарием, Персия быстро превратилась в централизованную бюрократическую деспотию, наследуя скорее традиции Вавилонской и Египетской цивилизаций, нежели прокладывая путь в новую историческую эпоху. Царь персов, управлявший империей из дворца, обладал неограниченной властью, считался владыкой земли и людей, высшей и священной особой, земным олицетворением Бога. Лишь семь знатнейших персов имели право входить к царю без доклада. Никто не смел являться перед ним без приношений. При царе постоянно находились его личный секретарь, писавший указы, а также маги, жрецы Заратустры, которым отводилась роль советников в духовных и светских делах. Царь управлял своей державой с помощью письменных распоряжений. Его указы, снабженные царской печатью, считались законом и не подлежали отмене. Царь контролировал управление страной и с помощью царских судей, которых он назначал пожизненно, вершил правосудие.

 

Не удивительно, что в такой обширной империи, как Персидская, ее правители имели не одну резиденцию. Столичными городами считались Сузы, Экбатана (бывшая столица Мидии), Пасаргады. В эпоху расцвета цивилизации персов, в 32 км от Пасаргады Дарий начал строительство новой столицы Персеполя. В Персеполе находилась царская резиденция, а впоследствии и царская усыпальница, где был похоронен Дарий. В Персеполе короновались, принимали высокопоставленных чиновников из Египта, Вавилонии, Лидии, Индии и других стран и встречали новый год (день зимнего солнцестояния).

 

Слишком далеко простиравшиеся потестарные притязания персов были остановлены свободолюбивыми греками. Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) показали непрочность империи персов, величие которой таяло на глазах. После смерти Дария, персы сплошь и рядом должны были считаться с политическим фактором наличия на Западе свободных греческих городов. Даже отказ от планов завоевания Греции, подавление восстаний и мятежей в сатрапиях (Египет, Вавилония, Мидия, Сирия, Малая Азия и др.) не остановили крушение Ахеменидской державы. С середины V в. до н.э. Персия одну за другой стала терять свои провинции.

 

Весной 334 г. до н.э. в поход против персов с 35-тысячной армией выступил молодой и энергичный правитель Македонии Александр. Вряд ли жители огромной державы Ахеменидов осознавали, что их будущее теперь зависит от исхода этого противостояния.

 

В короткий срок Александр Македонский занял Малую Азию, города Финикии, Палестины, без боя вступил в Египет, прошел Месопотамию и по левому берегу Тигра спустился к Гавгамелам. Здесь 1 октября 331 г до н.э. он нанес персам сокрушительное поражение. Последний царь персов Дарий III бежал в Биктрию, где был убит. Не встречая сопротивления, Александр Македонский занял Вавилон, Персию, где сжег царский дворец в Персеполе, Мидию, Парфию, Гарканию, Бактрию, подчинил себе Дрангиану, Гедрозию, Арахозию, Согдиану. Так перестала существовать персидская империя Ахеменидов. Странное совпадение, но империя персов завершила свой исторический путь близ того самого места, где в свое время погибла Ассирийская империя.

 

Авестийская цивилизация

С 530 по 334 г. до н.э. на древнем Востоке была создана самая обширная империя. Как все деспотические империи, она постепенно разлагалась и рухнула под ударами небольшой армии Александра Македонского. За короткий срок персы, преодолевая препятствия, успели вырваться из состояния варварства и создали свою цивилизацию. В ней не было ни особенно великих творений искусства и литературы, ни великих открытий в науке. Но м персами никто не мог сравниться в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, в выносливости, мужестве и презрении к смерти. Страсть к военному делу привела персов к созданию громоздкого деспотического государства, к строительству помпезных дворцов и грандиозных колоннад, определила из образ жизни (воевать, а не торговать), систему ценностей (постыдно нарушать слово, лгать, проявлять алчность, пренебрегать родителями) и привела к зороастризму.

 

Как и все древние народы, персы верили в множество богов. Они поклонялись древним божествам природы богу изначального света Митре, богине воды и плодородия Анахите, почитали свет, солнце, луну, ветер. У персов сложился культ огня, которому приносили жертвы на простых алтарях под открытым небом, культ священных животных (лошадь, бык, корова, собака), растений, из которых для религиозных обрядов делался опьяняющий напиток хаома. Особенно почитался бог войны и победы Веретрагна. Эти божества и культы были надежной опорой для племенных вождей, но не для персидских царей с их абсолютистскими претензиями. В период царствования Дария у персов начал распространяться зороастризм, возникший на рубеже VII-VI вв. до н.э. у восточных иранцев (Восточный Иран, Средняя Азия), основателем которого был Зороастр (Заратустра).

 

Основу учения Зороастра составляла идея непримиримости противостояния двух начал: Арта, олицетворения высшей правды, и Драуга, понимаемого как мировое зло. Верховным богом, олицетворявшим добро, свет, жизнь и правду считался Ахурамазда (Ормузд) (буквально владыка Разума). Силы зла, мрака и смерти воплощал бог Ангхро Манью (Ариман). Зороастрийские жрецы (маги) утверждали, что мировая история длится 12 тыс. лет. В первые 3 тыс. лет золотого века господства Ормузда не было холода, жары, болезней и смерти. Впоследствии их породил Ариман. Ормузд создал человека, свободного в своих мыслях и поступках, а поэтому доступного воздействию Зла. Долг человека бороться со Злом и одержать над ним полную победу. Для этого необходимо соблюдать три правила: иметь Добрые мысли, говорить Добрые слова и совершать Добрые поступки. Таким образом, впервые важное место религия отводила человеку, которому предоставлялась возможность выбора, возможность встать на любую сторону в борьбе Добра и Зла.

 

Зороастризм устраивал Ахеменидов, поскольку укреплял оседлый образ жизни, мир и сильную власть. Персы не были ортодоксальными зороастрийцами, они не отказывались от культов древних богов, которым поклонялись персидские племена. Подобно магам, Ахемениды почитали огонь и практиковали культ хоамы, что не противоречило предписаниям зороастризма. Индивидуальные и семейные молитвы произносились перед огнем домашнего очага. Огонь, перед которым молился персидский царь, был приподнят на возвышении.

 

Зороастризм персов отличался исключительной веротерпимостью. Цари персов не пытались навязать иранскую веру своим иноземным подданным, поскольку это было совершенно бесполезно, учитывая многочисленность подвластных персам народов и древность их религий. Ахемениды поощряли своих подданных жить правильно, в соответствии с их собственными убеждениями.

 

Принятие царями персов новой религии являлось чисто прагматической акцией, а не результатом какого-то духовного просветления. Зороастризм соответствовал потестарным претензиям персидских царей и был ими принят, но в очень своеобразном преломлении. Все, что не устраивало правителей персов, считалось Мировым Злом, Драугой. Если кто-то претендовал на царскую власть, значит в его лице выступал Драуга. Если какие-то народы восставали против деспотизма персидских царей, значит в их лице действовало Мировое Зло, Драуга. Утверждалось, что на обретение Высшей Правды человек может рассчитывать только после смерти, ибо Арта (Высшая Правда) находится в загробном мире. Однако, в зороастризме отсутствовал даже намек на то, что для приобщения к Правде надо предварительно умереть. Напротив, именно при жизни в активной борьбе с Ложью человек приближался к Правде. Таким образом, цивилизация древних персов дала человечеству урок, актуальность которого сохранилась до наших дней государственная власть всегда ненавидела искателей Правды и искореняла их как могла. Прост и ясен смысл обращения царя персов Ксеркса: Вы ищите Высшую Правду? Отлично! Вы получите ее в загробном мире.

 

Основным источником представлений зороастризма являлась Авеста, свод священных книг, записанных специально созданным для этого алфавитом (49 букв, в том числе 14 гласных). Авеста состоит из Гаты и Младшей Авесты. Гаты, древнейшие части Авесты, представляют собой проповеди Заратустра, составленные в стихотворной форме. Младшая Авеста является сборником мифологических, литургических и ритуальных текстов.

 

Отличительная черта древнеперсидской цивилизации интенсивное смешение и передача культурных ценностей, религиозных представлений различных term-narod.htm, объединенных властью царя на огромном пространстве от Египта до Северо-Западной Индии. Цивилизация персов имела свою письменность клинопись, которая насчитывала 43 знака (аккадская 600 знаков). Правда этим письмом пользовались преимущественно при составлении царских торжественных надписей (на Бехистунской скале, гробнице Дария в Персеполе, на памятнике Дария в Сузах).

 

Одним из достижений цивилизации персов являлся лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 (30) дней. В Персии год был короче солнечного на 11 дней, поэтому каждые 3 года к нему добавлялся 1 месяц. Названия месяцев в календаре были связаны с сельскохозяйственными работами или религиозными праздниками.

 

Период существования древнеперсидской цивилизации был недолог, но монументальные дворцовые постройки, прославляющие величие царской власти, величие империи и религии, Ахемениды все же создать успели. Парадокс Ахеменидских монументальных комплексов состоит в том, что в отдельных своих деталях они напоминаю египетские, хеттские, ассирийские архитектурные элементы, но в целом создают свой неповторимый ахеменидский стиль. Царские дворцы демонстрировали всемогущество и всеприсутствие правителя, подчеркивали его превосходство над подданными и в тоже время создавали впечатление, что царь легко может снизойти до своих подданных. В персидской дворцовой архитектуре много общего. Как правило дворцы располагались на большой искусственной платформе, которая как бы поднимала их над городом. Обычно к платформе вела монументальная лестница и торжественный вход, которому придавали особое значение, поскольку он символизировал связь царя с подданными. Дворец имел отдельный зал, окруженных с четырех сторон галереями. Неотъемлемой частью дворцового комплекса являлся большой парк (парадиз) и маленькие садики в самих дворцах. Они служили не только для отдыха. Трон мог быть вынесен в галерею, а торжественные церемонии могли происходить в саду. Там же под специально устроенными шатрами проходили и пиры. Дворцы персидских царей поражали своей роскошью и монументальностью. Среди них наиболее известный архитектурный комплекс персепольская резиденция Дария I и его преемников. Здесь располагались царские жилые помещения (тачары), приемные и парадные залы (ападаны), торжественный приемный зал (трипилон), и наконец, грандиозный стоколонный зал. Тематика рельефов, покрывавших стены и лестницы дворцов Персеполя, прославляла величие и власть царя. На одних рельефах он восседает на троне или стоит под зонтиком, принимая связанных мятежников. На других борется с крылатым чудовищем или со львом, спокойный, в сознании своей непобедимой мощи. Эти рельефы были выполнены с большим художественным мастерством. Помимо дворцов Персеполя, величайшими памятниками персидской архитектуры являются гробница Кира II в Пасаргадах и дворцы Дария I в Сузах.

 

 

Раздел V. Глава 1. Древнегреческая цивилизация

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...