Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Между властью фараона и переселением народов моря




 

С начала II тыс. до н.э. египетские фараоны начали проявлять активность по отношению к Палестине, усиливая свое влияние в Восточном Средиземноморье. Палестина на многие столетия превратилась в плацдарм на пути из Египта и в Египет. Именно здесь в XVIII-XVI вв. до н.э. консолидировались племена гиксосов, грозной тучей надвигаясь на Египет. По путям, проторенным египетскими послами, они постепенно просачивались в дельту Нила. Пришельцы пользовались новым необычным средством передвижения колесницами, запряженными лошадьми. В неудержимом стремлении в сторону Египта они сметали на своем пути различные племена, частично увлекая их за собой. Это обширное, но внутренне не прочное объединение племен в середине XVIII в. до н.э. подчинило себе северную часть Египта. Слабые фараоны не смогли дать им отпор, и владычество гиксосов продолжалось в Египте более ста лет. Здесь гиксосы постепенно ассимилировались с местным населением, теряя свой этнический облик. Неясно, в какой мере они сохранили связи со своей родиной Палестиной. Однако, известно два центра, символизировавших могущество гиксосов Аварис в Египте и Газзата в Палестине. В конце XVII в. до н.э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами и власть их стала клониться к упадку. Окончательное их изгнание в XVI в. до н.э. завершилось опустошением и подчинением маленькой страны Палестины Египту. Поддерживая здесь свою власть военными походами и содержанием гарнизонов, Египет выкачивал из страны достаточно богатую добычу. Чтобы местные правители не забывали о своих обязанностях перед фараонами, египтяне в качестве гарантии брали у них детей в заложники. Дети-заложники жили при дворе египетского фараона, воспитываясь в духе преданности ему. Население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством и значительная его часть бежала, пополняя ряды хапиру, которые собирались в восточных и южных районах Ливанских гор. Хапиру представляли опасность не только для египтян, но и для местной знати. Массовый уход населения Палестины в хапиру напоминает бегство крепостных Московской Руси в казаки.

 

Однако мощный удар по владычеству Египта в Азии нанесла не вольница хапиру, а нашествие народов моря, начавшееся в конце XIII в. до н.э. Уже египтяне определили, кто же такие народы моря. Это группа разнообразных по происхождению племен побережья и островов Малой Азии и Эгейского моря, которые начали движение на юг по суше (на колесных повозках) и по морю вдоль побережья (на кораблях). Огнем и мечем прошлись они по Восточному Средиземноморью. В первой волне переселенцев участвовали племена шардана (позднейшие жители острова Сардиния), шеклеша (позднее жители острова Сицилия), турша (жители островов и земель Тирренского моря, давшие начало этрускам) и лука (возможно, ликийцы). Переселение было настолько мощным, что заставило египтян строить для защиты от них крепости.

 

Вторая волна переселенцев, состоявшая из пеласти (филистимлян), щеклеша, дануна (данайцы), акайуаш (ахейцы) была остановлена египетским фараоном Рамзесом III в середине XII в. до н.э. Произошло большое сражение, где морские народы были разбиты. Часть из них вернулась с награбленным добром домой, а часть обосновалась на побережье в местах походов. На протяжении нескольких последующих столетий происходил процесс ассимиляции пришельцев с местным населением, частично же они были уничтожены новыми завоевателями. Так, в южной части плодородного побережья осели филистимляне, которые дали название самой стране Палестина (от египетского Пелсет). Здесь на небольшой территории (длина 60 км, ширина 20 км) они создали союз пяти городов-государств: Газа, Аскалон, Аккарон, Гат и Ашдад. Филистимляне принесли в Восточное Средиземноморье железо. Возможно, они способствовали его распространению в Палестине, что круто изменило жизнь в регионе. На филистимских поселениях археологи находят разнообразные железные предметы, в том числе украшения и оружие. Обнаружены остатки плавильных печей, служащих для выплавки железа. Железо, как общедоступный и дешевый материал, усиливало мощь человека перед природой, открывало перед ним новые возможности и новые масштабы.

 

На пути к Израилю

Почти одновременно с движением народов моря началось переселение в Палестину большой группы скотоводческих семитских племен, двигавшихся из заиорданских степей. Библейское предание повествует, что еще при легендарном родоначальнике семитов Аврааме отдельные кочевые племена, жившие прежде за Евфратом, пересекли его и двинулись на запад, кочуя в Аравийской пустыне. Их называли ибру или евреи, что означало перешедшие реку. Сами же себя заречные племена называли народ Израиль. Основа еврейского народа, его двенадцать колен по числу сыновей внука Авраама Иакова сложилась в районе оазиса Кадеш-Барнеа на севере Синайского полуострова. Согласно преданию, при сыновьях Иакова голод вынудил евреев поселиться в Египте, где-то на окраинах дельты. Плен египетский, длившийся век-полтора, завершился исходом, когда евреи чудесным образом были выведены из Египта пророком Моисеем. Он, как гласит предание, возобновил завет (договор) израильских племен с Яхве. Согласно ему, Бог обещал отдать евреям Палестину, за что они обязывались не поклоняться никакому другому богу. Считая себя народом, избранным Богом, древние евреи дольше других странствовали, прежде чем осесть на берегах Иордана, где находилась земля обетованная (обещанная Богом). Их переселение в Палестину шло волнами и в ожесточенной борьбе с местным населением ханаанеями. Запечные племена постепенно переходили к оседлому образу жизни, осваивая самые лучшие, наиболее плодородные районы Палестины. Вклад ибри, филистимлян и ханаанеев в развитие цивилизации маленькой страны Палестины был различен. Хотя еврейские племена и филистимляне занимались освоением земель Ханаана, много сил они тратили на взаимную борьбу, которая нашла отражение в библейских легендах о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе, а в Средние века в произведениях Микеланджело, Рембрандта, Сен-Санса.

 

В XI в. до н.э. на ханаанской земле было создано объединенное Израильское государство, первым царем которого в 1020 г. до. н.э. стал Саул. После его гибели царем был избран зять Саула Давид, молодой юноша, достаточно просвещенный и образованный, сочетавший талант поэта, победителя и мудрого полководца. При нем Израильское царство достигло своего величайшего блеска. Около 1000 г. до н.э. Давид отобрал у ханаанеев укрепленный город Иерусалим, сделав его своей резиденцией. Его сын Соломон, став царем, женился на дочери египетского фараона и наладил дружеские отношения с Хирамом, царем могущественного финикийского города Тира. Подражая роскоши египетского двора, с помощью финикийских архитекторов он в течение 7 лет построил в Иерусалиме грандиозный храм в честь бога Яхве. Соломон провел также значительные преобразования с целью укрепления своего государства, разделив его на 12 провинций. Каждая из провинций месяц в году содержала царский двор и государственный аппарат. Была разработана стабильная система налогов, создана постоянная армия. Казалось, в Израильском государстве воцарились мир и благополучие. С помощью финикийских моряков успешно велась торговля, доставляя в страну все необходимое. О Соломоне говорили, что он сделал кедровое дерево столь же обыкновенным как смоковница, а серебро как простые камни. Однако, усиленное строительство и погоня за великолепием и пышностью двора стремительно истощали силы небольшой Палестины.

 

После Соломона около 925 г. до н.э. Израильское царство распалось на два Иудею с центром в Иерусалиме на юге и Израиль со столицей в Самарии на севере. Иудейским царством управляли потомки Давида, а в Израиле происходила довольно быстрая смена династий. Эти небольшие государства были недолговечными. К тому же, они враждовали между собой, при этом постоянно прибегая к иноземной помощи. В 722 г. до н.э. Ассирия разгромила Израиль и разрушила Самарию. Впоследствии наследники Саргона пытались взять и город Иерусалим, но тот осаду выдержал. Ценой уплаты огромной дани Иудея смогла на протяжении более чем 130 лет сохранять свою самостоятельность. Однако в 608 г. до н.э. она была завоевана сначала Египтом, а в 597 г. до н.э. Нововавилонским царством. Одни бежали в Египет, другие были уведены в Вавилонию, и лишь персидским царем Киром Великим возвращены в Иерусалим. Было разрешено заново отстроить Иерусалимский храм бога Яхве, и наступил период Второго храма, когда завершилась религиозно-политическая консолидация евреев, укрепился иудаизм как монотеистическая религия. В дальнейшем стремление евреев усилить свои позиции в Палестине привели к римско-иудейским войнам, которые закончились разрушением Иерусалимского храма и рассеянием евреев по всему миру.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...