Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достижения цивилизации хеттов




 

Каковы основные достижения Хеттской цивилизации, определяющие ее неповторимый индивидуальный облик?

 

Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю человечества. Было создано военно-паразитическое государство, которое не столько занималось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического властителя. Впервые в истории человечества хетты создали военную империю, общество которой было слабо дифференцированным, а городская культура оставалась на втором плане. Присоединяя к своему царству все новые и новые территории и наследуя традиции других цивилизаций, хетты не проложили путь в новую историческую эпоху. История Хеттской цивилизации яркий пример недолговечности и обреченности образования, основанного на военной силе.

 

Достижения Хеттской цивилизации порождают впечатление двойственности. Не имея своей письменности, хетты создали богатую литературу, мифы, легенды, перевели на хеттский язык ряд произведений народов Ближнего востока (аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, хурритские мифы). Используя силу, как доминирующее средство создания и укрепления державы, хетты составили свод законов, статьи которого отличаются мягкостью и кажутся бессистемным собранием казусов.

 

В самобытной монументальности хеттского изобразительного искусства поражает недоработанность, незавершенность. В районе Богазкёя сохранилась высеченная в скале скульптурная галерея Язылыкая (надписная скала). В этом святилище под открытым небом представлена картина шествия богов и жрецов, идущих навстречу друг другу. Это сцена встречи богов природы, сцена весеннего обновления после суровой зимы, величайший праздник народа скотовода и земледельца. В рельефах на камне мастера как будто не заботились о создании законченного произведения, но в глубоко скрытом укромном ущелье только напоминали, что скала естественный монумент, посвященный культу богов. Хеттские ремесленники мастера бронзолитейного дела, но зачастую дорогой материал заменяли глиной, имитируя в керамике бронзовые сосуды (посуда из Алишара).

 

Повышенная способность адаптировать достижения других цивилизаций для своих нужд отличительная черта хеттов. Они способствовали распространению боевых колесниц, методики разведения и выучки лошадей, практики законодательных предписаний.

 

Существовала тысяча богов Хатти, среди которых были божества хеттского, индоевропейского, хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Хетты постоянно воюющий народ в вопросах религии отличались терпимостью, создавая в державе достаточно умеренный религиозный климат. Бог руководил ими на протяжении всей жизни, вступая с каждым в контакт посредством оракулов, снов, гаданий. Бог отец и мать человека Хеттской цивилизации, отношения с которым строились на принципах взаимности. В повседневной жизни хеттов не было места и времени для размышлений о справедливости и несправедливости богов, так же, как о смысле существования. Этот народ с оружием в руках даже не интересовался проблемами жизни и смерти. Хетты не дали миру ни особо великих творений искусства и литературы, ни великих открытий, но их традиции не исчезли, что подтверждается историей Ассирийской цивилизации.

 

.

           

Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация

 

Природные условия и население

 

Более трех тысяч лет назад на севере Месопотамии начала формироваться Ассирийская цивилизация, историческая судьба которой подтвердила на определенном этапе истории цивилизация, империя и война могут развиваться совместно. Примерно за тысячелетие Ассирия проделала путь от раннего протогосударства до мировой империи. Пособницей первых шагов Ассирийской цивилизации стала война как средство существования. Многое в этой цивилизации помогает понять географическая характеристика ее месторазвития.

 

Само название Ассирия появилось в XIV в. до н.э. и прилагалось к области в средней части долины Тигра (северо-восток совр. Ирака), где находился один из крупнейших торговых центров Передней Азии город-государство Ашшур. Субарту, как в древности называли этот район, представлял собой плоскогорье, примыкающее к долинам Тигра и его притоков Большого и Малого Заба. С запада от него располагалась населенная кочевыми племенами сирийско-месопотамская степь, на севере Армянское нагорье, с северо-востока отроги гор Загра. Ассирия гористая страна, неудобная для земледелия, которым можно было заниматься только в небольших долинах Тигра и Заба, стесненных с востока горами. Масштабы искусственного орошения здесь не могли быть такими, как в Вавилонии и, тем более, в Египте. Но была построена сеть каналов, а также использовались дождевые, ручьевые и колодезные воды. На несколько месяцев предгорье покрывалось травой, обеспечивающей прокорм мелкого рогатого скота, который в засушливое время года перегонялся на горные летние пастбища. В горах с древних времен имелись различные породы камня, залежи полезных ископаемых и среди них железная руда. Долгое время Ассирия снабжала ведущую сельскохозяйственную страну Передней Азии Вавилонию лесом и металлом, которых та совершенно не имела.

 

Поседения в Субарту существовали уже в глубокой древности. Этническая карта этого региона была довольно пестрой. Здесь обитали горные племена субари, шумеры, восточные семиты, хурриты. С конца III тыс. до н.э. в Северной Месопотамии стали появляться амореи западносемитские скотоводческие племена, среди которых выделялись диданы и ханейцы. Господствующим языком Ассирийской цивилизации стал северный диалект аккадского языка. Длительное влияние Шумера, культурное воздействие Вавилона и Митанни, последовательная семитизация хурритов отразились на населении Ассирии, создав здесь т.н. арменоидный тип ассирийца.

 

Древнейший период истории

 

Все города Ассирии, кроме Ашшура, расположены за Тигром у предгорий Загра и легко доступны для вторжений. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищали от набегов соседей. Поэтому ассирийцы постоянно должны были находиться в боевой готовности. В XXII-XXI в. до н.э. Ашшур подчинялся III династии Ура. В XX в. до н.э. его правители вели упорную борьбу с аморитами, основавшими Вавилонское царство. Дальнейшим возвышением довольно бедная Ассирия была обязана весьма выгодному географическому положению. Здесь пересекались караванные пути, по которым через Ассирию оптом везли металлы (медь, серебро, свинец, золото), лес, ткани, продукты ремесел и сельского хозяйства. Древнейшие обитатели Ашшура были ростовщиками и купцами (тамкарами). Они достигало районов Малой Азии и Сирии, где создали целую систему торговых поселений с центром в Канише. Ашшурские купцы составляли наиболее сплоченную и активную группу торговцев-профессионалов. Их связи были обширны и действовали они оперативно, поставляя товары туда, где на них был спрос. Купцы Ашшура торговали и сами получали товар в кредит. Используя клинопись, велся строгий учет векселей. Несмотря на огромные расходы, ибо часть товаров отдавалась правителям городов, расположенных по торговому пути, чистая прибыль от торговли доходило до 200%. При малейшем намеке на опасность торговля сворачивалась. Караванные пути считались небезопасными и зачастую купцы вынуждены были браться за оружие.

 

Торговые караваны в Северную Сирию, Малую Азию, в финикийские города, а оттуда в Египет, в Закавказье и Среднюю Азию шли через Ашшур или так близко от него, что рождался соблазн захвата их для ассирийских купцов. Так Ашшур постепенно создавал в древнем мире свой военный образ государства-захватчика. Войны и грабежи со временем превратились для ассирийцев в самоцель. Начало этому было положено в конце XIX начале XVIII вв. до н.э. Шамши-Ададом, который создал большое государство, перегородившее все пути по Тигру, Евфрату, предгорьям Загроса, тем самым нарушив структуру торговли по всему Ближнему Востоку. Эта держава, по сути своей вовсе не ассирийская, фактически заблокировала все важнейшие магистрали, по которым купцы Ашшура везли свои товары.

 

Выходец из западносемитского племени ханейцев, Шамши-Адад стремился создать обширное государство по образу и подобию напоминающее державу Саргона Древнего. Он впервые объявил себя царем множеств, стремясь к установлению своей единоличной власти. Вся Северная Месопотамия, включая Ашшур, была разделена на 14 военных округов, возглавляемых царскими администраторами. Общинная администрация сохранялась, но при условии лояльности Шамши-Ададу. Фактически общинное самоуправление было парализовано. Проблема рабочей силы в царском хозяйстве решалась за счет обращения в рабство военнопленных. Угон рабов стал одной из главных целей военных экспедиций. При формировании войска предпочтение оказывалось ханейцам, соплеменникам царя. Войско для походов состояло из постоянного царского полка и ополченцев из общинников. Шамши-Адад никогда не считал себя правителем Ашшура, но говорил о том, что укрепил страну между Евфратом и Тигром. Он занимался также строительной деятельностью, о чем свидетельствуют надписи в ашшурских храмах богов Ашшура и Адада. Как правитель он заботился о храмах, но все же главным для него оставалось сохранение завоеванных территорий.

 

Однако, в XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи удалось подчинить себе Ашшур. Еще в течение трех столетий вплоть до конца XV в. до н.э. такие города как Ашшур, Ниневия и Арбаилу, представлявшие ядро Ассирийской цивилизации, признавали (зачастую формально) владычество Митанни и касситской Вавилонии.

 

Столь тяжелые испытания не остановили занятий торговлей. Ашшур продолжал наживаться на торговле, ибо его посредничество в снабжении Вавилонии сохранило свое значение. Ашшурские купцы, несмотря на трудности, продолжали возить товары в другие страны. Но политическая карта Передней Азии за пять столетий кардинально изменилась. В XV в. до н.э. торговые караваны двигались не по племенным территориям или небольшим государствам, а по территории государств довольно крупных, достаточно мощных и не намеренных делить доходы с Ассирией. Справиться с подобными обстоятельствами Ашшур мог только с помощью силы.

 

Насколько готова была Ассирия обеспечить безопасность караванных путей? В каком направлении развивалась цивилизация в ходе т.н. Первого возвышения Ассирии?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...