Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ




7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка.

3. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса.

4. Основные методы исторического изучения языка.

5. Памятники письменности как основной источник изучения

6. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты.

7. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть).

8. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита:

9. история современной графики.

10. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке.

11. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных.

12. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления (

13. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса

14. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах.

15. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть).

16. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть).

17. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть).

18. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть).

19. История инфинитива и супина.

20. Наречия в древнерусском языке, история наречий.

21. Предлоги, союзы и частицы, их история.

22. Особенности древнерусского синтаксиса.

23. Пунктуационные знаки в истории русского языка.

24. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и

результаты в диалектах.

24. Проблема периодизации истории русского языка.

25. Основные древнерусские памятники письменности.

 

7.2.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К  ЭКЗАМЕНУ

  1. Проблема периодизации истории русского языка.
  1. Характер ударения в истории русского языка.
  2. Система гласных фонем IX-XI вв.: количественный состав, происхождение, дифференциальные признаки.
  3. Система согласных фонем X-XI вв.: количественный состав, происхождение, дифференциальные признаки.
  4. Специфика категории твердости-мягкости согласных, качество полумягкости как позиционное явление. Отсутствие нейтрализации и соотносительности парных фонем.
  5. Специфика категории глухости-звонкости: отсутствие нейтрализации для парных глухих-звонких согласных фонем.

7. Древнейшие диалектные различия.

8. Вторичное смягчение согласных и результаты этого процесса.

9. Процесс падения редуцированных в древнерусском языке: определение данного явления, хронологические рамки, причины, позиции редуцированных..

10. Последствия падения редуцированных в структуре слога.

11. Последствия падения редуцированных в области гласных.

12. Последствия падения редуцированных в области согласных.

13. Влияние результатов падения редуцированных на морфологический строй русского языка и его лексический состав.

14. История редуцированных в сочетаниях с плавными.

15. Процесс перехода <е> в <’о> и его результаты в древнерусском и современном русском языке.

16. История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья.

17. История шипящих и <ц> в древнерусском языке.

18. Смягчение заднеязычных согласных.

19. Унификация типов склонения в древнерусском языке.

20. Разрушение категории двойственного числа, его следы в современном русском языке.

21. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения (на согласный, на ŭ, на ū).

22. Происхождение современных флексий именительного и родительного падежей множественного числа существительных.

23. Формирование категории одушевленности – неодушевленности.

24. История личных и возвратного местоимений.

25. Переустройство системы указательных местоимений.

26. История кратких прилагательных.

27. Полные прилагательные: значение, образование, история падежных окончаний.

28. История сравнительной степени прилагательных.

29. Формирование числительного как части речи.

30. Классы глаголов.

31. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции.

32. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке.

33. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке.

34. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

35. История настоящего времени.

36. История будущего времени.

37. Повелительное наклонение и его история.

38. Сослагательное наклонение и его история.

39. Формирование категории вида.

40. Система причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залога.

41. Дательный самостоятельный в книжной традиции.

7.3.ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ (если предусмотрены рефераты или курсовые работы)

Не предусмотрено ГОС

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для овладения определенными знаниями по указанному курсу студент должен усваивать лекционный материал и сведения учебников и учебных пособий (см. Список литературы по курсу), в которых излагаются теоретические основы предлагаемого исторического курса.

       Для овладения умениями и навыками студенты должны в полном объеме осваивать материал, предоставляемый во время практических занятий, и выполнять контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания в рамках учебных часов и часов, отводимых для самостоятельной работы.   

       Для успешного овладения курсом «История русского языка» студенту необходимо:

1. Выучить и иметь представление об индоевропейской языковой семье, ее делении на группы;

2. Выучить наизусть в хронологическом порядке законы, процессы праславянского языка и их результаты в различных славянских диалектах, в том числе и последствия в русском языке; условия протекания этих процессов (позиция или положение фонем в слове/слоге); причины реализации законов и процессов в определенный период развития языка.

3. Использование словарей, справочников, учебных пособий для решения поставленных задач теоретического и практического плана (знание специальных этимологических, древнерусских и церковнославянских словарей (см. список );

4. Аннотирование, реферирование, рецензирование, конспектирование и обзор научной литературы по курсу «История русского языка».

5. Умение связывать исторические лингвистические данные с понятиями и фактами из других разделов учения о русском языке:

- лексикологии;

- фонетики, графики;

- морфологии,

- диалектологии и др. дисциплин.

6. Представление об истории развития науки об истории языка и ее современного состояния;

- знание об авторах и их работах в области истории языка (см. список литературы).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...