Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонетическая система Х - XI вв.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История русского языка

(Историческая грамматика)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ:

История русского языка (историческая грамматика)

(наименование дисциплины, спецкурса, в случае модуля обязательно указание,
в рамках какой дисциплины)

 

Специальность:

050301.65                         «Русский язык и литература»

(код)                                      (наименование)

 




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

История русского языка

АННОТАЦИЯ

Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

Языковые аспекты культуры славян. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Историческая фонетика и грамматика. Эволюция словарного состава. История русского литературного языка. Исторический комментарий фактов современного русского языка.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

- Старославянский язык;

- История русской литературы;

- Теория языка;

- Русская диалектология;

- Отечественная история.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • учебная программа дисциплины/модуля/спецкурса;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины/модуля/спецкурса по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- перечень учебной литературы;

- методические указания к лекциям;

- методические указания к практическим занятиям.

 

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- контрольные вопросы и задания;

- тестовые задания;

       - вопросы к зачету;

- зачетные тесты.

 

4. Список авторов элементов УМК:Аввакумова Евгения Александровна, к.ф.н., доцент кафедры общего и русского языкознания.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;
    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

 

Кафедра

Общего и русского языкознания

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):

История русского языка

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине (модулю)

 История русского языка

 

 

Специальность

050301.65                         «Русский язык и литература»

код                                           наименование

 

Факультет

Филологический

 

Курс обучения                                     ____3__/_____4_/________

Семестр                                                  ____5__/_____8/________

Всего часов по учебному плану:        ___136_

В том числе по формам обучения:    очная /

       - лекции                           ____36_/

- практикум                     ____36_/

                   - самостоятельная работа ____64_/

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                          ____8сем.

- экзамен                          ____5сем.

 

Дисциплина «История русского языка» состоит из 2-х курсов: «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка».

 

Историческая грамматика русского языка

 

Цели и задачи курса

Цель курса «История русского языка (Древнерусский язык)» – изучение студентами истории фонетической системы, грамматического строя русского языка с периода его формирования как общевосточнославянского до периода его становления как национального и до настоящего времени для глубокого научного понимания устройства и процессов, обусловивших состояние современного русского языка.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

· формировать у студентов четкое представление о необходимости изучения истории языка и представление о языке как социально-обусловленной системе, которая претерпевает постоянные изменения под влиянием интро- и экстралингвистических факторов;

· представить причинно-следственные отношения в преобразованиях на разных уровнях языка;

· установить определенные закономерности развития и причины изменений фонетического и грамматического строя языка в диахронии.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен знать:

- историю фонетической системы русского языка;

- процессы формирования морфологического строя и отдельных частей речи;

-основные пути развития синтаксического строя;

уметь:

    - объяснять факты не только современной фонетической системы, но и современной орфографии; читать тексты древнерусских памятников и давать им исторический комментарий;

    - владеть навыком ретроспективного исторического комментирования современных текстов; диахронического лингвистического анализа текста.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 86 5
Аудиторные занятия 46 5
Лекции 24 5
Практические занятия (семинары) 22 5
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 40 5
Курсовые работы/рефераты -
Вид итогового контроля: экзамен/зачет Экзамен 5

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
1 2 3 4 5
1 Введение Х Х
2 Историческая фонетика Х Х
3 Историческая морфология Х Х
4 Исторический синтаксис Х Х

 

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I.Введение

1) Историческая грамматика русского языка как учебный курс.

Характеристика объекта изучения как живого народного языка в совокупности территориальных диалектных разновидностей в его истории с периода формирования как общевосточнославянского до нашего времени.

Несоответствие традиционного названия курса, идущего от Ф.И. Буслаева, и предмета изучения - истории русского языка оптимально на всех его уровнях. Реально сложившиеся и разработанные разделы курса: введение, историческая фонетика, историческая морфология, исторический синтаксис. Место исторической грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Значение исторического изучения русского языка как отражения сущности языка, проявляющейся в системности, с одной стороны, и постоянной изменчивости - с другой. Необходимость в связи с этим знания истории русского языка учителем-словесником.

2) Основные методы исторического изучения языка: сравнительно-исторический, структурного анализа, сопоставительно-типологический, синхронного среза, исторической интерпретации изоглосс.

3) Происхождение русского языка.

 

4) Проблема периодизации. Сущность проблемы, ее причины. Основания различных периодизаций. Периодизации истории русского языка.

 

5) Основные источники исторического изучения русского языка.

6) Памятники русской письменности.

7) Происхождение и история русской письменности.

Появление письменности на Руси вместе с распространением первого письменно-литературного языка славянства – старославянского (церковнославянского) языка. Тысячелетняя история кириллицы на Руси, многосторонность ее изменений: а) изменение звуковых значений букв  в сравнении со старославянским языком, б) история возникновения, употребления и утраты дублетных букв, в) реформы графики, г) основные типы письма, д) буквы, менявшие начертание, е) буквы, возникавшие в истории русского письма, но не привившиеся в нем, ж) новые буквы кириллицы, з) появление прописных и надстрочных букв, и) диакритические знаки и их история, к) возникновение межсловного пробела, л) старые названия букв и появление новых, м) основные этапы истории графической системы в собственно лингвистическом аспекте: формирование и судьба слогового принципа графики, возникновение многозначности графем, появление современных дополнительных значений букв в основном в результате падения редуцированных для букв согласных и возникновения аканья для букв гласных.

 

II. Историческая фонетика

Фонетическая система Х - XI вв.

1) Структура слога. Закон восходящей звучности, закон внутрислогового сингармонизма, автономность слогов, неподвижность слоговых границ.

2) Характер ударения.

Сосуществование силового и политонического ударения в древнерусском языке. Определения силового и политонического ударения. Акут и циркумфлекс, их значение в истории языка. Новоакутовая интонация.

3) Система гласных фонем. Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, лабиализованность/нелабиализованность, сверхкраткость /несверхкраткость. Таблица, отражающая систему 10 гласных фонем. Трансфонологизация признака назальности/неназальности в признак подъема. Результаты денализации носовых гласных. <ä> как самостоятельная фонема в период существования признака зоны образования как дифференциального. Первый случай конвергенции гласных фонем, положивший начало действию конвергенции как универсалии в истории русских гласных: <Q>-<У> → <У>. Свидетельства отсутствия носовых гласных. Звуковое значение, особенности употребления и дальнейшая судьба малого и большого юсов, йотованных юсов. Признак долготы-краткости как интегральный для всех гласных фонем, кроме Ъ, Ь, изолированность в системе признака сверхкраткости-несверхкраткости. Качество звука [ě].

Позиционное варьирование гласных фонем, его ограниченность в сравнении с современным языком. а) Варьирование редуцированных Ъ и Ь, И редуцированное и Ы редуцированное в сильных и слабых позициях. Сильные и слабые позиции редуцированных, спорный вопрос о сильной позиции в сочетаниях типа търт (вълна). Сильные и слабые позиции Ы редуцированного, И редуцированного. б) [ä] , [ÿ] - позиционные вариации фонем <а>,<у> в положении после мягких согласных. в) О закрытое [Ô:] - позиционная вариация фонемы <О> в положении под новоакутовой интонацией в период до падения интонации.

4) Система согласных фонем. Дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость-звонкость, твердость-мягкость. Специфика состава согласных. Вопрос о слоговых плавных.

Специфика категории твердости-мягкости согласных, качество полумягкости как позиционное явление. Отсутствие сигнификативно слабых позиций и соотносительности парных фонем, перекрестной их мены.

Специфика категории глухости-звонкости: существование сигнификативно сильных позиций и отсутствие сигнификативно слабых для парных глухих-звонких согласных фонем, их соотносительности, перекрестной мены.

5) Древнейшие диалектные различия: цоканье, [г] фрикативный и взрывной; [кл, гл] или [л] на месте * tl, *dl; различение/неразличение мягких свистящих и шипящих; <в>: губно-губное и губно-зубное, результаты второй палатализации.

Вторичное смягчение согласных (смягчение полумягких) и результаты этого процесса.

Вопрос о времени вторичного смягчения согласных, механизм этого процесса.

Возможности различного истолкования системы фонемных единиц периода от смягчения полумягких до падения редуцированных. Вопрос о силлабемах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...