Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая мысль Древней Греции
Теоретические отправные пункты современной науки проявились в работах выдающихся древнегреческих мыслителей того времени – Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Ксенофонт (430-354 г. до н. э.) ввел в научный оборот понятие «экономия» (ойкономия»). Оно происходит от греческого «oikonomia» («ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон, правило). В буквальном переводе «экономия» - это «наука о ведении домашнего хозяйства». Экономические взгляды Ксенофонта изложены в трактате «Домострой». Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие. По его словам, «земледелие – мать и кормилица всех искусств». Термин «искусство» древние греки применяли и к земледелию, и к медицине, и к военному искусству, и к каким-либо прикладным знаниям. К ремесленному труду Ксенофонт относился презрительно, считая его пригодным только для рабов. Недостойной для свободного грека является и торговля. Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности обратил внимание на противоположность между умственным и физическим трудом. Разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов – естественное явление. Он презрительно относился к физическому труду, считая его достойным только рабов. Ксенофонт первым указал на взаимосвязь между разделением труда и рынком. Уровень разделения труда обусловлен обычно размерами рынка. В маленьких городках разделение труда слабо развито, а в больших городах его уровень относительно большой. Будучи идеологом натурального рабовладельческого хозяйства, Ксенофонт считал полезным для экономики развитие торговли и денежного обращения. В них он видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Деньги, по Ксенофонту, придуманы людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства. Осуждая ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать деньги в качестве сокровищ. Ксенофонт выделял два свойства товара. Любому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Меновой стоимости он не придавал особого значения. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. Платон (427-347 гг. до н. э.) был одним из самых близких учеников Сократа, известным философом древнего мира. Его взгляды на экономические и социальные процессы изложены в работах «Государство» и «Законы», в которых обосновывается модель «идеального» государственного устройства. Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает из потребностей человека: никто не может сам удовлетворять все свои потребности. Мы берем себе одного помощника для одной цели, следующего для другой, и когда все сотоварищи собраны в одном месте, то всю группу можно назвать государством. Они обмениваются один с другим с той мыслью, что этот обмен будет им во благо». Основой идеального устройства государства является справедливость. Справедливым является такое устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он способен в наибольшей мере. Основным источником всех общественных проблем Платон считал эгоизм – личный и групповой. Поэтому первоочередной задачей государства является воспитание у граждан таких качеств: мудрость, мужество, сдерживающая мера. Мудрость – это способность дать правильный совет не только в частном деле, но и для государства. Те, кто имеет такую способность, должны управлять. Мужество – это способность оставаться храбрым в чрезвычайных ситуациях. Кто к этому способен, должен защищать государство. Сдерживающая мера – способность понимания необходимости подчиняться законам, поскольку даже плохой закон лучше беззакония. Такую особенность могут иметь не только мудрые и мужественные, но и другие люди. Они достойны быть свободными гражданами. Если они не управляют государством и не являются воинами, то могут быть крестьянами и ремесленниками. Те, кто не имеет ни одной из этих особенностей, должны быть рабами. Таким образом, в идеальном государстве свободные люди делятся на три класса: 1) философов, которые управляют государством. Это класс интеллектуальной аристократии, которая тайным голосованием избирает из своей среды правительство; 2) воинов, которые охраняют государство. Чтобы воины были полностью преданы государству, у них не должно быть личных интересов, собственности, брака и семьи. У них все должно быть общее; 3) земледельцев и ремесленников, которые занимаются материальным производством. Их работа полностью подчинена интересам общества. Они могут быть частными собственниками, поскольку это вынуждает их лучше работать. Рабы не принадлежат ни к одной группе: они являются только орудием труда, которое способно говорить. Благодаря такому устройству, считал Платон, будет ликвидировано соперничество и ссоры, суды станут ненужными, так же как золото и серебро (источники враждебности). Кредит и процент будут запрещены. Деньгами будут служить денежные знаки. Деньги, по мнению мыслителя, нужны для обмена, а поэтому должны исполнять функцию средств обмена и меры стоимости. Признавая необходимость торговли, которая призвана обслуживать разделение труда, Платон негативно относился к торговой прибыли. Торговля для афинского гражданина – дело недостойное, ею должны заниматься иностранцы и рабы. Главная отрасль хозяйства, по мнению Платона, земледелие. К ремеслу относится одобрительно. Все плоды земли, имущество должны находиться на государственном учете. Если стоимость имущества превышает стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. В идеальном государстве не должно быть ни богатых, ни бедных. Внимательный анализ модели идеального типа государства Платона свидетельствует, что в ней отражены отдельные элементы коммунистического общественного устройства. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший мыслитель древнего мира. Он первым сделал попытку подвергнуть анализу экономические явления, выяснить закономерности развития общества. Поэтому его называют первым экономистом в истории науки. Величайшими работами Аристотеля являются «Никомахова этика» и «Политика» (трактат об устройстве государства). В них он обосновал свою модель идеального государства. Государство, по мнению Аристотеля, важнее семьи и отдельного лица, подобно тому, как целое важнее части. Образованию государства оказывает содействие обмен между отдельными людьми. Подобно Ксенофонту и Платону, Аристотель делает акцент на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы», указывает на приоритетную роль в хозяйстве земледелия. В отличие от Платона, Аристотель был приверженцем частной собственности. Отстаивая ее, Аристотель был против крупного богатства. Богатство он разделял на два вида: натуральное и денежное. Натуральное богатство – это настоящее богатство. Оно, будучи совокупностью потребительных ценностей, имеет определенные границы, ведь потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет. Соответственно Аристотель разделяет «искусство приобретать богатство» на два направления. Цель первого – удовлетворение потребностей. Цель второго – накопление денег. Первое направление представлено земледелием, ремесленничеством, мелкой торговлей и должно поддерживаться государством, поскольку способствует удовлетворению повседневных потребностей населения. Второе направление базируется на крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, которые осуществляются ради наживы. Науку, которая занимается натуральным богатством, он называл «экономией», а ту, что изучает денежное богатство – «хремастикой» («хрема» – имущество, владение). «Все, кто причастны к денежному обращению, - отмечает великий грек, - стараются увеличить свои капиталы до беспредельности». Т. е., хремастика – это «искусство» вложения и накопления капитала. Таким образом, учение Аристотеля о хремастике было одной из первых в истории экономической науки попыток анализа капитала. Аристотель вошел в историю экономической мысли и потому, что обосновал проблему, которая на протяжении многих столетий и сегодня является предметом острых дискуссий: чем определяются пропорции обмена товаров? Ответ на этот вопрос разделил экономистов на два больших направления: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников разных вариантов теории, суть которой в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. Аристотель имел несколько вариантов решения этой проблемы. В его размышлениях можно отыскать примитивный вариант трудовой теории стоимости: «...Все, что поддается обмену, должно сравниваться с чем-то одним. Итак, расчет будет иметь место тогда, когда будет найдено сравнение; каким образом продукция, произведенная сапожником, принадлежит к продукции, произведенной земледельцем». В соответствии с другим утверждением Аристотеля в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, также соизмеримыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. «Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним..., - отмечает Аристотель, - Этим одним и есть потребность, которая является связующим звеном для всего. А как замена потребности по согласию людей возникла монета...». Последняя фраза отображает понимание Аристотелем природы денег. Деньги, по мнению мыслителя, являются результатом соглашения людей. Свою роль как меры стоимости деньги выполняют только потому, что люди договорились принимать их в качестве платы за товар. Итак, Аристотель стал основателем рационалистической теории денег. Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономию и хремастику, он подчеркивает, что когда деньги относятся к «экономики», то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хремастике», то они выступают как реальный представитель неестественного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономии, преобразование ее в хремастику, в искусство делать деньги. Такую форму организации хозяйства Аристотель осуждает, считая противоестественной. Особый гнев у него вызвал процент, поскольку деньги предназначены лишь для обмена и не могут порождать новые деньги. По мнению мыслителя, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился, и это присвоение является проявлением его порочной жадности и стяжательства. Ростовщик присвоил процент несправедливо, поскольку он его не создавал, а принудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, став на путь искажения их природы. Как видим, экономические и этические проблемы у Аристотеля рассматриваются в тесной взаимосвязи. Такой подход имел большое влияние на экономическую мысль эпохи Средневековья. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |