Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая мысль Древнего Востока




Экономической науки в Древнем мире не было. Но в процессе добычи средств существования уже тогда у людей, а с возникновением государств и у правителей возникают размышления о сфере, которая сегодня называется экономикой.

Одни из первых известных нам источников экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, представления древних египтян о собственности, рабстве, товарно-денежных отношениях.

Наиболее древним источником экономической мысли египетской цивилизации считаются «Наставления гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н. э.) Это произведение дает представление о политических и экономических функциях фараона – главы государства, правилах государственного управления и хозяйствования.

В «Речении Ипусера» (начало XVІІІ в. до н. э.) отстаивается идея централизма, единства древнеегипетского государства. Для государства большой бедой является нарушение строгой регламентации хозяйства, недостаток контроля над деятельностью производителей, бездеятельностью чиновников.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В государствах этого региона, в отличие от Древнего Египта, сравнительно быстро развивались частная собственность, товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Это обусловило необходимость государственного регулирования социально-экономических отношений с помощью законодательства. Так, «Кодекс царя Хаммурапи» (Вавилон), датированный XXVІІІ в. до н. э., предусматривает создание таких условий, при которых «сильный не угнетал слабого», долговое рабство ограничивалось 3-мя годами, ростовщическая эксплуатация ограничивалась 20 % прибыли на ссуды, а также предполагалась отсрочка выплаты долга в случае неурожая без выплаты дополнительных процентов. Хаммурапи первым из правителей древнего мира уравнял силу царя с силой закона и признал за подчиненными право самим беспокоиться о своей жизни.

Экономическая мысль Древней Индии представлена религиозными буддистскими и брахманистскими трактатами.

Буддистское учение проповедует отказ от собственности как необходимого условия достижения конечного спасения – нирваны. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала – как страшное зло.

Брахманизм основывается на концепции трех целей жизни человека – религиозной обязанности, материальной выгоде и чувственной любви. Известнейшими книгами об обязанности (драхме) являются «Законы Ману», о выгоде (артху) – «Артхашастра», о любви (Каму) – «Камасутра».

«Законы Ману» (около ІІ в. до н.э. – І в. н.э.) – это сборник религиозных, моральных, политических указаний, которые приписываются мифическому родоначальнику людей Ману. Животноводство, земледелие, торговля и ростовщичество являются сферами деятельности (обязанностью) варны вайшья. Ремесло – судьба варны шудра. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Хозяйственная самостоятельность рассматривается как одно из главных условий свободы и полноправия человека.

«Артхашастра»(ІV в. до н. э.) в переводе означает «учение о доходах». Это трактат об искусстве политики и управления государством. Его автором считают Каутилья, советника царя Чандрагупты. В трактате говорится о том, что государственное богатство является результатом труда населения, и потому использоваться оно должно прежде всего на государственные нужды. Поскольку основой всех дел государства является казна, автор придает большое значение решению финансовых проблем и развивает идею активного баланса государственного бюджета – увеличения доходов и уменьшения расходов. В трактате нашла отражение проблема стоимости и цены товаров. Каутилья считает, что величина стоимости вещи определяется количеством дней работы. При этом он различает стоимость и рыночную цену, отмечая, что конкурирующий покупатель увеличивает цену на товар, делая ее выше действительной стоимости. Исходя из того, что цена товара на рынке складывается не только из затрат производства, но и прибыли торговца, Каутилья предлагает ограничить долю торговца в цене товара: 5% от цены на местные товары и 10 % на привозные из других мест.

В Древнем Китае ведущим направлением экономической мысли было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 гг. до н. э.) – автор записанного его учениками сборника «Лунь юй» («Беседы и размышления»).

Конфуций развивал выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, моральную и юридическую философию. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которая, подчинена естественным законам, которые выясняются умом – даром божьим – и охраняются гражданскими законами, образующими естественное право.

Конфуций считает естественно оправданным существование разных форм собственности: большого сообщества (коллективной собственности крестьянских общин), личного владения родовой аристократии и неродовых рабовладельцев. Связывая все существующие разногласия в империи с личной собственностью, он все же отдает ей преимущество. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное Богом и природой. Но при этом он призывает к моральному совершенствованию, соблюдению естественных правил об уважения старших и дружбе между братьями.

Источником богатства, по Конфуцию, является труд и богатство правителя, основывается на богатстве народа.

Государство, по мнению Конфуция, полностью копирует семью: правитель – это отец народа, подчиненные – «его дети». Он воспитывает их, заботится, чтобы у них были одежда и пища. В семье, в результате искусства руководителя, происходит более равномерное распределение богатства, достигается баланс доходов и затрат благодаря «собственной» умеренности.

Учение Конфуция направлено на обеспечение стабильности существующего порядка, укрепление авторитета государства, широкое использование с этой целью традиций и обычаев.

Оппонентами конфуцианства выступили легисты, идеи которых были отражены в коллективной работе «Гуань-цзы» (ІV в. до н. э.).

Если Конфуций утверждал, что только образованный правитель может наиболее справедливо распределить созданное в обществе богатство, то легисты считали наиболее правильным правление страной при помощи законов, правовых норм. Один из представителей легизма Ли Куй, составил «Свод» всех имеющихся законов, в основу которого была положена идея государственного регулирования хлебного рынка. Государство, как считал Ли Куй, должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам из государственных амбаров в годы стихийных бедствий и голода.

В ІV в. до н. э. возникает даосизм, основоположником которого считают Лао-Цзы. Понятие «дао» (путь, закон) толкуется как естественное, закономерное движение и изменчивость всего сущего. Это движение не допускает любого внешнего вмешательства. Все социальные беды являются следствием нарушения этого закона, замены его «человеческим дао» из-за несправедливости правителей. Даосизм выступал против социального неравенства людей, угнетения народа, накопления вельможами богатства, разбоя и чванства богатеев.

С критикой конфуцианства выступили и представители школы моистов, основателем которой был Мо Ди. В книжке «Мо-цзы» представители этой школы отстаивают принципы естественного равенства всех людей, выступают против сословного деления общества, осуждают рабство, паразитизм господствующих сословий. Путь к совершенствованию общественной жизни Мо Ди и его приверженцы усматривали в утверждении в отношениях между людьми принципов «общей любви» и «взаимной выгоды».

В итоге к вышесказанному следует отметить, что, несмотря на богатую культуру народов Древнего Востока, не они основали фундамент экономической науки. Рассмотренные нами произведения являются источниками сведений о хозяйственном быте древних народов. Но в них отсутствует обобщение практики, аналитическое обоснование экономических явлений. Последние мы находим впервые у греков около V в. до н.э. Именно греки первыми попытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Поэтому и считается, что именно европейская цивилизация, а не египетская, индийская или китайская, создала экономическую науку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...