Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для чего нужно изучать историю экономических учений?




История экономических учений

 

Учебное пособие

 

                                                                    

 

Днепропетровск – 2007


Хоменко. В. Н. История экономических учений: Учебное пособие. – Днепропетровск, ПГАСиА, 2007. – 199 с., русск.

 

Рецензент – Пилипенко Ю. И., кандидат экономических наук, доцент

 

 

В предлагаемом пособии отражено богатое наследие мыслителей, ученых, школ и направлений разных эпох в сфере экономической науки.

Цель пособия – помочь студентам, обучающимся экономическим специальностям, в усвоении основных идей, теорий и концепций экономического развития общества.

 

 

Утверждено на заседании

кафедры экономической теории и права

протокол № 3 от 21.12.06




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..3

 

Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира....................…………9
1. Экономическая мысль Древнего Востока..............................……………9
2. Экономическая мысль Древней Греции............................………………12
3. Экономическая мысль Древнего Рима.......................……………………16

 

Тема 2. Экономическая мысль Средневековья........…………………..20
1. Экономическая мысль арабского Средневековья.......…………………20
2. Экономическая мысль Средневековья в Западной Европе……………21
3. Меркантилизм как первая школа политической экономии…………26

 

Тема 3. Зарождение классической политической экономии………32
1. Исторические условия возникновения и особенности классической политэкономии……………………………………………………………………….32
2. У. Петти – основоположник политической экономии в Англии.....…..33
3. П. Буагильбер – первый представитель классической политэкономии во Франции…..……………………………………………………………………….36
4. Экономическая теория физиократов...............……………………………38

 

Тема 4. Расцвет классической политэкономии.......…………………...43
1. Экономическая теория А. Смита...................………………………………43
2. Экономическое учение Д. Рикардо.....................………………………….51

Тема 5. Поздняя классическая политическая экономия...………….58
1. Трансформация классической политической экономии в первой

половине XIX века………………………………………………………………….58
2. Прагматическое направление поздней классики.................…………...59
3. Теории «экономической гармонии»........................……………………….69

 

Тема 6. Критика классической политической экономии..………….73
1. Критика капитализма и классической политической экономии

в работах С. Сисмонди и П. Прудона............…………………………………73
2. Экономические учения социалистов-утопистов.......…………………….76
3. Историческая школа..............................................………………………..81

 

Тема 7. Экономическое учение марксизма................………………….91
1. Возникновение и формирование марксистского экономического

учения в 40-х годах ХІХ в………………………………………………………….91
2. Теоретические проблемы «Капитала» К. Маркса......……………………..95
3. Теория социализма и коммунизма.............……………………………….100
4. Исторические судьбы марксизма.....................…………………………..103

 

Тема 8. Маржинализм..........…………………………………………………..110
1. Сущность маржинальной революции. Пионеры маржинализма......110
2. Австрийская школа маржинализма...........……………………………….114
3. Маржинальные идеи У. Джевонса, Л. Вальраса, Ф. Эджуорта...……120

Тема 9. Становление неоклассической экономической теории...125
1. Особенности неоклассизма…………………………………………………..125
2. А. Маршалл – основоположник неоклассической теории..........……..126
3. Экономическое учение Дж. Б. Кларка.........……………………………..131
4. Неоклассические теории благосостояния.........………………………….134

Тема 10. Институционализм.............................………………………….139
1. Методологические особенности и этапы развития

институционализма………………………………………………………………..139
2. Ранний институционализм.............................…………………………….141
3. Теории трансформации капитализма.............................………………146
4. Неоинституционализм.............................................……………………..150

 

Тема 11. Кейнсианство...............…………………………………………….158
1. Экономическая теория Дж. М. Кейнса....................…………………….158
2. Неокейнсианство......................................................…………………….165
3. Посткейнсианство...............................................…………………………173
4. Современное кейнсианство..................……………………………………176

 

Тема 12. Развитие неоклассической теории в ХХ веке:

от неолиберализма к неоконсерватизму......................……………….178
1. Сущность неолиберализма и неоклассизма...................……………….178
2. Новая австрийская школа......................................……………………...179
3. Фрейбургская школа и теория социального рыночного хозяйства...183
4. Монетаризм...................................…………………………………………..188
5. Экономическая теория предложения.......................……………………193
6. Теория рациональных ожиданий.............................……………………195

Литература.................................................................……………………...198












































Введение

 

Экономическая жизнь чрезвычайно многогранна, противоречива и непостоянна. Ее изучает целая система экономических наук, разные школы, направления и течения.

К. Викселль как-то заметил, что экономическая наука интересна тем, что рождение в ней какой-нибудь концепции немедленно вызывает появление противоположной точки зрения. Это обусловлено разным пониманием предмета экономической науки, разными подходами к анализу экономической действительности, задачами исследований.

Так, меркантилистывозвеличивали торговлю, что было обусловлено значительным ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и влияния торгового капитала. Главной целью хозяйственного развития они считали накопление золота и серебра.

Физиократыутверждали, что национальное богатство увеличивается благодаря развитию сельского хозяйства. С помощью реформ они стремились сохранить старые порядки с господством земельной собственности, избежать «жестокостей» предпринимательского порядка.

С возникновением и развитием капиталистического хозяйствования формируется и развивается классическая школа политэкономии. Ее основатель А. Смит оставил нам в наследство утонченную философию рыночного хозяйства с его принципом «невидимой руки». Среди последователей Смита были как его сторонники, так и критики, что обусловило появление разных направлений экономической мысли: исторической школы, марксизма, маржинализма.

Представители немецкой исторической школы, развенчивая принцип «невидимой руки», отбрасывая универсальность характера экономических законов, создали национальную политическую экономию. Экономическое развитие каждой страны, доказывали они, зависит от культурной традиции, исторических особенностей, «духа нации», происходит по собственным законам.

К. Маркс, синтезируя и развивая идеи социалистов-утопистов и трудовую теорию стоимости классиков, обосновал неизбежность перехода к социалистической системе хозяйствования.

Маржинализм характеризуется крайним психологизмом при анализе экономических явлений. Центральное место во взглядах маржиналистов занимает теория предельной полезности, согласно которой стоимость товара определяется не количеством труда, затраченого на его производство, как считали классики и марксисты, а в зависимости от субъективных психологических особенностей ощущения ценности товара покупателем.

В конце XIX в. А. Маршалл и его сторонники, стремясь соединить учение классической школы с теорией предельной полезности маржиналистов, стали основателями неоклассической теории, с возникновением которой связано становление микроэкономики.

Ученик А. Маршалла Дж. Кейнс в 30-х годах XX в., опровергнув идеи экономического либерализма неоклассиков, обосновал необходимость и очертил конкретные направления регулирующего влияния на экономику государства. Кейнса справедливо считают основателем макроанализа.

Довольно влиятельным направлением экономической науки наряду с неоклассицизмом и кейнсианством стал институционализм, представители которого предметом своих исследований считают внеэкономические факторы (право, психология, семья и т.п.). Институционализм способствовал процессу существенной интеграции экономической науки с другими общественными науками.

Сейчас идет поиск новых направлений экономической науки, в которых наиболее полно учитывались бы изменения, происходящие в современном обществе, – изменения в технологии, структуре производства и потребления, в современном типе работника и его взаимоотношениях с участниками экономического процесса, в распределении доходов и поведении потребителя.

Как видим, в экономической науке мы имеем дело с разными школами и течениями. Их теоретическое наследие огромно, и его изучение вызывает определенные трудности. Но мы должны овладеть этим достоянием, чтобы глубже понять и осмыслить наше настоящее, сохранить и использовать все полезное.

Итак, предметом истории экономических учений является изучение исторического процесса возникновения и развития экономических идей, течений и школ, формирование экономической науки как системы знаний.

И. В. Гете писал, что история науки – это сама наука. Поскольку экономические учения не пассивно отражают процессы, которые происходят в экономике, то их история свидетельствует о том, в какой мере каждая школа своими идеями оказывала содействие общественному развитию.

История экономических учений является составной частью истории экономической мысли, которая начинается еще с тех давних времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, которые сложились между людьми в процессе и в результате добычи и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – это понятие, которое отражает и господствующие в массовом сознании представления, и религиозные оценки и предписания относительно хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы правительств.

Экономические учения – это теоретические концепции, которые отражают основные закономерности экономической жизни, описывают отношения между его субъектами, выясняют движущие силы и факторы производства, распределения и обмена благ.

История экономических учений начинается с XVI в. и связана со становлением капиталистического товарного хозяйства. Как самостоятельная наука история экономических учений начинает формироваться в первой половине ХІХ в., когда появляются первые специальные исследования. Ими стали: статья Дж. Мак-Куллоха «О политической экономии», напечатанная в Британской энциклопедии; произведения теоретиков немецкой исторической школы, которые подвергли критическому анализу классическую политическую экономию; «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса. В работах этих ученых исторический анализ, развиваясь в рамках политической экономии и выступая обоснованием определенной концепции автора, еще не имеет самостоятельного значения.

В конце XIX в. история экономических учений выделяется в самостоятельную науку и вводится в программы обучения европейских и американских университетов.

В XX в. появляются фундаментальные исследования по истории экономических учений. Наиболее важными из них стали работы: Й. Шумпетера «История экономического анализа», М. Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», Б. Селигмена «Основные течения современной экономической мысли», Такоши Негиши «История экономической мысли». Советскими учеными была подготовлена «Всемирная история экономической мысли» в 6-ти томах под редакцией В. М. Черковца. Среди работ украинских авторов выделяется «История экономических учений» под ред. В. Базилевича.

Учитывая то, что история экономической мысли и история экономических учений изучают историю экономической науки в более или менее широких рамках, большинство ученых эти понятия отождествляют.

Изучая историю экономических учений, исследователи используют разные методы.Чаще всего ученые прибегают к историческому и логическому методам.

Исторический (хронологический) метод предусматривает рассмотрение идей, концепций в порядке их возникновения и формирования. Такой подход, как правило, объединяется с анализом социально-экономических условий, в которых формировались эти взгляды и идеи.

Логический метод основан на исследовании эволюции концепций или теорий, без достаточного учета их связи с другими теориями и с историческими условиями. В таком случае исследуются одни только теории, концепции, логика их развития.

Порой ученые применяют территориальный метод, который предусматривает исследование истории экономических учений в определенных странах. Широко известны, например, кембриджская, стокгольмская, чикагская школы. Представители одной школы могут солидаризироваться в силу общности взглядов и позиций, но нередко они отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой задач. Так, стокгольмская школа (шведская) объединяет группу экономистов, которые занимают далеко не однозначные позиции в трактовке и разработке разных проблем. Но для этой школы общей чертой являются признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, по обыкновению, объединение теоретических разработок с практическими рекомендациями.

Ученые-марксисты используют классовый метод, когда анализ экономического учения подчиняется экономической мотивации. Определяются классы, которые ведут борьбу за соответствующую долю конечного продукта, а отсюда – классовая позиция теоретиков, идеологов того или другого класса.

Для чего нужно изучать историю экономических учений?

Во-первых, изучение истории экономических учений способствует углублению и расширению знаний экономической теории. Раскрывая процесс возникновения экономических категорий, теорий, концепций, показывая их наследственность, данная наука дает возможность лучше понять магистральный путь развития экономической науки.

Во-вторых, поскольку экономические учения не пассивно отражают процессы, которые происходят в экономике, а существенно влияют на них, то знание экономических концепций дает возможность понять и сформировать экономическую политику государств, за основу которой всегда берутся те или иные экономические теории. Общеизвестно, что кейнсианские и неоклассические теории стали основой многих государственных экономических программ.

В-третьих, история экономических учений оказывает содействие формированию вариантного и реалистического фундаментального экономического мышления. Экономическая наука не может быть собранием готовых правил и рецептов. Их необходимо открыть, выяснить, обосновать, потом проверить, скорректировать. Поскольку в экономической жизни действует не одна, а несколько причин, то необходимо их не только понимать, но и различать, выделять главные, не смешивать причины и следствия. Развивать экономическую науку можно только при условии постоянного учета неповторимых условий и взаимосвязей, сопоставления разных подходов, позиций, разных школ и взглядов.

В-четвертых, анализ экономических учений, логики эволюции научных теорий и идей дает возможность выяснить те изменения, которые происходят в экономической жизни сегодня. Обращаясь к разным концепциям, положениям, выводам, достижениям и ошибкам экономистов и политиков прошлого, мы не только глубже понимаем и осмысливаем наши сегодняшние действия, но и освобождаемся от всего устаревшего, сохраняем и используем все полезное.

Таким образом, история экономических учений играет большую роль в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации. Каждый специалист обязан знать историю своей науки, ее величайших представителей и их основные идеи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...