Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные виды рентабельности




Рентабельность представляется в различных видах, т.к. показатели эффективности могут быть различны в зависимости от разновидности бизнеса. При проведении расчётов разных видов рентабельности стоит учитывать, что используемые коэффициенты будут различными и, соответственно, формулы также будут различаться. Виды рентабельности:

Общая рентабельность активов (включает в себя оборотные и внеоборотные активы). Данная характеристика может показать какие финансовые займы были задействованы компанией с целью получения прибыли равной 1 рублю. Данная характеристика рассчитывается из соотношения прибыли полученной до полной уплаты всех видов налогов, а также средней стоимости всех имеющихся активов компании за отдельно взятый временной промежуток (год, месяц, полугодие, квартал), т.е. это возможность активов компании создать прибыль. Если речь идёт о рентабельности формирования активов компании, то она вычисляется при делении полученной прибыли компании (до уплаты налога) на среднюю суммарную стоимость привлеченных активов за тот же промежуток времени (год, месяц, полугодие и т.д.);

Рентабельность товара, продукции. Представляет собой соотношение между прибылью, которая была выручена от продажи товаров, услуг, и средствами, которые были затрачены на его производство. Данный показатель помогает охарактеризовать насколько выгодно производство того или иного товара;

Рентабельность производства. Данный экономический показатель характеризует целесообразность ведения того или иного вида бизнеса. Здесь разговор идёт о соотношении, которое возникает между затратами производства и итоговой чистой прибылью. Рентабельным считается производство при положительном балансе затрат и прибыли. К мерам, применяемым для увеличения рентабельности производства, относятся снижение общей себестоимости продукции, а так же повышение её качества.

Прочие виды рентабельности и формулы расчета

Для наиболее полного раскрытия понятия рентабельности и её видов, необходимо предоставить наглядные формулы и произвести расчёты. Показатели рентабельности:

ROA= Прибыль/Стоимость активов*100%, где ROA – рентабельность активов. Здесь учитываются не только собственные активы предприятия, но также и привлечённые (например, дебиторская задолженность, кредиты);

ROFA – рентабельность основных производственных фондов. Показатель аналогичен предыдущему. Помогает оценить эффективность деятельности основных фондов, а не активов, из-за чего в формуле учитывается их стоимость;

ROE = прибыль/капитал*100%, где ROE – рентабельность капитала. Данный коэффициент указывает, насколько эффективно задействованы собственные средства предприятия. В данном случае уровень рентабельности высчитывается как отношение чистой прибыли и суммы уставного капитала (в некоторых случаях задействован и дополнительный капитал). Разница между рентабельностью активов и пассивов показывает размеры заёмных средств, которые используются при ведении бизнеса. Необходимо отметить, что данный коэффициент признан одним из основных показателей при проведении анализа деятельности предприятий в развитых странах;

ROI – рентабельность инвестиций. Данный показатель помогает оценить прибыль, полученную от изначальных инвестиций, т.е. является соотношением между полученной прибылью и суммой начальных вложений. Эффективность денежных вложений можно продемонстрировать на примере акций. Инвестор приобрёл акции Газпрома за 149,5 рублей, но заметив упадок акций на рынке ценных бумаг, принял решение о ликвидации открытой позиции и продал данные ценные бумаги за 135,2 рубля штука, получив при этом убыток 14,3 рубля. Итог – инвестор получил отрицательную эффективность вложенных инвестиций в размере 9,56% (14,3/149,5*100% = -9,56%). Сам коэффициент ROI, а также этот  уровень рентабельности нельзя считать основным показателем успешной деятельности компании, т.к. он не может отразить ситуации, которые возникают с некоторыми оперативными потоками (финансовые вложения заёмного капитала и т.д.). Но всё же эффективность главного оперативного оборота отражается весьма наглядно.

Расчёты эффективности ведения хозяйственной деятельности организаций проводятся с учётом текущих и едино разовых затрат. Различаются рентабельность продукции и производства:

ROM – рентабельность продукции. Данный показатель указывает, насколько эффективны были понесённые затраты. Здесь имеется в виду отношение между прибылью, полученной от реализации товара к её себестоимости. Этот показатель можно вычислять как для всей поставляемой потребителям продукции, так и для отдельных товаров. Рассчитывая рентабельность, формула расчета будет выглядеть следующим образом:

Рп = (П / Сп)*100%

где Рп – рентабельность реализуемой продукции, П – прибыль, полученная от реализации, Сп – себестоимость реализуемой продукции;

Коэффициент рентабельности производства помогает оценить степень эффективности использования имущества организации (основных фондов и оборотных средств). Формула расчета выглядит следующим образом:

Рп = (Пб / ( Фос.фонд. + Фобор.средств))*100%

где Рп – рентабельность производства (%), Пб – балансовая прибыль (тыс. руб), Фос.фонд – стоимость основных фондов (среднее за год, тыс.руб),Фоборрот. Средств – размеры оборотных средств (тыс.руб).

Издержки производства. Виды издержек производства.

Издержки производства- это затраты предприятия, связанные с приобретением так называемых "факторов производства" (ресурсов, без которых нельзя выпустить товар). Чем они ниже, тем экономически рентабельнее бизнес.

Измеряются издержки производства, как правило, соотносительно общему объему затрат предприятия. В частности, отдельным классом расходов могут идти те, что связаны с продажей выпущенной продукции. Однако все зависит от используемой методологии в классификации издержек. В числе самых распространенных в российской маркетинговой школе их две: методология "бухгалтерского" типа, и "экономическая".Согласно первому подходу, издержки производства - это общая совокупность всех фактических расходов, связанных с бизнесом (закупка сырья, аренда помещения, оплата коммунальных услуг, компенсация труда персонала и т. д.). "Экономическая" методология предполагает включение также и тех издержек, величина которых прямо связана с недополученной прибылью компании. В соответствии с популярными теориями, которых придерживаются российские маркетологи, издержки производства делятся на постоянные и переменные. Те, что относятся к первому типу, как правило, не изменяются (если говорить о краткосрочных временных периодах) в зависимости от роста или сокращения темпов выпуска товара.

Издержки постоянного типа

Постоянные издержки производства - это, чаще всего, такие статьи расходов, как аренда помещения, оплата труда административного персонала (менеджеров, руководителей), обязательства по уплате некоторых видов взносов в социальные фонды. Если их представлять в виде графика, это будет кривая, находящаяся в прямой зависимости от объемов производимой продукции. Как правило, экономистами предприятий вычисляются средние издержки производства из тех, что относятся к постоянным. Они рассчитываются, исходя из объема затрат на одну единицу выпускаемого товара. Обычно по мере роста объемов выпуска товаров "график" средних издержек нисходящий. То есть, как правило, чем больше продуктивность фабрики, тем дешевле единичное изделие.

Переменные издержки

 Издержки производства предприятия, относящиеся к переменным, в свою очередь, очень восприимчивы к изменениям объема выпуска продукции. К таковым относятся расходы на закупку сырья, оплату электричества, компенсацию труда персонала на уровне специалистов. Оно и понятно: требуется больше материала, тратится энергия, нужны новые кадры. График, отображающий динамику переменных издержек, как правило, непостоянный. Если компания только начинает что-то выпускать, то эти расходы обычно растут активнее в сравнении с темпами увеличения производства. Но как только фабрика выходит на в достаточной мере интенсивные обороты, то и переменные затраты, как правило, растут не так активно. Как и в случае с постоянными издержками, в отношении второго типа затрат часто вычисляется средний показатель - опять же, соотносительно с выпуском единицы продукции. Совокупность постоянных и переменных затрат - это общие издержки производства. Обычно они просто математически складываются при анализе экономических показателей компании.

Издержки и амортизация

 Такие явление, как амортизация и тесно связанный с ней термин "износ", имеют непосредственное отношение к издержкам производства. Износ- это, согласно распространенной в среде российских экономистов трактовке, снижение ценности производственных ресурсов в силу. Износ может быть физическим или моральным . Ряд современных экономистов сходится во мнении, что моральный износ - это постоянные издержки производства продукции. Физический - переменные. Затраты, связанные с поддержанием объемов выпуска товара при условии износа оборудования, формируют собой те самые амортизационные отчисления. Как правило, это связано с закупкой новой техники или вложениями в ремонт текущей. Иногда - с изменением технологических процессов. Таким образом, своевременная модернизация и закупка качественного оборудования - фактор, в значительной мере влияющий на снижение издержек производства. Более новая и современная техника во многих случаях предполагает меньшие амортизационные расходы. Иногда на издержки, связанные с износом оборудования, влияет также и квалификация персонала. Как правило, более опытные мастера обращаются с техникой бережнее, чем новички, и потому может иметь смысл потратиться на приглашение дорогих, имеющих высокую квалификацию специалистов (или инвестировать в обучение молодых). Эти издержки могут оказаться ниже, чем вложения в амортизацию оборудования, попавшего под интенсивную эксплуатацию неопытных новичков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...