Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Меркантилизм как экономическое учение и как экономическая политика




Тема 2. Экономическая мысль средневековья

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III-VIII вв. в ряде государств Востока и в V веке – в странах Европы. Средневековая экономическая мысль формировалась под влиянием процессов становления феодализма и выполняла в основном функцию обоснования складывающихся экономических отношений (крепостничества, крупной земельной собственности, торговых и других).

Экономические идеи средневековья в Западной Европе

Эпоха раннего средневековья характеризовалась в Западной Европе повсеместной натурализацией хозяйства, падением значения городов, наличием существенных пережитков родового строя, большой хозяйственной и социальной ролью общины. Вместе с тем кардинальному изменению подверглись взгляды на проблему социальной значимости труда и на официальную оценку трудящегося человека. Произошел отказ от рабовладельческих оценок труда как недостойного занятия, удела рабов, напротив, труд вообще и хозяйственный труд, в частности, стал восприниматься как религиозная обязанность каждого человека.

Представление об экономических воззрениях данной эпохи дают так называемые «варварские правды»: Бургундская, Салическая, Саксонская и др. Эти «правды», т.е. своды обычаев племен, расселявшихся на территории бывшей Римской империи, отразили условия разложения родовой системы хозяйствования, возникновения частной собственности, появления королевской власти и привилегий королевских приближенных.

Важными источниками, характеризующими экономическую мысль средневековья, также являются различные хозяйственные трактаты, отражающие экономическую политику государства и церкви, практику хозяйствования в феодальных имениях. Один из наиболее известных документов подобного рода является «Капитулярий о виллах» Карла Великого. «Капитулярий» отражает экономические отношения VIII—IX веков и представляет собой подробное наставление управляющим королевскими имениями по всем вопросам организации хозяйства.

В эпоху позднего средневековья произошло укрепление феодальной системы хозяйствования, особенно права феодальной собственности на землю и форм крепостной зависимости. Официальным выразителем взглядов феодалов выступала католическая церковь. В её собственности находилась треть всех земель, церковь взимала десятину с доходов светских лиц всех сословий. В этот период проявляются следующие характерные особенности экономического мышления:

- религиозная форма представлений об экономике;

- корпоративность, отражающая классовое устройство феодального общества;

- догматичность, т.е. аргументирование своего мнения ссылкой на авторитеты (Священное Писание, Платона, Аристотеля и т.п.)

Именно такими методологическими принципами, объединившимися под названием «схоластика», руководствовались все средневековые исследователи экономической действительности. Одним из ярких представителей средневековых схоластов был итальянский богослов, доминиканский монах, профессор Сорбонны Фома Аквинский (ThomasAquinas, 1225 или 1226-1274 гг.), который в своем сочинении «Сумма теологии» изложил видение экономических явлений с точки зрения католического вероучения.

Естественной основой экономической жизни общества Фома Аквинский считал натуральное хозяйство, в наибольшей степени обеспечивающее устойчивость феодального строя.

Формально он поддерживал концепцию так называемой «справедливой цены». Однако полное признание принципа эквивалентности в обменных операциях противоречило бы интересам и практике обогащения феодалов и купцов. В связи с этим Фома Аквинский прибегал к казуистике, признавая на словах необходимость «справедливой цены» и допуская, в то же время, возможность отклонений от нее. Поэтому «справедливая цена» согласно рассуждениям Ф.Аквинского измеряется не только затратами труда и другими расходами, а соотношением спроса и предложения и конкурентной борьбой на рынке.

Аналогичную половинчатую позицию занимает Фома Аквинский и в отношении ростовщичества. Он формально осуждал его и в то же время оправдывал практику ростовщических операций, которые осуществлялись не только частными лицами, но и самой церковью.

Он активно отстаивал незыблемость феодальной собственности, особенно собственности церкви, и прежде всего на землю. На основе биологических аналогий и со ссылкой на божественную волю, Фома Аквинский отстаивал необходимость частной собственности, существования в обществе имущих и неимущих, господ и зависимых, разделения физического и умственного труда.

С развитием в городах товарного производства вопросы исследования сущности и природы денег приобрели первостепенное значение. Одним из знаменитых исследований в этой области является «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» Никола Орема (1323-1382 гг.). В нем автор анализирует происхождение денег и утверждает, что деньги возникли в результате соглашения людей, когда обнаружились неудобства прямого товарообмена. В качестве денег стали использоваться золото и серебро потому, что при малом объеме они содержат большую стоимость, к тому же они транспортабельны.

Определенный вклад в теорию денег внес философ-схоласт Жан Буридан (ок.1300 - ок.1358 гг.), считающийся автором знаменитого парадокса об осле, который скончался, выбирая между двумя охапками сена. Ж. Буридан отмечал, что деньги должны быть изготовлены из редких материалов; цель существования денег — польза, приносимая ими, когда они служат средством обмена.

Экономические идеи в средние века в России

Экономическая мысль Российского государства в средневековье, как и в других странах, долгое время существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Экономические условия развития феодализма в России нашли отражение в ряде произведений XIV—XVI веков.

Обеспечение государства ресурсами, организация такой системы хозяйственных отношений и форм землепользования, которая способствовала бы укреплению безопасности государства и боеспособности армии, размер дани, сборов, налогов, торговой политики, пошлин, чеканки монет, социального статуса населения, характера землевладения – вот основной круг проблем, волновавший политических деятелей и авторов социально-политических трактатов в XV—XVI вв. в России.

Тема 3. Меркантилизм как экономическое учение и как экономическая политика

В отличие от феодальной эпохи, когда основная часть богатства выступала в виде натурального продукта, производимого в замкнутых хозяйственных единицах или комплексах, зарождающиеся буржуазные отношения находили исходную внешнюю форму своего проявления в движении денег. Деньги являлись непосредственным стимулом деятельности трансформирующихся в капиталистических предпринимателей прежних купцов и зажиточных ремесленников. В центре внимания исследователей оказывались проблемы связанные с денегами в качестве основной и всеобщей формы богатства, закономерности взаимодействия разных хозяйств, включенных в систему общественного разделения труда и проблемы функционирования государства.

Меркантилизм в Западной Европе. Ранний и поздний меркантилизм

Меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец) – первая школа в экономической теории, возникшая в начальный период развития капитализма. В начале, меркантилизм возник не в качестве теоретической концепции, а как набор рекомендаций экономической политике в XV-XVII в.в.

К особенностям меркантилизма как экономической школы следует отнести:

- признание исключительной важности торговли, условием успешного развития которой являются сельское хозяйство и мануфактура т.к. служат поставщиками товаров;

- рассмотрение денег как абсолютной формы богатства в силу их свойств капитализации и превращения в сокровища;

- отнесение к производительному труду труда только труда по добыче золота и серебра;

- обоснование необходимости активного вмешательства государства в экономику.

В каждом развитом феодальном государстве были представители меркантилизма. Так, течение меркантилизма было представлено:

в Англии – У. Стаффордом (1554-1612 гг.), «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников» и Томасом Маном (1571-1641 гг.), «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип богатства»;

во Франции А. – Монкретьеном (1575-1621 гг.), «Трактат политической экономии» и Ж.Б. Кольбером (1619-1693 гг.);

в Италии – Г. Скаруффи (1519-1584 гг.) и А. Серра (XVI-XVII вв.), «Краткий трактат о причинах, которые могли бы привести к изобилию золота и серебра в тех королевствах, где нет рудников применительно к Неаполитанскому королевству»;

в Шотландии – Д.Стюартом (1712-1780 гг.), «Исследование о принципах политической экономии» и Дж. Ло (1671-1729 гг.) «Деньги и торговля, с предложением об обеспечении нации деньгами».

Английский экономист Томас Ман являлся крупнейшим представителем меркантилизма. В своих работах он последовательно анализировал происхождение богатства, международного разделения труда и механизм международной торговли. Выражая идеи меркантилизма, он, вместе с тем, признавал, что не только благородные металлы, но и другие товары могут составлять основу богатства. Для увеличения богатства страны Ман рекомендовал расширять производство собственных товаров и стимулировать внешнюю торговлю.

Французский экономист А. Монкретьен, призывая к развитию торговли, ремесел, к ограничению возможностей для деятельности иностранных купцов, восхвалял торговую прибыль как стимул действий купцов и считал их главной частью третьего сословия. Именно в названии его книги впервые появился термин «политическая экономия». Это название стало настолько удачным, что являлось общепризнанным обозначением экономической науки вплоть до начала XX века (в России до XXI). Политическая экономия, в понимании первых авторов, использовавших этот термин для названия науки, представляла собой теоретическую дисциплину, исследующую государственное хозяйство, методы обогащения стран и отдельных предпринимателей в условиях рыночных взаимосвязей.

Типичным воплощением меркантилизма в экономической политике Франции стала деятельность Ж.Б. Кольбера, министра финансов при Людовике XIV. Ж.Б.Кольбер не был теоретиком, но политика, которую он осуществлял, основывалась на классических меркантилистских рецептах. Благодаря Ж.Б.Кольберу,получила развитие государственная поддержка экспортного мануфактурного производства (особенно так называемых «королевских» гобеленовых мануфактур), стимулировалась внутренняя и внешняя торговля, сооружались порты, каналы, строились дороги. Был значительно увеличен торговый и военный флот Франции, активно проводилась колониальная политика, и осуществлялись территориальные захваты, в частности, в Северной Америке.

Наиболее известные произведения, отражающие идеи развитого меркантилизма, были созданы в Англии, что объясняется ускорением развития капитализма в этой стране. Уже в конце XVI в. концепции перехода к зрелому меркантилизму выдвигал Уильям Стаффорд.В работе «Краткое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» он доказывает необходимость серьезного совершенствования экономической политики правительства в направлении создания благоприятных условий для развития отечественной промышленности, проведения политики торгового протекционизма.

Теория и практика меркантилизма прошла в своем развитии два основных этапа. Ранний меркантилизм (последняя треть XV в. – середина XVI в.) был назван монетарной системой. Для него была характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в страну денег над вывозимым количеством денег из страны), поддержание которого обеспечивалось законодательно посредством политики удержания национального богатства в стране и привело к меркантилистической дилемме: большое количество золота привело к его обесценению и обеднению населения.

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI в. – XVII в.) носит название мануфактурный или коммерческий. Поздний меркантилизм базировался на теории активного торгового баланса (превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью ввезённых в данную страну товаров), для создания, которого государство должно вмешиваться в экономику, проводить политику протекционизма (покровительствовать отечественной промышленности и торговле).

На различных этапах своего развития меркантилизм по-разному оценивал функцию денег как всеобщего эквивалента, признавая (металлическая теория денег – теория раннего меркантилизма) и не признавая за ними таковую (номиналистическая теория денег – система взглядов позднего меркантилизма), рассматривающая деньги исключительно как единицу счета, в соответствии с обозначенным на ней номиналом.

В целом, можно отметить, что хотя западноевропейские меркантилисты и предприняли первую попытку теоретической характеристики капитала, они ориентировались на внешние формы его движения. Такая позиция не позволила меркантилистам дать верную характеристику роли материального производства и производительного труда, под которым они в неявной форме понимали, лишь труд в сферах внешней торговли и в экспортных отраслях, что было предопределено объективным уровнем развития самого буржуазного уклада










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...