Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).




Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».

В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»). К примеру, Арон Атабек в спецвыпуске газеты «ХАК» пишет следующее: «Науке известны сотни толкований имени Казах. Пожалуй, самое отвергаемое наукой («народная этимология»!), но, действительно, самое популярное в народе: «Каз-Ак» — «Гусь Белый».

Кажется, этот тот самый случай, когда «народная этимология» ближе к истине, чем научная аргументация. Гусь — один из древнейших тюркских тотемов. Этнограф А.Диваев писал о казахах 19 века, что они приходят в священный трепет, слыша голос гусиной стаи.

Тотем — всегда символ защиты и покровительства, а значит, силы и отваги. «Волк», «Собака» и «Гусь» являются в тюркской этнопсихологии одинаково священными и великими понятиями. (Напомню, что именно от Гуся (Ала-Каз) рождена Собака — Кумай). Один из казахских национальных героев, великий оратор средневековья Казыбек-бий удостоился эпитета Каздауысты — «Гусеголосый» . Противоположная точка зрения у профессора–языковеда Б. Джилкибаева: «Каких только предположений о слове «казах» мы не встречали! Додумались даже до такого объяснения, согласно которому «казах» - это «гусь белый»! Вопреки синтагматическому закону, когда атрибутив предшествует субстантиву. Это самый строгий закон в казахском языке. Некоторые считают, что «казах» означает «отделенный», «отделившийся», «изгой» и т.п. Все это, конечно, несерьезно. В настоящее время казахи носят старинное имя своих предков, которые были добрыми людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей Родины». По моему мнению, вторая точка зрения более аргументирована, чем первая. Но однозначно сказать всё равно нельзя. Финский исследователь Г.Рамстедт, выводил слово казак из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающей род повозки, но данная точка зрения вообще не аргументирована. А. Шахматов и В. Ушков предположили, что «казак» – воин-дружинник тюрко-язычных племён Южного Казахстана, а Н.Мичурин в своих трудах высказал мнение о том, что «казак» перетрансформированное от китайского «касак» – «большое владение». Н.Карамзин и А.Вамбери в своих трудах дают сведения о том, что византийский император Константин Багрянородный (середина X в.) упоминает «страну Казахия». Дальнейшие исследования показали, что именование Казахия читается как Касахия и имеются в виду не казахи, а касоги. (Касоги – это группа абхазо-адыгейской группы, говорящей на одном из автохтонных кавказских языков). Таким образом, связь этнонима «казак» с названиями «касог», «касахия», основана на созвучии слов и носит сугубо декларативный характер. Так же существует точка зрения, что арабский историк Ибн Асам аль-Куфи употреблял слово «касак» в историческом сочинении «Китаб аль-Футух» (конец IX - начало X века), но и там тоже упоминается местность Касак, расположенная на Кавказе”.

Существует также такое мнение, что наименование «казак» относится к периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, ко времени правления Куль-тегина и Бильге-кагана. В основе данного мнения лежит именование восточных тюрков, как «кок тюрк», (так как восток в тюркском цветовом обозначении частей света был обозначен светло-голубым цветом, цветом неба), следовательно, слово «казак» должно быть связано со словом «кас», далее выходило слово «кас-ак» («кас» – настоящий, «ак» – запад) – «настоящий (выходец) из запада» Но независимо от того, какое происхождение имеет слово казак однозначно можно сказать, что первоначально слово употреблялось в качестве нарицательного обозначения человека вольного, свободного, бездомного, скитальца, а так же изгнанника.

Таким образом, словом казак называли всякого вольного человека , скитальца, искателя приключений. Отсюда слово казак появляется в русском языке, и распространяется после отмены крепостного права в России. «Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного местожительства, вольных, гулящих людей, а так же вольнонаемных батраков и т.д. . Хотя слово казак зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века , но все же первоначально родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества». Исходным значением термина казак, служил социальный статус, социальное положение в обществе, государстве. Человек ставший изгоем, скитающийся по разным местам назывался казаком, данный статус своеобразно был временным, людей, которые вели такой образ жизни было немало, это обуславливалось не только сложностью обстановки или просто доброй волей, но и тем что данный образ жизни был сопряжен с многочисленными трудностями выживания в одиночестве с дикой природой. Человек-казак ставил себя в экстремальные условия, скитания в пустынях, лесах, горах. Ввиду того, что статус казак был временным, казаком мог стать любой человек независимо от принадлежности, социального положения, будь он тюрк или перс. Старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хаир, его внук Муххамад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид; Султан Хусайн – все они были некоторое время казаками, причем Султан Хусайн и Султан Саид позднее стали править каждый в своей стране, что подтверждает временность статуса. Казакование не знало этнических и государственных границ, и было так сказать престижным явлением, так как закаляло дух, делало человека мужественным, давало почувствовать независимость и самостоятельность.

Казахское ханство при Касым-хане

Расцвет ханства при Касыме

Следующем ханом Казахского ханства становится сын Жанибек-хана Касым-хан (1511—1521). При Касым-хане ханство достигает наивысшего расцвета. Казахское ханство усилилось настолько, что предприняло успешный поход на Ташкент. После этого вектор экспансии ханства сменился, и теперь врагом номер один стала Ногайская Орда, занимавшая территорию современного Западного Казахстана. Касым успешно захватил ногайскую столицу Сарайшык, оттеснив Ногайскую Орду к Астраханскому ханству. При Касым-хане границы Казахского ханства расширились, численность населения достигла 1 млн чел. Именно во время правления Касым-хана Казахское ханство получило известность и политический вес на современной евро-азиатской арене. Первым крупным государством, установившим дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно с тех пор казахи стали известны Западной Европе как отдельная этническая общность. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов:

 1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.

 2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

 3. Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

 4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.

 5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

 Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. При Касым-хане западные границы ханства проходили по р. Жайык (Урал), включая Сарайшык, восточные — по р. Иртыш, северные — леса Южной Сибири, южные — по р. Сыр-Дарья (включая Ташкент).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...