Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Георг Вильгельм Фридрих Гегель




Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. По Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.

Основные законы диалектики:

1) закона перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицание отрицания.

Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Логика, с его точки зрения, есть система "чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Однако откуда бы Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, а из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии - логика - опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя.

Философия истории Гердера

Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г. в Морунгене (Пруссия) в семье учителя элементарной школы. Умер в 1803 г. в Веймаре. Период с 1776 по 1803 г. провел в Веймаре в должности генерального суперинтенданта, т. е. первого духовного лица страны. Наряду с трактатами «О происхождении языка» («Uber den Ursprung der Sprache») (1772), «Идеи к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophic der Geschichte der Mensch-heit») (1784–1791), своей автобиографией он издал в 1778–1779 гг. сборник песен «Голоса народов в песнях» («Stimmen der Volker in Liedern»), в который включил песни южных славян и мастерски их перевел. Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему, нетронутой народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У самих славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес к сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата «Бог» («Gott»), значимы его «Письма для поощрения гуманизма» («Briefe zur Beforderung der Humanitat») (1793–1797), где он дает высокую оценку Я. А. Коменскому.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие имеет восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо, но опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные эпохи достигался максимум, обусловленный географическими условиями и степенью зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества соединятся в недостижимом еще конечном результате.

История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы. Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и натуралист, однако не материалист. Природный процесс трактуется им слишком провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в нем, согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между человеком (микрокосмом) и природой (макрокосмом). Природа рассматривается не как механическая совокупность, но как образование определенных основных форм, которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.

Философия марксизма

Философия марксизма создавалась двумя немецкими мыслителями: Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) во второй половине XIX века.

Главными произведениями Маркса являются «К критике гегелевской философии права», «К критике политической экономии», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» и др. Работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство», «Немецкая идеология» написал в соавторстве с Ф. Энгельсом.

К числу важнейших трудов Ф. Энгельса относятся такие работы, как «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии».

Теоретическими источниками марксизма были: немецкая классическая философия (в особенности работы Г. Гегеля и Л. Фейербаха); английская политическая экономия (Адама Смита и Давида Рикардо); французский утопический социализм (идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна).

Учение Маркса включало три взаимосвязанных раздела: философская концепция человека, теория истории, экономическая и политическая теории.

Философская часть марксизма основана на соединении материализма с диалектикой на так называемом диалектическом материализме. Диалектические закономерности были сформированы Гегелем, но он считал, что они являются законами развития идей, понятий. В противоположность Гегелю, Маркс и Энгельс сформировали диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира.

Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причём, приоритет делается социальным аспектам.

Развитие общества рассматривалось в системе идей исторического материализма. Реальным двигателем истории Маркс считал развитие средств производства. Это ̶ ядро исторического материализма. Экономика рассматривается как базис. Надстройка ̶ это социальные формы общественной жизни, которые детерминируются базисом. Чтобы поддерживать своё существование, человек должен взаимодействовать с природой с помощью средств производства. Характер этого взаимодействия обуславливает тип общественно-экономической формации.

Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и человек.

Критически усвоив гегелевскую философию, классическую политическую экономию и утопический социализм, Маркс развивает диалектико-историческую концепцию общества и исторического процесса, зависящего от экономических процессов.

 

Заключение

Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. И. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Очень весомыми оказались собственно философские приобретения, такие как идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне.

Главная заслуга И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным.

Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

1. Сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры.

2. Вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.

3. Общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

4. Концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

 

Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло. В характеристике последнего важны две вещи – преемственность с идеями эпохи просвещения и философское новаторство. Первое достаточно очевидно: немецкие классики наследуют главное достижение философов – просветителей – рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

Новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениях:

· идея познавательной активности субъекта (Кант);

· обоснование моральной и правовой автономии личности (Кант);

· идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);

· принцип единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг, Гегель);

· систематика принципов и категорий диалектики (Гегель);

· идея исторической закономерности (Гердер, Гегель);

· принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель);

· трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах).

 

Философы немецкой классической философии:

1.Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.)

2.Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814 гг.)

3. Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834 гг.)

4. Александр фон Гумбольдт (1769 – 1859 гг.)

5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.)

6. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854 гг.)

7. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860 гг.)

8. Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872 гг.)

9. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.)

10. Фридрих Ницше (1844 – 1900 гг.)

Глоссарий

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание - в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т. о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

Антиномия(от греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу или противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми (например, прерывность и непрерывность материи).

Апперцепция (от лат. ad – при и kuperceptio – восприятие) – в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция).

Апостериори(от лат. а posteriori – из последующего) – понятие теории познания Канта, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

Априори(от лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называют взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

Вещь в себе – по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают.

Категорический императив –требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Объективный Дух –согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух.

Субъективный Дух – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).

Эстетика трансцендентальная – у Канта, если употреблять понятие «эстетика» в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах «чистой» чувственности.

Задание (анализ текста)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...