Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Субъекты информационных отношений, их безопасность
Информация может существовать в различных формах в виде совокупностей некоторых знаков (символов, сигналов и т.п.) на носителях различных типов. В связи с бурным процессом информатизации общества все большие объемы информации накапливаются, хранятся и обрабатываются в автоматизированных системах, построенных на основе современных средств вычислительной техники и связи. В данной работе будут рассматриваться только те формы представления информации, которые используются при ее автоматизированной обработке. В дальнейшем субъектами будем называть государство (в целом или отдельные его органы и организации), общественные или коммерческие организации (объединения) и предприятия (юридических лиц), отдельных граждан (физических лиц). В процессе своей деятельности субъекты могут находиться друг с другом в разного рода отношениях, в том числе, касающихся вопросов получения, хранения, обработки, распространения и использования определенной информации. Такие отношения между субъектами будем называть информационными отношениями, а самих участвующих в них субъектов - субъектами информационных отношений. Под автоматизированной системой обработки информации (АС) будем понимать организационно-техническую систему, представляющую собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: технических средств обработки и передачи данных (средств вычислительной техники и связи); методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программного обеспечения; информации (массивов, наборов, баз данных) на различных носителях; персонала и пользователей системы, объединенных по организационно-структурному, тематическому, технологическому или другим признакам для выполнения автоматизированной обработки информации (данных) с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов информационных отношений. Под обработкой информации в АС будем понимать любую совокупность операций (прием, сбор, накопление, хранение, преобразование, отображение, выдача и т.п.), осуществляемых над информацией (сведениями, данными) с использованием средств АС. Различные субъекты по отношению к определенной информации могут выступать в качестве (возможно одновременно): источников (поставщиков) информации; пользователей (потребителей) информации; собственников (владельцев, распорядителей) информации; физических и юридических лиц, о которых собирается информация; владельцев систем сбора и обработки информации и участников процессов обработки и передачи информации и т.д. Для успешного осуществления своей деятельности по управлению объектами некоторой предметной области субъекты информационных отношений могут быть заинтересованы в обеспечении: своевременного доступа (за приемлемое для них время) к необходимой им информации; конфиденциальности (сохранения в тайне) определенной части информации; достоверности (полноты, точности, адекватности, целостности) информации; защиты от навязывания им ложной (недостоверной, искаженной) информации (то есть от дезинформации); защиты части информации от незаконного ее тиражирования (защиты авторских прав, прав собственника информации и т.п.); разграничения ответственности за нарушения законных прав (интересов) других субъектов информационных отношений и установленных правил обращения с информацией; возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи информации. Будучи заинтересованным в обеспечении хотя бы одного из вышеназванных требований субъект информационных отношений является уязвимым, то есть потенциально подверженным нанесению ему ущерба (прямого или косвенного, материального или морального) посредством воздействия на критичную для него информацию и ее носители либо посредством неправомерного использования такой информации. Поэтому все субъекты информационных отношений заинтересованы в обеспечении своей информационной безопасности (конечно в различной степени в зависимости от величины ущерба, который им может быть нанесен). Для удовлетворения законных прав и перечисленных выше интересов субъектов (обеспечения их информационной безопасности) необходимо постоянно поддерживать следующие свойства информации и систем ее обработки: доступность информации, то есть свойство системы (среды, средств и технологии ее обработки), в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость; целостность информации, то есть свойство информации, заключающееся в ее существовании в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Точнее говоря, субъектов интересует обеспечение более широкого свойства - достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, то есть ее неискаженности. Однако мы ограничимся только рассмотрением вопросов обеспечения целостности информации, так как вопросы обеспечения адекватности отображения выходят далеко за рамки проблемы обеспечения информационной безопасности; конфиденциальность информации - субъективно определяемую (приписываемую) характеристику (свойство) информации, указывающую на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемую способностью системы (среды) сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий на доступ к ней. Объективные предпосылки подобного ограничения доступности информации для одних субъектов заключены в необходимости защиты законных интересов других субъектов информационных отношений. Поскольку ущерб субъектам информационных отношений может быть нанесен опосредовано, через определенную информацию и ее носители (в том числе автоматизированные системы обработки), то закономерно возникает заинтересованность субъектов в обеспечении безопасности этой информации и систем ее обработки и передачи. Иными словами, в качестве объектов, подлежащих защите в интересах обеспечения безопасности субъектов информационных отношений, должны рассматриваться: информация, ее носители и процессы ее обработки. Однако, всегда следует помнить, что уязвимыми в конечном счете являются именно заинтересованные в обеспечении определенных свойств информации и систем ее обработки субъекты (информация, равно как и средства ее обработки, не имеет своих интересов, которые можно было бы ущемить и нанести тем самым ущерб). В дальнейшем, говоря об обеспечении безопасности АС или циркулирующей в системе информации, всегда будем понимать под этим косвенное обеспечение безопасности субъектов, участвующих в процессах автоматизированного информационного взаимодействия. В свете сказанного, термин "безопасность информации" нужно понимать как защищенность информации от нежелательного для соответствующих субъектов информационных отношений ее разглашения (нарушения конфиденциальности), искажения (нарушения целостности), утраты или снижения степени доступности информации, а также незаконного ее тиражирования. Поскольку субъектам информационных отношений ущерб может быть нанесен также посредством воздействия на процессы и средства обработки критичной для них информации, то становится очевидной необходимость обеспечения защиты всей системы обработки и передачи данной информации от несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, незаконной модификации и/или разрушения любых компонентов данной системы. Поэтому под безопасностью автоматизированной системы обработки информации (компьютерной системы) будем понимать защищенность всех ее компонентов (технических средств, программного обеспечения, данных и персонала) от подобного рода нежелательных для соответствующих субъектов информационных отношений воздействий. Безопасность любого компонента (ресурса) АС складывается из обеспечения трех его характеристик: конфиденциальности, целостности и доступности. Конфиденциальность компонента системы заключается в том, что он доступен только тем субъектам доступа (пользователям, программам, процессам), которым предоставлены на то соответствующие полномочия. Целостность компонента системы предполагает, что он может быть модифицирован только субъектом, имеющим для этого соответствующие права. Целостность является гарантией корректности (неизменности, работоспособности) компонента в любой момент времени. Доступность компонента означает, что имеющий соответствующие полномочия субъект может в любое время без особых проблем получить доступ к необходимому компоненту системы (ресурсу). В свете приведенного выше подчеркнем, что конечной целью защиты АС и циркулирующей в ней информации является предотвращение или минимизация наносимого субъектам информационных отношений ущерба (прямого или косвенного, материального, морального или иного) посредством нежелательного воздействия на компоненты АС, а также разглашения (утечки), искажения (модификации), утраты (снижения степени доступности) или незаконного тиражирования информации. Наибольшую сложность при решении вопросов обеспечения безопасности конкретных информационно-управляющих систем (информационных технологий) представляет задача определения реальных требований к уровням защиты критичной для субъектов информации, циркулирующей в АС. Ориентация на интересы субъектов информационных отношений дает ключ к решению данной задачи для общего случая. 12 Объекты информационных правоотношений Информационные правоотношения процесс целевого перераспределения в обществе сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Виды правоотношений Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ). Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве). Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд). Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайны). Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный редактор этого же СМИ). Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Субъекты: физические лица; юридические лица всех форм собственности; органы государственной власти; должностные лица; общественные организации; другие субъекты, признаваемые субъектами права. Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов Объекты информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения и что является предметом их интересов, прав и обязанностей Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации. В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п 13. Содержание информационных правоотношений одержание информационных правоотношений, как и иных видов правоотношений, составляют совокупность прав и обязанностей участников, а также способы их реализации, то есть содержание информационных правоотношений можно рассматривать с материальной и формальной стороны. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1907. С. 149. Конституция РФ // Государственная символика. М., 1993. С. 10. Международный пакт о гражданских и политических правах (от 23 марта 1976 г.) в ст. 19 уточняет, что данные свободы относятся к информации, идеям и способам их распространения; — См.: Конституция РФ. С. 9. См.: Там же. С. 13. право на использование информации. Оно является производным от прав на передачу, производство и распространение информации. Лицу предоставляется право самостоятельно выбирать виды,формы, способы, цели и особенности использования информации, не превышая при этом пределы осуществления прав. — в сфере производства и распространения информации, а равно в сфере получения информации по запросам журналистов (редакций СМИ) регулируются иными федеральными законами».60 14. Понятие информационного законодательства и его система Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующихинформационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений. Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью. Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность. Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ). Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержатинформационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает. Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей. Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение. Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой. На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ. Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п. В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.
15. Общая характеристика информационного законодательства Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения. Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституционных норм, к которым мы обращались выше. Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить. Среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришедший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[1] и вступивший в силу 29 июля 2006 г. Новым Федеральным законом регулируются три группы взаимосвязанных между собой отношений, складывающихся при: · осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство ираспространение информации; · применении информационных технологий; · обеспечении защиты информации. Указанный Федеральный закон состоит из 18 статей и в значительной степени отличается от своего предшественника как композиционно, так и в содержательном плане. Наиболее существенным отличием Закона 2006 г. от Закона 1995 г. следует признать отказ законодателя от института информационных ресурсов, который являлся ключевым в прежнем законе и во многом предопределял структуру и характер подачи нормативного материала. Кроме того, институт информационных ресурсов широко применяется в иных федеральных законах и подзаконных актах, что, видимо, потребует их пересмотра. В Законе 2006 г. получили закрепление вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информации (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением (ст. 10), документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных технологий (ст. 12), структурой и построением информационных систем (ст. 13, 14), использованием информационно-телекоммуникационных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16), ответственностью за правонарушения в сфере информации,информационных технологий и защиты информации (ст. 17). К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»[2]. Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектованиябиблиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим Законом установлены виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» отличает от упомянутых выше законов сугубо административно-правовой характер регулирования. Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации»[3]представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционированиясредств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностейжурналиста, межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне»[4] Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает восемь разделов, объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведений к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отнесения сведений к государственной тайне. В Законе опосредованы вопросы деятельности по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, вопросы контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. Закон «О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и должностных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовойхарактер регулирования. Федеральный закон «О связи»[5] устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи. К законам, регулирующим информационные отношения, относится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»[6]. Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления (ст. 16) и в корпоративной информационной системе (ст. 17). Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне»[7]. В круг нормативых правовых актов того же уровня может быть включен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»[8], «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»[9], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[10], «О персональных данных»[11]. Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информационных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвященные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе»[12], «О библиотечном деле»[13], «Об архивном деле в Российской Федерации»[14], «О почтовой связи»[15], «О естественных монополиях»[16], Закон РФ «О недрах»[17]. Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 150 относит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 устанавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчику, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тайне страхования, гл. 75 содержит нормы, регламентирующие отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием секретов производства (ноу-хау). Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. В числе указов Президента РФ назовем следующие: · Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»[18]. · Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»[19]; · Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»[20]; · Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена»[21]; · Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»[22]; В числе правительственных актов следует выделить: · постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»[23]; · постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайнее»[24]; · постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»[25]; · постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»[26]; · постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»[27]; Наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ источниками информационного права выступают акты центральных органов государственного управления РФ (ведомственные нормативно-правовые акты). В области информационных отношений существует значительное их количество. Тематика и направленность данных актов зависит от компетенции издавшего их органа. Так, приказом ФСБ России от 13 ноября 1999 г. № 564 утверждено Положение о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификацииСЗИ-ГТ), которым определяются организационная структура системы сертификацииСЗИ-ГТ, порядок проведения сертификации и инспекционного контроля, требования к нормативным и методическим документам по сертификации СЗИ-ГТ, а также виды средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификацииСЗИ-ГТ[28]. Приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 утверждено Положение о разработке, производстве, реализации и специализации шифровальных (криптографических) средств информации (Положение ПКЗ-2005)[29], приказом Росархива РФ от 27 ноября 2000 г. № 68 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти[30]. Важным элементом системы законодательства РФ в информационной сфере являются международные соглашения. В соответствии с частью четвертой ст. 15 Конституции Российской Федерации, нормы международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутригосударственных законов. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам. Особое место среди многочисленных многосторонних соглашений, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.[30] В этих документах нашли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие право на свободу информации, которое, однако, налагает особые обязанности и особую ответственность, сопряженные с некоторыми ограничениями прав и свобод. В числе соглашений в области информации, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, следует назвать Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г.[32], направленное на совершенствование различного рода информационных обменов, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г.[33], посвященное мерам по созданию единой распределенной системы обмена правовой информацией, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., которым, в частности, определяются вопросы развития информационных ресурсов, условия их совместного использования и доступа к совместно созданным ранее информационным ресурсам[34]. Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 24 апреля 1992 г., целью которого является необходимость сохранения информационного взаимодействия при решении задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка[35]. Важнейшим документом, призванным к организации и активизации деятельности международного сообщества в области формирования глобального информационного общества, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называемой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество. К их числу относятся следующие положения, которые должны применяться при осуществлении политики формирования и развития информационного общества. Во-первых, развитие информационно-коммуникационных технологий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их образование, работу и формирование гражданского общества. Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных технологий должно содействовать гражданам и обществу в использовании знаний и идей.Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности. В-третьих, все люди повсеместно и без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. В-четвертых, укрепление соответствующей политики и нормативной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и новаторство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей. В-пятых, ликвидация международного разрыва в области информации и знаний. Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в документе, является прежде всего призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и экономического прогресса. 16. Понятие правового режима информации и его разновидности |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |