Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Микрографические носители информации




В массиве документов особое место занимают носители информации, содержащие одно или несколько микроизображений, получившие общее название микрографических документов или микроформ.

Микрографический документ выполняется на микроносителе в виде микрокопии или оригинала микродокумента. Этот класс документов составляют микрофильмы, микрофиши и микрокарты.

Микрографические документы или микроформы производятся в компактной форме на фото-, кино-, магнитоленте или оптическом диске. Их отличительными особенностями являются малые физические размеры и вес, значительная информационная емкость, компактность хранения информации, необходимость специальной аппаратуры для ее считывания. Прогнозируемый срок службы микроформ — 500 и более лет.

Микрофильм – уменьшенная копия документа, полученная фотографическим способом. Он содержит одно или несколько текстовых и графических микроизображений, объединённых общностью содержания.

Микрофиша – плоская микроформа с расположением микроизображений в форме сетки. Микрофиша представляет собой отрезок фото-, диазо- или везикулярной плёнки стандартного формата, на которой в заданной последовательности располагается микроизображение. Читать микрофишу можно на читальном аппарате при помощи диапроектора.

Микрокарта — носитель информации на фотопленке, вставляемый в апертурную или кляссерную карту. Это документ изготовленный на непрозрачной основе (на отрезке фотографической или обычной бумаги, а также на металлической основе). Читают микрокарту на читальных аппаратах при помощи эпипроектора (т. е. в отраженном свете). В микрокарте можно использовать и лицевую, и оборотную стороны, разместив на одной стороне поисковый образ документа, библиографическое описание, аннотацию или реферат документа, а на другой — микроизображение всего документа.

4Сущность конституционного права на информацию

Сущность конституционного права на информацию. Право на информациюнаходится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов, закрепленных в международных соглашениях.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, в п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право ее передавать и распространять. Указанная возможность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается.

В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т.п.

Указанные возможности должны осуществляться законным способом и не выходить за рамки допустимых ограничений, предусмотренных для осуществления данного права. Требования к подобного рода ограничениям содержатся, в частности, в п. 3 ст. 19 Международного акта о гражданских и политических правах, согласно которому право свободы искать, получать и распространять информацию и идеи может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Вслед за Международным актом и рядом других международных соглашений в части третьей ст. 55 Конституции РФ провозглашена возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения возможны в строго установленных случаях и вводятся, прежде всего, для защиты конституционного строя страны. В соответствии с названной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства — неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте невозможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.

Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждому от рождения связана не только с фактом рождения, но и с наличием ряда иных, предусмотренных законом обстоятельств.

Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связано с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное прежде всего относится к праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конституции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ), на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), свободу всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).

Конституционное право на информацию в силу предписания части первой ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и поэтому не требует дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем конституционная норма части четвертой ст. 29 предполагает, что способы его реализации раскрываются нормами специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, возникающих по поводу информации.

Так, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует группу отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации. В этом проявляется основополагающая роль конституционного права на информацию, которое выступает в качестве базового для возникновения разнообразных форм и многочисленных способов его осуществления и реализации в тех либо иных конкретных правоотношениях. Таким образом, конституционные нормы дают общее направление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствующие правовые механизмы, посредством которых и обеспечивается реализация конституционного права.

Предоставляя гражданам право на информацию (в широком смысле), Конституция РФ предполагает определенные обязанности и ответственность государства перед гражданами. Это отражается, прежде всего, в предусмотренных Конституцией РФ гарантиях прав и свобод человека (часть первая ст. 17) и находит свое развитие в обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления для беспрепятственного осуществления гарантированного права.

5 Гарантии права на информацию

Гарантии права на информацию. Под гарантиями в юридической науке обычно понимают систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав[1]. Их важнейшей функцией является содействие реализации прав личности со стороны гарантирующего их субъекта и, прежде всего, государства. Сегодня ответственность за содействие в реализации прав личности, в том числе и реализацию права на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, солидарно ложится на государство и субъектов РФ. Это следует из пункта «б» части первой ст. 72 Конституции РФ, согласно которому защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Среди гарантий права на информацию следует выделить материальные, духовные и юридические гарантии.

Материальные гарантии выражаются в единстве экономического пространства, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Духовные гарантии представляют собой систему духовных ценностей, основанных на общественной сознательности и включающих, в частности, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой комплекс юридических средств и способов охраны и защиты права на информацию. Они занимают особое место в системе гарантий и являются предметом заботы прежде всего государства. Российская Федерация выполняет функцию содействия реализации права граждан на информацию, прежде всего посредством правотворческой деятельности, устанавливая в федеральных законах и других нормативных правовых актах те либо иные гарантии. Так, согласно п. 5. ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Важные гарантирующие функции выполняются Президентом РФ, который согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, и Правительством РФ, которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Одним из элементов юридических гарантий права на информацию выступают меры ответственности за нарушение этих прав. Нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации преследуется по закону.

Считаются, в частности, преступлением деяния должностных лиц, связанные с неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядкедокументов

6 Предмет информационного права

феру деятельности, в которой регулирование осуществляется правовыми механизмами, называют предметной областью права. Например, область уголовных преступлений является предметом уголовного права, которое является самостоятельной отраслью. Это предметная область, как бы титульная сфера регулирования данной отрасли. Но при этом следует иметь в виду, что ни одна сфера деятельности людей не является стерильной и относящейся только к одной отрасли права. Всегда есть пересечение и сочетание многих отраслей права в каждой предметной сфере (области) деятельности. Но при этом одной из них принадлежит определяющая роль.
В пределах конкретной предметной сферы осуществляется правовое регулирование отношений людей и их организаций. Таким образом, непосредственным участком правового регулирования для каждой отрасли права являются отношения двух или нескольких субъектов, связанных определенным интересом относительно конкретного предмета в рассматриваемой сфере, или поведение субъекта права, которое оценивается с точки зрения интереса к этому предмету всего общества, государства или других субъектов. Когда говорим "поведение", то и в этом случае имеется в виду категория отношений, ибо поведение - порядок действий определенного субъекта - соизмеряется с нормами, установленными государством в целях обеспечения интересов всех, и таким образом поведение означает адекватное выполнение установленных норм от имени государства всеми субъектами, к которым эти нормы обращены.
Следует отметить, что и в практике применения права, и в самом нормотворчестве, равно как и в теории, часто происходит подмена понятий "предмет" и "объект" регулирования. Это нарушает точность понимания того, о чем идет речь в конкретных обстоятельствах. Поясним на примере.
Обращаясь в архив за получением документа, гражданин реализует свое право на информацию путем осуществления конкретных действий в информационной по предметному признаку сфере. Объект его интереса - определенный документ с конкретным содержанием. Законодательство, устанавливая право гражданина на получение информации и соответствующие обязанности архива предоставить по запросу гражданина интересующий его документ, регулирует отношения этих взаимосвязанных обстоятельствами и законом субъектов. Эти отношения реализуются в форме оказания информационной услуги со стороны архива и соблюдения определенных действий гражданина, который должен соответствующим образом оформить свой запрос.
Так, конкретно выделяются:
а) объект отношений (например, документ или его копия);
б) отношения связанных, взаимодействующих субъектов по поводу указанного объекта, регулируемые нормами законодательства и подзаконными актами, т. е. предмет правового регулирования. В данном случае это услуга, оказываемая архивом гражданину. В этой части выделяется и содержание прав и обязанностей сторон, участвующих в отношении;
в) предметная сфера права как совокупность норм, регулирующих режим объекта отношений с позиций общественного и государственного интереса, и норм, регулирующих порядок отношений субъектов.
Вся совокупность отношений по поводу информации (информационных ресурсов), регулируется нормами национального права - в данном случае Российской Федерации, нормами международного права, а также договорами РФ с другими государствами, образующими систему информационного права.
Сложность в данном случае состоит в том, что действующая система права уже имеет определенную структуру своих отраслей: первичных или классических (гражданское, административное, уголовное, конституционное или государственное); вторичных -
предметных отраслей (финансовое, семейное, авторское и т.д., которые включаются в структуру семейства одной из классических отраслей права). И все эти отрасли права в разной мере связаны с информацией.

Информация в определенных формах, как материальный и нематериальный предмет отношений входит элементом в любые правоотношения. Но именно процессы, описанные перед этим в первой главе учебника, как предпосылки формирования самостоятельной отрасли права, как объективные условия, связанные с превращением информации в такие формы, которые делают ее самостоятельным предметом производственных, интеллектуальных, управленческих, экономических, идеологических отношений, и выступают в качестве продукта деятельности человека и ресурса других социальных отношений, в качестве товара в обмене, объекта работ и услуг. Все это позволяет выделить большой массив отношений как самостоятельную предметную область правового регулирования. Это отправная точка для формирования в системе права отдельной его отрасли - информационного права.
К середине XX в. информация как самостоятельный феномен социальной жизни "выделилась", став предметом системообразующего значения, и активно формирует отношения, которые условно обозначаются как информационные отношения.
Многообразие форм выражения информации (письменная, устная, волновая, биологическая, визуально воспринимаемая объектная и т. д.) бесконечно, как бесконечны формы материи. Важно, чтобы информация воспринималась и адекватно вливалась в знания о мире, нас окружающем и нами создаваемом, чтобы она была функционально значимой и востребованной. Именно эти свойства информации делают ее предметом отношений людей, объектом их интереса.
Раскрывая предмет информационного права, важно уяснить и понятие "информационные ресурсы". Эта категория отличается от более широкого понятия "информация", которое не имеет однозначного определения. Множество определений информации, как уже уяснили из предыдущих разделов работы, объясняется вниманием к разным сторонам данного объекта: генетическим, качественным, количественным, функциональным параметрам этого феномена.
Наиболее социализированной формой информации является знаковая и прежде всего письменная форма представления информации. Поэтому первый закон, специально посвященный информационным проблемам - Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", принятый в 1995 г., предметом своего регулирования имеет документированную информацию, на основе которой формируются информационные ресурсы разных субъектов. Зарубежное законодательство, как правило, говорит о документе в качестве объекта регулируемых отношений в информационной сфере.
Совокупность сведений, информации о чем-либо формирует феномен - информационный ресурс. Его специфика - в переходе от объективной формы выражения информации к субъективному восприятию и пользованию.
Информационный ресурс - это такая синтетическая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации, как правило, документированной информации, которая наиболее ярко выявляет ее функциональное назначение. Например, вся совокупность нормативных правовых актов функционирует как правовой информационный ресурс и одновременно выполняет функцию регулятивного значения. Информационные ресурсы, собранные в фондах публичных, частных, личных библиотек, в архивах, текущих делопроизводственных системах являются источником уже накопленных человечеством знаний, его back ground и одновременно формой хранения информации. Это разные источники уже накопленных сведений (информации), которые являются потенциальным "знанием" для различных пользователей. Это уже кем-то узнано и может служить источником знания для других. Но может и не выполнить такой роли, и это зависит от многих причин. Напомним об информационном неравенстве в информационном обществе, об известном всем юристам принципе: "незнание закона не освобождает..." Таким образом, информация может существовать не будучи знанием для кого-то. Усвоенная система информации составляет знания одного и многих субъектов, характеризует их информированность, компетентность, профессионализм, культуру. Сами знания субъекта являются его ресурсом. На этом основании некоторые исследователи подчеркивают лишь эту - функциональную сторону информационного ресурса и

говорят об информации как "знании", отчужденном знании, выраженном в сумме доступных для пользователя источниках.
В рамках логики, математики уже давно сформировалась специальная наука об информации - информатика. Ее упрощенно трактуют как научную дисциплину, изучающую закономерности получения, отбора, хранения, передачи, преобразования и применения информации (знаний) в самых разных областях общественной деятельности. В лоне этой науки выявляются многие проблемы, которые образуют материальную основу для социальной информатики, для правовой науки в данной области. Известен учебник О. А. Гаврилова по курсу правовой информатики. Применение информатики к области права можно рассматривать как часть информационного права. Но только часть. Информационное право - наука более широкого плана.
Образуется еще самостоятельная область взаимодействия информатики и общества -процесс создания и использования новых технологий работы с информацией и включение этих технологий в самые разные сферы человеческой и в целом социальной жизни. Эта сфера деятельности имеет свое собственное определение - информатизация.
В ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" термин "информатизация" определен как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Этот процесс охватывает большую сферу внимания права (преимущественно административного) в части управления вышеозначенными отношениями в области социальной, экономической, научно-технической и других формах творческой, производственной и управленческой деятельности.
Информатизация как процесс уже прошла несколько этапов: локальная компьютеризация, создание региональных или функциональных систем, наконец, переход к глобальной информатизации на основе создания сетей, подобных локальным, отраслевым, региональным, межрегиональным энергосистемам .
Благодаря развитию средств связи, в частности, электронных, телевидения, спутниковых систем, сформировалась еще одна область отношений, находящихся в теснейшем контакте с информационным ресурсом. Это система коммуникаций информации, самых разных и, прежде всего, как знамение нашего времени - телекоммуникаций. Информатизация как организуемый социально-экономический и научно-технический процесс на основе объединения ресурсов и технологий информационных и коммуникационных, создания условий для удовлетворения потребностей общества, является составной частью предмета информационного права.
Жизненный цикл информационного ресурса немыслим без системы связи и передачи информации по системе субъектов: создателей, обработчиков, держателей, посредников по передаче (коммуникации) информации пользователям. Это говорит в пользу включения проблем коммуникаций в сферу информационного права. Тем более что самостоятельной правовой области по регулированию отношений в области связи и коммуникаций нет. Сфера связи рассматривается как один из видов производственной деятельности, работ и услуг и образует самостоятельную отрасль управления. Но при этом из поля зрения права выпадает немало аспектов. Особенно тех, которые на стыке информатики и коммуникаций образуют промежуточные и оконечные точки для жизненного цикла информационных ресурсов и для субъектов, которых связывает интерес в использовании информационного ресурса или информационной технологии. Таким образом, проблемы коммуникаций в части использования всех видов связи для транспортировки информации по системам и сетям, для оказания услуг субъектам, осуществляющим информационную деятельность, должны быть включены в орбиту информационного права.
Информационное право могут обвинить в узурпации части сферы связи. Но есть и аргумент в защиту такого объединения. Эксперимент по слиянию и разделению проблем связи и информатизации в структуре органов исполнительной власти в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия закончился образованием единого органа исполнительной власти, который вначале имел статус Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, а в настоящее время является одноименным федеральным министерством. Кроме того, Федеральный закон
"О связи" от 16 февраля 1995 г. в ст. 1 фиксирует: "Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации". Это лишний раз свидетельствует о системной связи информационных ресурсов с системами коммуникаций и говорит в пользу комплексного подхода к вычленению отношений информационного характера с учетом коммуникативных проблем. Рассматривать процесс информатизации как особую сферу отношений, формирующих материальную основу информационного общества без включения в эту орбиту отношений в области информационных коммуникаций, было бы неправильно.
Объединяя большой комплекс отношений, связанных с формированием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных технологий, с обеспечением их коммуникации в системах и сетях, убеждаемся, что эта совокупность отношений на полном основании может быть выделена в самостоятельную предметную сферу отношений, формирующих информационное право. Суммируя наиболее общие аргументы "за", можно
сформулировать предмет информационного права следующим образом. Предметной сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования, хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов, созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы информатизации и удовлетворения потребностей пользователей, обеспечения безопасности информационных ресурсов, средств коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере.
Данное определение позволяет акцентировать внимание на нескольких комплексах общественных отношений, которые цементируются единством объекта - информацией, информационными ресурсами. Это:
а) все виды деятельности, связанные с информационным ресурсом в качестве объекта деятельности (продукта интеллектуальной, производственной, любой другой социальной деятельности);
б) управление в области отношений, связанных с данным социальным ресурсом и отдельными видами деятельности с информацией;
в) включение и использование новых технологий работы с информацией - формирование и обеспечение совместимости информационных систем и систем коммуникаций в информационных системах и сетях;
г) обеспечение безопасности в сфере информации и информатизации;
д) реализация юридической ответственности в области информации, информатизации, телекоммуникаций.
Предмет и предметная сфера отношений субъектов права - это лишь одна составляющая отрасли права. Второй составляющей является метод правового регулирования отношений в данной предметной области.

 

7. Методы информационного права










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 393.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...