Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Установление status quo в обществе




 

Достижение поставленной цели предусматривает наличие механизма, позволяющего путем многочисленных корректировок поддерживать в обществе своеобразное status quo. В контексте неоинституциональной теории status quo– это действующая система формальных правил, согласующихся в значительной степени с формальными нормами и определяющая такое соотношение интересов различных сторон (государства и индивидов), которое обеспечивает экономической системе устойчивое, хотя не во всех случаях наиболее эффективное, развитие.

По своей сути данный механизм представляет возможный в (обществе баланс интересов, часто совершенно противоположных, различных сторон – государства и индивидов.

Под интересами государства понимается стремление к заключению социального контракта, наилучшим образом выражающего интересы всех социальных групп. Под интересами отдельных индивидов (в том числе и государственных чиновников) - личную выгоду отдельных индивидов.

В большинстве случаев любое изменение формальных правил, будь то естественный путь - под влиянием неформальных норм, либо революционный - изменение законодательства по инициативе общества или государства, что неизбежно влечет за собой перераспределение прав собственности, а, следовательно, прибылей и убытков между различными сторонами. Возникают так называемые экстернальные ситуации,когда перераспределение прав собственности провоцирует стороны, понесшие убытки в результате принятия закона, действовать нелегально. В данном случае государство становится перед выбором: отменить принятый закон или с помощью системы наказания воздействовать на его нарушителей.

 

Влияние государства на развитие институциональной структуры

 

Устанавливая правила и нормы, определяющие взаимоотношения между членами общества, влияя на развитие институциональной, а, следовательно, и экономической системы, государство призвано выступить как общественное благо, минимизирующее трансакционные издержки. Влияние государства на развитие институциональной структуры, а также на экономические результаты схематично изображено на рисунке.

Государство, представленное тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, - с помощью формальных правил оказывает воздействие на развитие институциональной системы общества. В свою очередь, развитие институциональной системы во многом зависит от траектории предшествующего развития, то есть культурных и исторических ценностей. Институциональная система формирует побудительные стимулы для членов общества поступать в соответствии с формальными и неформальными правилами. Государство выступает третьей силой, контролируя поведение членов общества.

По определению Дж. Бьюкенена, государство - это простой набор приемов, машина, которая делает возможным осуществление: коллективных действий. (Коллективные действия- действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально.). В рамках данного подхода государство - один из возможных гарантов обмена, достаточно часто Выступающий базовым, или «конечным», арбитром в системе, используемой для надежной защиты сделок.

Проблема «безбилетника», «дилемма заключенного».Появление государства становится возможным лишь тогда, когда в обществе заключается своеобразныйсоциальный контракт- граждане добровольно передают государству часть своих прав в расчете на то, что государство обеспечит их защиту намного эффективнее, чем они сделают это сами в частном порядке. В одном случае, стороны соглашаются со своими потерями и подчиняются закону, в другом - пытаются обойти закон, уходят «в тень».

Люди добровольно соглашаются терпеть принуждение государства в том случае, если конечные результаты такого обмена совпадают с их личными интересами. В случае нарушения свободы обмена любые методы государственного насилия вступают в противоречие с индивидуалистическими ценностями. Противоречия, в свою очередь, выливаются в своеобразный протест против существующей системы, который может выражаться как в нарушении существующих правил отдельными индивидами, так и целыми группами.

Несмотря на условия договора, у каждой из сторон существует соблазн нарушить его. Дж. Бьюкенен выделяет такую категорию граждан, как потенциальные нарушители, которые воспринимают государство как врага, которого надо обмануть независимо от того, соблюдаются ли им условия договора. В связи с этим возникает «проблема безбилетника», описать которую можно, прибегнув к известной в теории игр модели «дилемма заключенного».

Как видно из модели на рисунке, договор о распределении благ будет носить двухступенчатый характер. Это объясняется множественностью вкусов и изменением предпочтений индивидов. При заключении договора на конституционной стадии акцент делается на экономию

издержек от закрепления и реализации прав.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...