Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 9.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА




Исследования концептуальных основ природы государства

 

Исследования концептуальных основ природы государства и государственного регулирования занимают в неоинституциональной теории особое место. Объясняется это тем, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы обеспечение прав собственности, играющих важнейшую роль в определении пути экономического развития и формирования экономической основы того или иного государства, зависит от существующей политической структуры, наделенной монополией налагать определенные ограничения в сфере собственности, следить за соблюдением этих ограничений и применять насилие в случае нарушения этих ограничений.

Потрясения мировой хозяйственной системы 1970-х гг. дали стимул новым дискуссиям о роли государства в экономике и природе самого государства. Поисками ответов на вопросы, касающиеся роли государства, занято большинство экономистов различных школ и направлений.

Еще во второй половине XVIII в. Адам Смит очертил круг основных обязанностей государя (государства):

- во-первых, ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ;

- во-вторых, ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- в-третьих, создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельным лицам или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком

оплатить их большому обществу.

Несмотря на прошедшие два с лишним века, данная классификация отражает основной смысл ключевых сфер деятельности государства.

Современные представители неоинституциональной школы видят экономическое обоснование государственного интервенционизма в провалах или несостоятельности рынка. В современной интерпретации неоинституционалистов функции государства следующие:

- спецификация и защита прав собственности;

- создание каналов обмена информацией;

- разработка стандартов мер и весов;

- создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами;

- правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах;

- производство чистых общественных благ порождает проблему «безбилетника».

Опираясь на инструментарий неоинституциональной теории, и исследовав этапы формирования и развития государства, становится возможным выявить институциональные причины выбора ключевых сфер государственного управления.

На протяжении большей части экономической истории господствовал тип обмена, характеризующийся персонализированнымиотношениями сторон в процессе мелкого производства и местной торговли. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью (то есть наличием общего набора ценностей) и отсутствием контроля и принуждения со стороны третьих лиц (в чем не было особой необходимости, так как трансакционные издержки персонализированного обмена были невелики). Ограничения, которые испытывали участники такого обмена, возникали из наличия кровных связей, залогов, обмена заложниками и т.д.

С развитием общества обмен становился разнообразнее,

больше происходило актов обмена, выходящих за рамки ранее установленных ограничений. Такой обмен –неперсонализированный– позволил расширить рынок и реализовать выгоды более сложного производства и сделок, выходящих за пределы небольших географических или этнических единиц. Более сложные соглашения, заключаемые между сторонами, способствовали формированию дополнительных институтов, обеспечивающих исполнение договоров. Этот тип обмена способствовал формированию государств и росту роли специализированных институтов в защите купцов и принятии торговых кодексов.

Таким образом, появляется третья форма обмена – это неперсонализированный обмен с контролем, осуществляемым третьей стороной. Обеспечение третьей стороной условий соглашения никогда не бывает идеальным и совершенным и связано с большими затратами для участников обмена. На начальной стадии развития государства его деятельность можно охарактеризовать с двух сторон: с одной – оно служило источником защиты и обеспечения прав собственности, с другой – часто осуществляло данные функции с большими трансакционными издержками для участников обмена. Однако самостоятельное обеспечение соглашений сторонами было связано с еще большими издержками, поскольку в сложных обществах становятся выгодными такие формы поведения, как оппортунизм.

Приведенным выше этапам развития государства соответствуют следующие виды государственного устройства:

1) Сообщество, в котором отсутствуют законодательные, судебные и правоохранительные органы и нет общих правил;

2) Общество, в котором имеются общие правила, специфицирующие исключительные права, законодательный орган, суды, но отсутствует полиция или армия и тем самым

принуждение к соблюдению закона носит частный характер;

3) Сообщество, в котором государство устанавливает правила, выполняет функции третейского суда при конфликтах и обеспечивает исключительные права.

По определению Д. Норта,государство– это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...