Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пробы с повторными нагрузками




При сопоставлении показателей результативности и приспособляемости организма на повторные нагрузки формируется 5 вариантов оценки:

1. Высокая результативность и хорошая адаптация, почти не ухудшающаяся при повторении нагрузки и высоком уровне подготовленности спортсмена.

2. Низкая результативность и плохая адаптация говорят о плохой подготовленности. При этом показатели явно ухудшаются при повторении нагрузок.

3. Высокая результативность при плохой адаптации указывает на переутомление спортсмена.

4. Низкая результативность при хорошей адаптации свидетельствует о недостаточной тренированности или недостаточных волевых качествах.

5. Средняя результативность при хорошей приспособляемости или значительные колебания результативности и соответствующих изменениях процессов адаптации характерны для удовлетворительной подготовленности.

Пробы с повторными нагрузками позволяют оценивать в динамике специальную подготовленность спортсмена, вести коррекцию тренировочного процесса. Такое тестирование проводится обычно один раз в 1,52,5 месяца.

 

Пример

Вид спорта - л/атл.

Специализация - спринтер

Вид нагрузки - 30 м

Практическое занятие

Вид спорта - легкая атлетика

Специализация - спорт

Вид нагрузки - 30 м, 5 повт.

Нагрузка Результат (с) Тип реакции Скорость восстан.
1 3,7 Нормот. Высокая
2 3,6 Нормот. Высокая
3 3,6 Нормот. Высокая
4 3,5 Нормот. Высокая
5 3,6 Нормот. Замедл.

Результативность - высокая

Адаптация - хорошая

Оценка - высокий уровень специальной подготовленности

Пробы с повторными нагрузками

Функциональные пробы с повторными нагрузками используются для определения специальной тренированности спортсменов. Нагрузки, предлагаемые тренером и врачом, должны отвечать следующим требованиям:

1. Быть специфическими для основной соревновательной деятельности спортсмена.

2. Выполнять с максимально возможной интенсивностью.

3. Повторять с возможно малыми интервалами отдыха, но не менее 1,5-2 мин, с тем чтобы успеть исследовать ЧСС и АД в начале двух минут восстановления.

Результативность –

Адаптация –

Оценка –

Рекомендуемые нагрузки для разных видов спорта приведены в главе «Врачебно-педагогические наблюдения» данного пособия.

При оценке теста о хорошей подготовленности говорит высокая стабильная результативность повторных нагрузок, о недостаточной - ухудшающаяся или низкая результативность. Адаптация к нагрузке оценивается по типу реакции организма на нагрузку. Нормотонический тип реакции с быстрым восстановлением характерен для хорошей адаптации, а при плохой - появляются атипические типы реакции, замедляется скорость восстановления при повторных нагрузках.

Регистрация проб с повторными нагрузками

Режим тренировки____________________________________

Начало настоящей тренировки _______________________________

Какую работу выполнили_____________________________________

Время начала исследования____________________________________

Самочувствие перед пробами___________________________________

Характер разминки_____________________________________________

Характер нагрузки______________________________________________

 

Исходные данные

После повторений

Общий вывод

1-я нагрузка 2-я нагрузка 3-я нагрузка 4-я нагрузка 5-я нагрузка
Интервал           Работоспособность
Реакция           Реакция
Самочувствие           Степень восстановления

 

Литература

1. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1993.

2. Долматова Т.Н. Врачебно-педагогические наблюдения. Методические указания. - Малаховка, 1997. - 10 с.

3. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей//Врачебно-педагогические наблюдения. - Ростов-на-Дону: БАРО пресс, 2002. - С. 46-47.

4. Попов СИ. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж//Врачебно-педагогические наблюдения. - М.: Физкультура и спорт,1985. - С. 105-120.



Тема 12. Особенности врачебного контроля в зависимости от пола и возраста

 

Особенности растущего организма

 

Непрерывно растущий организм, в отличие от уже сформировавшегося взрослого, отличается рядом морфологических, функциональных и адаптационных особенностей, и если недооценить этот фактор, то можно не только затормозить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья и физического развития.

Основные особенности растущего организма:

неравномерность развития, часта диспропорция между развитием двигательного аппарата и внутренних органов (особенно сердца);

- относительно меньшая, по сравнению с уже сформировавшимся человеком, масса мышц (у новорожденного она составляет в среднем 23% массы тела, в 3-5 лет - 31% при 40% у взрослого); мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен и относительно слаб, что способствует более частому развитию деформации опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и пр.);

- менее экономная деятельность кровообращения и дыхания, меньшая производительность сердца. Так, сердце новорожденного весит 41 г, в 8 лет - 96 г, в 15 лет - 200 г, у взрослого человека (неспортсмена) – 280-340 г. Частота сердечных сокращений в 6-8 лет равна 90-92 уд/мин, в 11-12 лет – 76-78 уд/мин, в 15-16 лет – 60-68 уд/мин, при меньшем, чем у взрослых, систолическом объеме крови: в 6-7 лет – 30-35 мл, в 8-9 – 34-40 мл, в 16-17 – 38-51 мл. Артериальное давление (систолическое) – 90-95 мм рт. ст. в 8 лет, 100-110 мм рт. ст. - в 12-15 лет. Жизненная емкость легких в 12-14 лет составляет в среднем 3000 л, а в 15-16 - 3600 л, максимальное поглощение кислорода - соответственно 1,6 и 2,3 л;

- более высокая возбудимость и мобильность нервной системы с преобладанием возбудительных процессов и относительной слабостью внутреннего торможения, повышенная реактивность;

- незрелость ферментных систем;

- слабое развитие защитной функции крови;

- более низкая, чем у взрослого, иммунологическая реактивность;

- большая подверженность действию различных раздражителей, большая ранимость, неустойчивость психики, внушаемость;

- более высокая заболеваемость.

Адаптация к физическим нагрузкам также менее эффективна, чем у взрослого человека, - менее экономичная и более напряженная деятельность кровообращения и дыхания; более высокие сдвиги вегетативных систем; увеличение минутного объема крови, в основном за счет частоты сердечных сокращений, а не ударного объема; менее экономный расход энергии; больший кислородный долг при меньшей возможности его удовлетворения; более частые нарушения сердечного ритма и сократительной способности миокарда; меньшая способность к мобилизации функции при больших и особенно предельных нагрузках; более медленное течение процессов восстановления. Часто обнаруживаются атипические реакции (особенно дистоническая, ступенчатая, гипертрофическая).

Регуляция жизненных процессов происходит с преобладанием симпатических влияний, т.е. у растущего человека при физических нагрузках еще не используются все механизмы адаптации, а отсюда большая опасность перегрузки и более низкая физическая работоспособность. Если максимальную мощность выполненной работы у взрослого человека условно принять за 100%, то в 8-9 лет она составит 40%, в 12 лет - 65%, в 15-16 лет – 80-90%. Нередко еще в 17 лет сохраняются меньшие возможности к максимальной мобилизации функций при более частых нарушениях (табл. 44).

Таблица 44

Величина PWC в разном возрасте, в кгм/мин

Возраст Мальчики Девочки
8 лет 351 285
10 лет 427 337
12 лет 554 417
15 лет 570 444
16 лет 653 459

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...