Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровневые характеристики универсальных учебных действий




Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Одновременно заниматься формированием всех микроумений на том или ином году обучения невозможно. Очевидно, что этот процесс должен идти по пути от простых умений к сложным. Вначале нужно взяться за одни умения, а потом за другие, уже сформированные продолжать при этом усложнять. Чтобы сделать процесс формирования универсальных учебных действий непрерывным, нужно выделить уровни-этапы сформированности универсального учебного действия. Эти уровни должны формулироваться не по типу «умение освоено полностью или частично», а как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Покажем это на примере умений коммуникации.

 

Уровни-этапы сформированности умений коммуникации

Начальное общее образование

Первый – чтение текста (до 90 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану (схемам, таблицам) с сохранением его основной мысли (выраженной в явном виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы.

Второй – выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя); составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение необходимой информации и усвоение её; умение ориентироваться в мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к высказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составление небольшого текста по заданной теме.

Третий – выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя). Нахождение необходимой информации и её систематизация; умение пользоваться справочной литературой (словарями и т. п.); самостоятельное осмысление содержания высказывания; формулирование различных видов вопросов; пересказ текста от другого лица.

Основное общее образование

Первый – чтение текста (менее 100 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); составление простого плана текста, воспроизведение текста по плану, схемам, таблицам, сохраняя основную мысль текста (выраженную в явном виде), его стиль и тип, ответы на наводящие вопросы; нахождение необходимой информации и усвоение её; выражение своего отношения к высказыванию.

Второй – выразительное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя); умение ориентироваться в дополнительной литературе; умение понять и задать различные виды вопросов; выступить по заданной теме.

Третий – правильное чтение текста (более 140 слов в минуту вслух, более 160 слов в минуту про себя); составление различных видов планов (простой, сложный, тезисный) текста, схем, таблиц на основе текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста, сохраняя его основную мысль (выраженную в явном и неявном виде); составление конспектов текста; нахождение в тексте необходимой информации и её систематизация; самостоятельное осмысление содержания высказывания; анализ и критическая оценка собственных высказываний и высказываний других.

 

Каждый уровень-этап может быть охарактеризован как начальный, стабильный и нестабильный. Стабильный уровень сформированности умения проявляется в случаях, если учащийся за отведенное время допускает не более 25% ошибок. Нестабильный уровень характерен для учащихся, которые при самостоятельном выполнении задания допускают от 30 до 70% ошибок или выполняют задания с хорошим качеством с помощью партнера, владеющего данным умением на примерно таком же уровне. Начальный уровень сформированности проявляется в тех случаях, когда учащийся совершает в развёрнутом виде только отдельные действия под руководством учителя или товарища.

Уровни сформированности универсальных учебных действий нужны для постановки индивидуальных образовательных задач школьника, для того чтобы формирование умений у каждого ученика было поэтапным и последовательным, ученик переходил к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего, неважно при этом какой по счёту год он обучается.

Необходимо признать, что в классно-урочной системе процесс формирования универсальных учебных действий является дискретным, т.к. многим ученикам в очередном классе приходится приступать к более сложным заданиям и видам учебной работы, так и не закончив освоение простых. Обучение же по индивидуальным образовательным маршрутам, программам[2] позволяет сделать этот процесс непрерывным.

 

Задания для формирования и диагностики универсальных учебных действий

На учебных предметах необходимо использовать специальные задания, инициирующие выполнение учащимися необходимых учебных действий. Комплект учебных материалов состоит из заданий по предмету и кодификатора умений. Присваивается одинаковый номер и умению, и соответствующим заданиям (вопросам) в учебных материалах. Например, умение выделить главную мысль можно обозначить номером 2, а умение озаглавливать – номером 6.

 

Фрагмент кодификатора умения понимать письменные тексты на содержании разных предметов

Умения коммуникации Код умения (действия) Номера темы, на содержании которых предлагаются задания на формирование умения

Умения работать с письменными текстами

подбирать примеры и аргументы 1  
выделять главную мысль 2  
определять дополнительную информацию 3  
определять логику изложения материала 4  
определять смысл понятия, пользуясь контекстом 5  
озаглавливать текст, смысловые части текста 6  
схематизировать текст 7  
 

 

Биология. Тема № 36. Экологические факторы

Прочитай текст.

Каждое растение влияет на окружающую среду. Важнейшее влияние они оказывают на состав воздуха: обогащают его кислородом, поглощают углекислый газ, увлажняют. Растения меняют состав почвы. Они поглощают из почвы одни вещества, а выделяют в неё другие. Причём каждый вид растений оказывает особое влияние. Растительные остатки становятся основой для перегноя. Чем больше видов растений образуют перегной, тем богаче будет его состав. Этот факт был давно известен нашим предкам. Так, считается, что под черемухой одна из самых плодородных почв. Растения, испаряющие много влаги, например эвкалипты, осушают почву. Корневые системы растений предохраняют почву от разрушения (особенно на склонах оврагов, по берегам рек), суховеев.

1. Выпиши из текста конкретные примеры влияния растений на окружающую среду.

2. Оформи главную мысль текста.

3. Найди фразу, которая, с твоей точки зрения, является дополнительной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...