Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пооперационный состав универсальных учебных действий




Условия формирования универсальных учебных действий

Формировать умения необходимо за счёт регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем – самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».

Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникативных умений) необходимо регулярно:

· включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;

· обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;

· ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.

 

Пооперационный состав универсальных учебных действий

В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий.

Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав универсальных учебных действий для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представим фрагменты конкретного состава этих действий.

Познавательные универсальные учебные действия.

Умение сравнивать состоит из следующих действий:

– выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

– выделять признаки сходства;

– выделять признаки различия;

– выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте.

– выделять существенные признаки объекта.

Умение анализировать состоит из следующих действий:

– разделять объект на части;

– располагать части в определенной последовательности;

– характеризовать части этого объекта.

Умение делать выводы состоит из следующих действий:

– находить главное в изучаемом явлении или объекте;

– устанавливать главную причину явления;

– кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие.

Умение схематизировать включает действия:

– разделять объект на части;

– располагать части в определенной последовательности;

– определять связи между частями;

– оформлять графическое изображение.

Регулятивные универсальные учебные действия. В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватно воспринимать себя;

– ставить цель деятельности;

– определять результаты деятельности;

– соотносить результаты с целью деятельности;

– выявлять наличие ошибок в собственных действиях;

– описывать прожитую ситуацию.

В основной школе (5-9-й годы обучения) формируются следующие рефлексивные действия:

– соотносить и сравнивать приобретённые умения с имевшимися ранее;

– прогнозировать перспективы своего развития;

– возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;

– осуществлять пошаговую организацию деятельности;

– определять и анализировать причины своего поведения;

– оценивать собственную позицию;

– анализировать прожитые ситуации.

На завершающей ступени школы формируются следующие рефлексивные действия:

– представить себя на месте другого;

– определять причины действий другого субъекта в процессе взаимодействия;

– учитывать действия других в своих поведенческих стратегиях;

– прогнозировать последующий ход действий;

– самоопределяться в рабочей группе;

– следовать задаче, поставленной в группе;

– принимать ответственность за происходящее в группе;

– определять основания деятельности.

Индивидуальные различия учащихся в уровне развития рефлексивных умений очень велики. Поэтому данная последовательность является приблизительным ориентиром для педагога, а не жёсткой схемой.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено коммуникативным универсальным действиям. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей каждого предметника. Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

– определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;

– работать в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– находить себе партнера;

– работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);

– слушать, не перебивая товарища;

– соблюдать регламент деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:

· слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

· самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

· выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

· выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

– поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

– концентрировать внимание при слушании;

– выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

– выделять смысловые части текста;

– выделять главную мысль (мысли) текста;

– понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать,

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

– высказать своё мнение относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

– читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.);

– ставить перед собой цель чтения;

– выделять в тексте ключевые слова;

– выделять непонятные слова;

– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

– выделять в тексте понятное и непонятное;

– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

– подтверждать свое суждение примерами из текста;

– определять главную мысль (мысли) текста;

– выделять смысловые части текста;

– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать выводы на основе прочитанного;

– выполнять краткий пересказ прочитанного;

– выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

– определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

– определять границы содержания темы;

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– излагать тезисно;

– формулировать выводы из собственного текста;

– подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

– пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– определять границы содержания темы;

– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– оформлять мысли тезисно;

– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

– пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 836.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...