Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ
Неоклассическое направление развилось на предпосылке совершенных конкурентных рынков, т.е. допущениях, что: — спрос и предложение атомизированы в действиях рассеянных экономических субъектов — отдельных лиц или фирм, в совершенстве знающих состояние рынка, но не располагающих силой навязать ему свои условия приспосабливающихся к равновесной цене; — весь продукт без остатка распределяется между владельцами факторов производства. Равновесный подход исходил из концепции однородной представительной фирмы, оставляя за скобками «нормального» поведения экономической системы монополию и сводя «нормальную прибыль», реализацию интересов капиталистического предпринимателя, к предельному продукту особого (четвёртого) фактора производства — «организации» или «предпринимательских способностей». Несоответствие этого «чистого и опрятного мира» (по выражению американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта) ярко выраженной неоднородности организаций и предпринимательских способностей, породило две группы концепций, охватывающих различные отклонения от «совершенства» рынка в поведенческих аспектах и организационных структурах бизнеса. Первая группа сфокусировала внимание на специфических функциях предпринимателя в рыночной экономике, вторая — на месте в ней эффектов, обусловленных монополиямиразного рода и силы.
Развитие представлений о предпринимательской функции: теория риска и неопределенности (Р. Кантильон, Й. Тюнен) и теория координации факторов производства (Ж.-Б. Сэй). Концепции неопределённости и риска: Р. Кантильон и И. Тюнен.Термин «предприниматель» (entrepreneur) в экономическую теорию ввёл в своём «Очерке о природе торговли» Р. Кантильон. Он охарактеризовал «весь обмен и оборот в государстве» как посредничество между классом земельных собственников и остальными жителями, которые суть либо получатели фиксированного дохода (оклада, жалованья, заработной платы), либо «живущие в неопределённости»предприниматели. Самый массовый вид предпринимателей — это фермеры, уплачивающие землевладельцам фиксированную ренту и производящие сельскохозяйственные продукты, «следуя наитию», без уверенности в получении прибыли из своего предприятия и возможности предвидеть, какова будет цена на их продукты (зависящая от урожая, колебаний численности населения, расходов в семьях и т.д.). Затем это горожане, покупающие по определённой цене продукты в сельской местности, чтобы перепродать их в целом или по частям (торговцы), или в переработанном виде (ремесленники и мануфактурщики) по неопределённой цене. Все эти предприниматели становятся потребителями и клиентами взаимно одни у других, подстраиваясь к покупателям; также как и лица с собственным делом в области искусства и науки (художники, врачи, юристы) и бытовых услуг (трубочисты, водоносы и т.п.). К «классу» предпринимателей, пребывающих в состоянии неопределённости, Кантильон отнёс также нищих и воров. Спустя век после Кантильона концепцию предпринимателя (Unternehmer), как человека, несущего бремя неопределённости, предложил И. Г. Тюнен, во 2-м томе своего «Изолированного государства» (1850). В центре его рассуждений был сельский хозяин, которому после продажи своей продукции предстоит вычесть из выручки процент на вложенный капитал, страховой взнос и плату за управление. Остаточный доход составит прибыль; чтобы её увеличить, предприниматель должен быть «изобретателем и исследователем в своей области» и идти на риск, от которого нельзя застраховаться. Ж.-Б. Сэй: теория координации факторов производства и прибыли как остаточного дохода.Идеи Кантильона и Тюнена остались в стороне от основного течения экономической мысли, в русле которого роль предпринимателя как носителя особых способностей и поставщика особых производительных слуг выделил Ж.-Б. Сэй. Он определил функцию предпринимателя как координацию трёх факторов производства, связанную с предложением (всегда ограниченным) деловых качеств и связей, а потому вознаграждаемую прибылью – более высоким доходом, чем факторные доходы (рента, процент на капитал и заработная плата). В предпринимательский доход Сэй включал процент на собственный капитал (если таковой участвует в деле), премию за риск и вознаграждение за «комбинаторные» услуги. Таким образом, предприниматель отличается от владельца капитала, хотя вполне может и совпадать с ним (как в практике самого Сэя), и по своим функциям ближе к менеджеру в широком понимании (с учетом творческих аспектов деятельности). Предпринимательский доход Сэй рассматривал как остаточный, остающийся после выплаты долей, причитающихся владельцам трёх факторов производства. Может ли предпринимательство быть фактором производства? А. Маршалл, который, в отличие от Кантильона, Тюнена и Сэя, сам не был практиком-предпринимателем, но стремился сделать свои «Принципы» интересными и значимыми для бизнесменов, выделил организацию как отдельный фактор производства, с функциями конкретного управления фирмой (менеджмента) и предпринимательского риска. Маршалла трактовал предпринимателей, как, с одной стороны, высококвалифицированную категорию участников производства, с другой стороны, посредников между работниками физического труда и потребителями. Маршалл отметил, что предприниматель не равнозначен «работодателю»: существуют разновидности бизнесменов с преимущественно спекулятивными способностями — маклеры на фондовых биржах и торговые агенты на товарных биржах, которым не требуется большого штата, но которые зато берут на себя большой риск. Однако в центр своего внимания Маршалл поставил предпринимателя в областях, где «изощренные виды спекуляции» играют наименьшую роль, а управление — наибольшую. Набор функций такого предпринимателя в обобщениях Маршалла достаточно широк: конструирование общего плана производства и контроль над второстепенными частями; умение подбирать и вести за собой персонал предприятия как единого целого; умение (разбираясь в сырьё и оборудовании, применяемом в отрасли) предвидеть общие тенденции развития производства и потребления; умение «выявить, где открывается возможность поставить на рынок новый товар, удовлетворяющий реальную потребность, или усовершенствовать процесс производства старого товара». Соответственно и прибыль в концепции Маршалла получила интерпретацию специфического факторного дохода, являющегося предельным продуктом деятельности, связанной со способностями двоякого рода: руководства предприятием и предвидения конъюнктуры. А.Маршалл анализировал набор «способностей, требующихся от идеального промышленника» применительно к условиям свободной конкуренции, но не закрывал глаза на наличие монополистов на различных рынках. В новых изданиях «Принципов» он отсылал читателей к статье «Чистая теория монополии» (1897) Ф.Эджуорта, предшественниками которого были А. О. Курно и французский математик Ж. Бертран.
Развитие представлений о монополии от А. О. Курно до А. Маршалла. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |