Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка эффективности размещения государственного заказа в Центре обеспечения пунктов управлений МЧС России




 

Реализуемые в настоящее время подходы при оценке экономической эффективности не имеют нормативного закрепления и основаны на отдельных положениях Методики расчета экономической эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - методика), разработанной по заказу Минэкономразвития России, которые используются при подготовке докладов в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга системы закупок.

В этой связи в методиках преобладают многочисленные статистические (без оценки динамики и тенденций) долевые процедурные показатели (количественные показатели видов торгов, числа участников торгов, объем государственных заказов по видам торгов, количество заключенных государственных контрактов и их средняя стоимость и т. д.), которые носят информативный характер оценки структуры и объемов размещенных заказов.

За основу возьмем методику индикативных оценок и показатели, характеризующие среднюю цену заключённого государственного контракта, абсолютный и относительный объём экономии бюджетных средств по сравнению с запланированными расходами.

При оценке будем опираться на данные сайта государственных закупок, электронной торговой площадки, журнала приема котировочных заявок за период с 2009 по 2011 года. Исходные данные для расчетов представлены в таблице №2.

 

Таблица 2. Данные о размещении государственного заказа в Центре обеспечения пунктов управлений за 2009-2011 гг.

Наименование показателей 2009 2010 2011
1. Количество процедур размещения заказа (шт.) - количество конкурсов - количество аукционов - количество запросов котировок - количество закупок у единственного источника 2. Количество участников размещения заказа (шт.) - конкурсы - аукционы - запрос котировок - субъекты малого предпринимательства 3. Сумма контрактов (тыс.руб) - аукционы - запрос котировок - единственный источник - субъекты малого предпринимательства 4. Стоимость лотов на аукционах и конкурсах (тыс.руб) 5. Стоимость лотов не приведших к заключению контракта (тыс.руб.) 6. Затраты на проведение закупок (тыс.руб.) 7. Запланированный объем заказа аукц. (тыс.руб.) 8. Стоимость незаключенных контрактов (тыс.руб) 9. Общая стоимость лотов (тыс.руб) 98   0 15 46   37   185   0 38 110 70   118020,34820   47208,13929 10621,83133 60190,37758 5996,28042   81622,87283     23604,069645     561,89741   80013,7954   2100   151192,163845 115   0 21 54   40   210   0 46 124 74   126850,48754   35518,13652 17759,06825 73573,28277 5330,02708   62511,92027     17759,06826     600,14563   60200,23138   1200   155839,8814 109   1 23 51   34   210   0 48 128 84   133250,67721   45632,48316 15651,254 71966,94021 6662,5338605   80491,48633     23227,79245     648,18886   76353,33185   3240   168109,68054

 

1) Среднее количество поставщиков, участвующих в одном аукционе ( ):

где ∑N1 – количество поставщиков;

Qк – количество аукционов.

Значения: минимально допустимые.

Рисунок 11 - Изменение среднего количеств поставщиков

2) Среднее количество поставщиков, участвующих в закупках методом запроса котировок ( ):

,

где ∑N2 – количество поставщиков, участвующих в запросе котировок;

Qzak – количество закупок, проведённых способом запроса котировок.

Значения: минимально допустимые.

 

Рисунок 12. Среднее количество поставщиков на котировках

 

3) Доля аукционов и конкурсов в общем объёме закупок (d1):

=15%

=18%

=21%,

где Qа – количество аукционов и конкурсов. Значения: оптимальны.

=40%

=28%

 

=34,25%

Рисунок 13 - Количественные и стоимостные показатели аукционов

 

4) Доля закупок у единственного источника (ЗЕИ) в общем объёме закупок:

=0,37

=0,34

=0,312 ,

где Qе – количество закупок у единственного источника.

%=50%

%=57,9%

= 54%,

где Dp_ед.ист. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника;

Pед.ист. – сумма контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника. Значения: значительно выше рекомендованных.

Рисунок 14 - Количественные и стоимостные показатели закупок у единственного источника

 

5) Доля закупок методом запроса котировок в общем объёме закупок (d6):

=0,4693

=0,4697

=0,4678 ,

где Qzk – количество закупок методом запроса котировок. Значения: ниже рекомендованных.

*100%=9%

*100%=14%

*100%=11,75%,

где Dp_зап.котир. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам запросов котировок;

Рисунок 15 - Количественные и стоимостные показатели котировок

 

 

6) Удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства в общем количестве поставщиков (Dmsb):

=0,37

=0,35

=0,4,

где Кmsb – количество поставщиков-субъектов малого предпринимательства, подавших заявки на участие в торгах;

∑N – общее количество поставщиков.

Значения: оптимальные.

7) Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем объёме заключённых контрактов (dmsb2):

=0,122

=0,13

=0,165,

где ГКmsb – количество контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства;

Кзк – всего заключенных контрактов.

Значение: оптимально.

=0,05

=0,04

=0,05

Значения: сильно меньше оптимальных.

Где  - стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства;  - общая стоимость заключенных контрактов.

В таблице 3 представлены показатели эффективности развития системы государственных закупок.

 

Таблица 3 – Показатели эффективности развития системы государственных закупок.

№ п/п Показатель Характеристика Область применения Интерпретация результатов
1.  - среднее количество поставщиков, участвующих в одном конкурсе (аукционе) Средняя величина, характеризующая количество поставщиков, принявших участие в одном конкурсе (аукционе) Показывает степень конкурентности при проведении закупок Минимально допустимый – 2 Оптимально – 4-6
2.  - количество поставщиков, участвующих в закупках методом запроса котировок (закупок у единственного поставщика) Средняя величина, характеризующая количество поставщиков, принявших участие в процедуре закупок методом котировок (у единственного поставщика) Показывает степень конкурентности при проведении закупок Минимально допустимый – 2 Оптимально – 3-4
3. d1 – доля конкурсов (аукционов) в общем объёме закупок Показывает удельный вес конкурсов (аукционов) в общем числе закупок Характеризует структуру системы закупок Оптимально по стоимости – 75-90%, по количеству – 10-15%.
4. d5 – доля закупок у единственного источника в общем объёме закупок Показывает удельный вес закупок у единственного источника в общем числе произведённых закупок Характеризует структуру системы закупок Приемлемо – 10-15%.
5. d6 – доля закупок методом запроса котировок в общем объёме закупок Показывает удельный вес закупок методом котировок в общем числе произведённых закупок Характеризует структуру системы закупок Приемлемо по стоимости – 10-20%, по количеству – 70-80%.
6. Dmsb – удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства в общем количестве поставщиков Показывает долю малого предпринимательства в общем числе поставщиков Показывает степень конкурентности при проведении закупок и степени вовлечённости в закупочный процесс малого предпринимательства Приемлемо – не менее 20%
7. dmsb2 – доля контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства, в общем объёме заключённых контрактов Показывает степень результативности участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных процедурах Показывает степень конкурентности при проведении закупок и степени вовлечённости в закупочный процесс субъектов малого предпринимательства Приемлемо по стоимости – не менее 10%, по количеству – не менее 15%

 

Абсолютный и относительный объём экономии бюджетных средств по сравнению с запланированными расходами. Расчёт абсолютной экономии для аукционов:

=68315118,76-47208139,29-2100000-0-561897,41=18445082,06

=61910553,84-35518136,52-1200000-0-600145,63=19192271,69

=76353331.85-45632483.16-3240000-0- -648188,86=26832659,83 руб.,

где Эабс.аукц. – абсолютный объём экономии на аукционах;

Vз. – запланированный объём заказа для размещения на аукционах;

Pк – общая стоимость заключённых контрактов на аукционах;

Рн – общая стоимость незаключённых контрактов на аукционах;

Рр- общая стоимость расторгнутых контрактов, заключённых по результатам аукционов;

З – затраты на организацию и проведение аукционов.

Рисунок 17 - Абсолютная экономия на аукционах

 

Относительная экономия средств:

*100%=27%

*100%=31%

*100%=35%,

где Эотн.аукц. – относительный объём экономии на аукционах.

 

Рисунок 18 - Относительная экономия на аукционах

Общая экономия:

=152435081,74-118020348,2-2100000=32314733,54

=153844271,29-126850487,54-1200000=25793783,75

=168109680,54-133250677,21-3240000=31619003,33

где E – значение абсолютной экономии бюджетных средств;

С – общая стоимость лотов (предложений заказчиков), выставленных на торги и другие способы закупок;

О – общая стоимость заключённых контрактов и сделок;

N – несостоявшиеся закупки.

Относительная экономия:

=21,1%

=16,7%

=18,8%,

где Еотн – относительная экономия бюджетных средств.

Проанализируем полученные показатели. По первому показателю «среднее количество поставщиков на аукционах» наблюдается снижение целевого показателя в каждом году до минимально допустимых значений. Это можно объяснить как спецификой товаров закупаемых Центром (центр является частью связи МЧС России), так и снижением конкуренции на рынке. Необходимо отметить, что требования к участникам размещения заказа очень высоки, а финансовое обеспечение заявок отсекает возможность для участия малых предприятий.

Показатель «среднее количество поставщиков методом запроса котировок» не имеет какой-либо тенденции. Показатели низкие. Даная ситуация связана с низким информационным обеспечением и стремлением участников размещения заказа выходить на электронные площадки.

«Доля аукционов и конкурсов» по количественному отношению оптимальна. Но в стоимостном выражении данный показатель очень низкий, с тенденцией к ухудшению. Это объяснимо не только низкими значениями первого показателя «среднее количество поставщиков на аукционах», но и высоким процентом закупок у единственного источника, как по количеству, так и по стоимости. Во многом ситуация является следствием монополизма рынка телекоммуникаций.

«Доля закупок у единственного источника» значительно выше рекомендованной, как по стоимости, так и по количеству. Тенденции к уменьшению или увеличению нет. Разброс в цифрах в большую или меньшую сторону зависят от планов закупок на конкретный год. Продукция, закупаемая центром, производится на ограниченном количестве предприятий, ремонт старой техники в большинстве случаев может быть осуществлен на единственном в стране заводе.

«Доля закупок методом запроса котировок» количественно существенно меньше рекомендуемого значения. По стоимости контрактов есть тенденция к увеличению их сумм. Данная ситуация объясняется увеличением объема по одним и тем видам работ ввиду сокращения призыва. Работы, которые раньше выполняли солдаты-срочники, стали выполнять гражданские организации.

«Удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства» имеет тенденцию к росту. Количество таких поставщиков каждый год увеличивалось. Стоит обратить внимание, общее количество поставщиков в 2010 и 2011 годах было одинаковым, но рост участников-субъектов малого предпринимательства был на уровне 14%, что говорит нам о росте потенциальных участников размещения заказа, снижению барьеров для участия в торгах и улучшению административного контроля за проведением закупок. Об этом также говорит количественный показатель «доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства», значения которого за три года выросли до соответствующих норме 16,5%. По стоимости, доля таких контрактов не превышает 5%, что в три раза ниже рекомендуемого значения, что объясняется больших количеством «дорогих размещений» и самой структурой спроса Центра. В целом можно считать динамику положительной.

Также положительную динамику имеет показатель «абсолютный и относительный объем экономии» для аукционов. Рост показателя говорит нам об ужесточении конкуренции на рынке в кризисный и посткризисный периоды, так как показатель №1 сигнализирует нам о снижении количества поставщиков в данном способе размещения.

Общая экономия денежных средств в 2010 году снизилась на 20% относительно 2009 года, в 2011 увеличилась почти до начального уровня. Относительная экономия имеет отрицательную динамику, несмотря на увеличение в 2011 году. Данная ситуация сигнализирует нам, что несмотря на положительную динамику экономии на аукционах, цели размещения государственного заказа достигаются не в полной мере. Основную денежную нагрузку несут контракты с единственными поставщиками. В случае Центра обеспечения пунктов управлений МЧС России есть специфические причины, но есть и причины связанные с общими проблемами и недостатками существующей системы размещения государственного заказа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...