Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценка эффективности размещения государственного заказа в Центре обеспечения пунктов управлений МЧС России
Реализуемые в настоящее время подходы при оценке экономической эффективности не имеют нормативного закрепления и основаны на отдельных положениях Методики расчета экономической эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - методика), разработанной по заказу Минэкономразвития России, которые используются при подготовке докладов в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга системы закупок. В этой связи в методиках преобладают многочисленные статистические (без оценки динамики и тенденций) долевые процедурные показатели (количественные показатели видов торгов, числа участников торгов, объем государственных заказов по видам торгов, количество заключенных государственных контрактов и их средняя стоимость и т. д.), которые носят информативный характер оценки структуры и объемов размещенных заказов. За основу возьмем методику индикативных оценок и показатели, характеризующие среднюю цену заключённого государственного контракта, абсолютный и относительный объём экономии бюджетных средств по сравнению с запланированными расходами. При оценке будем опираться на данные сайта государственных закупок, электронной торговой площадки, журнала приема котировочных заявок за период с 2009 по 2011 года. Исходные данные для расчетов представлены в таблице №2.
Таблица 2. Данные о размещении государственного заказа в Центре обеспечения пунктов управлений за 2009-2011 гг.
1) Среднее количество поставщиков, участвующих в одном аукционе ( ): где ∑N1 – количество поставщиков; Qк – количество аукционов. Значения: минимально допустимые. Рисунок 11 - Изменение среднего количеств поставщиков 2) Среднее количество поставщиков, участвующих в закупках методом запроса котировок ( ): , где ∑N2 – количество поставщиков, участвующих в запросе котировок; Qzak – количество закупок, проведённых способом запроса котировок. Значения: минимально допустимые.
Рисунок 12. Среднее количество поставщиков на котировках
3) Доля аукционов и конкурсов в общем объёме закупок (d1): =15% =18% =21%, где Qа – количество аукционов и конкурсов. Значения: оптимальны. =40% =28%
=34,25% Рисунок 13 - Количественные и стоимостные показатели аукционов
4) Доля закупок у единственного источника (ЗЕИ) в общем объёме закупок: =0,37 =0,34 =0,312 , где Qе – количество закупок у единственного источника. %=50% %=57,9% = 54%, где Dp_ед.ист. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника; Pед.ист. – сумма контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника. Значения: значительно выше рекомендованных. Рисунок 14 - Количественные и стоимостные показатели закупок у единственного источника
5) Доля закупок методом запроса котировок в общем объёме закупок (d6): =0,4693 =0,4697 =0,4678 , где Qzk – количество закупок методом запроса котировок. Значения: ниже рекомендованных. *100%=9% *100%=14% *100%=11,75%, где Dp_зап.котир. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам запросов котировок; Рисунок 15 - Количественные и стоимостные показатели котировок
6) Удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства в общем количестве поставщиков (Dmsb): =0,37 =0,35 =0,4, где Кmsb – количество поставщиков-субъектов малого предпринимательства, подавших заявки на участие в торгах; ∑N – общее количество поставщиков. Значения: оптимальные. 7) Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем объёме заключённых контрактов (dmsb2): =0,122 =0,13 =0,165, где ГКmsb – количество контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства; Кзк – всего заключенных контрактов. Значение: оптимально. =0,05 =0,04 =0,05 Значения: сильно меньше оптимальных. Где - стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства; - общая стоимость заключенных контрактов. В таблице 3 представлены показатели эффективности развития системы государственных закупок.
Таблица 3 – Показатели эффективности развития системы государственных закупок.
Абсолютный и относительный объём экономии бюджетных средств по сравнению с запланированными расходами. Расчёт абсолютной экономии для аукционов: =68315118,76-47208139,29-2100000-0-561897,41=18445082,06 =61910553,84-35518136,52-1200000-0-600145,63=19192271,69 =76353331.85-45632483.16-3240000-0- -648188,86=26832659,83 руб., где Эабс.аукц. – абсолютный объём экономии на аукционах; Vз. – запланированный объём заказа для размещения на аукционах; Pк – общая стоимость заключённых контрактов на аукционах; Рн – общая стоимость незаключённых контрактов на аукционах; Рр- общая стоимость расторгнутых контрактов, заключённых по результатам аукционов; З – затраты на организацию и проведение аукционов. Рисунок 17 - Абсолютная экономия на аукционах
Относительная экономия средств: *100%=27% *100%=31% *100%=35%, где Эотн.аукц. – относительный объём экономии на аукционах.
Рисунок 18 - Относительная экономия на аукционах Общая экономия: =152435081,74-118020348,2-2100000=32314733,54 =153844271,29-126850487,54-1200000=25793783,75 =168109680,54-133250677,21-3240000=31619003,33 где E – значение абсолютной экономии бюджетных средств; С – общая стоимость лотов (предложений заказчиков), выставленных на торги и другие способы закупок; О – общая стоимость заключённых контрактов и сделок; N – несостоявшиеся закупки. Относительная экономия: =21,1% =16,7% =18,8%, где Еотн – относительная экономия бюджетных средств. Проанализируем полученные показатели. По первому показателю «среднее количество поставщиков на аукционах» наблюдается снижение целевого показателя в каждом году до минимально допустимых значений. Это можно объяснить как спецификой товаров закупаемых Центром (центр является частью связи МЧС России), так и снижением конкуренции на рынке. Необходимо отметить, что требования к участникам размещения заказа очень высоки, а финансовое обеспечение заявок отсекает возможность для участия малых предприятий. Показатель «среднее количество поставщиков методом запроса котировок» не имеет какой-либо тенденции. Показатели низкие. Даная ситуация связана с низким информационным обеспечением и стремлением участников размещения заказа выходить на электронные площадки. «Доля аукционов и конкурсов» по количественному отношению оптимальна. Но в стоимостном выражении данный показатель очень низкий, с тенденцией к ухудшению. Это объяснимо не только низкими значениями первого показателя «среднее количество поставщиков на аукционах», но и высоким процентом закупок у единственного источника, как по количеству, так и по стоимости. Во многом ситуация является следствием монополизма рынка телекоммуникаций. «Доля закупок у единственного источника» значительно выше рекомендованной, как по стоимости, так и по количеству. Тенденции к уменьшению или увеличению нет. Разброс в цифрах в большую или меньшую сторону зависят от планов закупок на конкретный год. Продукция, закупаемая центром, производится на ограниченном количестве предприятий, ремонт старой техники в большинстве случаев может быть осуществлен на единственном в стране заводе. «Доля закупок методом запроса котировок» количественно существенно меньше рекомендуемого значения. По стоимости контрактов есть тенденция к увеличению их сумм. Данная ситуация объясняется увеличением объема по одним и тем видам работ ввиду сокращения призыва. Работы, которые раньше выполняли солдаты-срочники, стали выполнять гражданские организации. «Удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства» имеет тенденцию к росту. Количество таких поставщиков каждый год увеличивалось. Стоит обратить внимание, общее количество поставщиков в 2010 и 2011 годах было одинаковым, но рост участников-субъектов малого предпринимательства был на уровне 14%, что говорит нам о росте потенциальных участников размещения заказа, снижению барьеров для участия в торгах и улучшению административного контроля за проведением закупок. Об этом также говорит количественный показатель «доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства», значения которого за три года выросли до соответствующих норме 16,5%. По стоимости, доля таких контрактов не превышает 5%, что в три раза ниже рекомендуемого значения, что объясняется больших количеством «дорогих размещений» и самой структурой спроса Центра. В целом можно считать динамику положительной. Также положительную динамику имеет показатель «абсолютный и относительный объем экономии» для аукционов. Рост показателя говорит нам об ужесточении конкуренции на рынке в кризисный и посткризисный периоды, так как показатель №1 сигнализирует нам о снижении количества поставщиков в данном способе размещения. Общая экономия денежных средств в 2010 году снизилась на 20% относительно 2009 года, в 2011 увеличилась почти до начального уровня. Относительная экономия имеет отрицательную динамику, несмотря на увеличение в 2011 году. Данная ситуация сигнализирует нам, что несмотря на положительную динамику экономии на аукционах, цели размещения государственного заказа достигаются не в полной мере. Основную денежную нагрузку несут контракты с единственными поставщиками. В случае Центра обеспечения пунктов управлений МЧС России есть специфические причины, но есть и причины связанные с общими проблемами и недостатками существующей системы размещения государственного заказа.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |