Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функциональные пробы сердечно-сосудистой системыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Функциональные и инструментальные методы исследования кровообращения у детей.
Продолжительность занятия – 2 часа
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы: * пробы по Шалкову * проба Штанге * степ-тест * велоэргометрия *оценка функциональных проб у детей. 2. Инструментальные методы: * возрастные особенности электрокардиограммы у детей: - частота сердечных сокращений - ритм - электрическая ось сердца -характеристики зубцов и интервалов ЭКГ. *особенности фонокардиограммы у детей *эхокардиография *допплеркардиография 3. Изменения ЭКГ при перегрузке желудочков и предсердий. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обучить технике проведения и оценке результатов функциональных и инструментальных методов исследования кровообращения у детей.
Студент должен знать: 1. технику проведения функциональных проб сердечно-сосудистой системы 2. особенности ЭКГ-исследования у детей 3. возрастную эволюцию зубцов грудных отведений 4. особенности ФКГ-исследования у детей 5. технику проведения инструментальных методов исследования 6. семиотику нарушений ритма Студент должен уметь:
Вопросы для самостоятельного изучения студентами: 1.функциональные методы исследования сердца при синдроме вегетативной дистонии 2.рентгенографическое исследования сердца при ВПС
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:макротаблицы, видеофильмы, рентгенограммы, электрокардиограммы. УИРС:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: 5 мин. – организационный момент 25 мин.- теоретический разбор темы 10 мин.- перерыв 30 мин – работа в отделении функциональной диагностики (освоение методик исследования ССС) 10 мин.- заключение по теме занятия, задание на дом МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
«Утверждаю» зав. кафедрой педиатрии д.м.н., профессор А.И.Кусельман _____________________ «____»____________2007г.
Методические рекомендации для студентов 3 курса педиатрического факультета по теме:
Функциональные и инструментальные методы исследования кровообращения у детей.
Продолжительность занятия – 2 часа
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы: * пробы по Шалкову * проба Штанге * степ-тест * велоэргометрия *оценка функциональных проб у детей. 2. Инструментальные методы: * возрастные особенности электрокардиограммы у детей: - частота сердечных сокращений - ритм - электрическая ось сердца -характеристики зубцов и интервалов ЭКГ. *особенности фонокардиограммы у детей *эхокардиография *допплеркардиография 3. Изменения ЭКГ при перегрузке желудочков и предсердий. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обучить технике проведения и оценке результатов функциональных и инструментальных методов исследования кровообращения у детей.
Студент должен знать: 1. технику проведения функциональных проб сердечно-сосудистой системы 2. особенности ЭКГ-исследования у детей 3. возрастную эволюцию зубцов грудных отведений 4. особенности ФКГ-исследования у детей 5. технику проведения инструментальных методов исследования 6. семиотику нарушений ритма
Студент должен уметь:
Вопросы для самостоятельного изучения студентами: 1.функциональные методы исследования сердца при синдроме вегетативной дистонии 2.рентгенографическое исследования сердца при ВПС
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:макротаблицы, видеофильмы, рентгенограммы, электрокардиограммы. УИРС:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются дозированные физические нагрузки, которые позволяют судить об адекватности реакции сердечно-сосудистой системы на каждую из них. Наряду с изменением самочувствия и клинических симптомов болезни проводится количественная оценка пробы по динамике частоты пульса, дыхания и артериального давления. Наибольшее применение в клинике нашли пробы Н. А. Шалкова, а также Штанге, ортоклиностатическая проба (степ-тест и др.).
Проба по Н.А.Шалкову
До проведения пробы у ребенка определяют частоту пульса и артериальное давление (лежа в постели или стоя). Затем ребенок выполняет нагрузку и вновь у него подсчитывают пульс и определяют артериальное давление сразу, через 3, 5 и 10 мин. Обязательным условием удовлетворительной оценки является возвращение показателей к норме через 3 — 5 мин. Реакция считается благоприятной, если учащение пульса после нагрузки не превышает 25% исходного, систолическое давление умеренно нарастает, а диастолическое снижается или остается на прежнем уровне, характеризуя увеличение пульсового давления. Неблагоприятная реакция проявляется ухудшением самочувствия после нагрузки, значительным учащением пульса, снижением систолического давления. При этом исследуемые показатели через 3 — 5 мин не возвращаются к исходным.
Виды физических нагрузок при пробах по Н.А.Шалкову
Проба Штанге- определение времени максимальной задержки дыхания после 3 глубоких вдохов
В положении лежа, сидя или стоя ребенок должен сделать 3 глубоких вдоха, а на высоте четвертого умеренно глубокого вдоха, зажав нос, задержать дыхание и оставаться в таком состоянии максимально возможное время. Учитывается продолжительность этой паузы. Последний вдох не должен быть очень глубоким, так как это приводит к значительному напряжению дыхательных мышц, усталости ребенка и недостоверности результатов. По данным современных исследователей, нормативный показатель пробы Штанге у детей от 6 до 13 лет равен: 6лет - 16 сек 7лет - 26 сек 8 лет - 32 сек 9 лет - 34 сек 10 лет - 37 сек 11 лет - 39 сек 12 лет - 42 сек 13 лет - 39 сек.
При сердечной патологии время уменьшается. Проба Генча.
После глубокого вдоха ребенок делает обычный выдохи, зажав нос, задерживает дыхание.Учитывается продолжительность этой паузы. Затемребенок выполняет дозированную ходьбу (44 м за 30 сек.), после которой повторно проводится аналогичная проба с остановкой дыхания на выдохе. У здоровых детей школьного возраста первая проба составляет 12-13 сек., вторая — меньше первой не более чем на 50%. Сердечная патология сопровождается уменьшением второй пробы по сравнению с первой более чем на 50%.
Ортоклиностатическая проба Сопоставление частоты пульса и артериального давления у ребенка в положении лежа и при вставании. Здоровые дети реагируют на перемену положения учащением пульса на 5—10 ударов при неизменном или слегка повышающемся (на 2 — 5 мм рт. ст.) систолическом артериальном давлении. При неадекватном ответе на нагрузку происходит более выраженное учащение пульса и снижение систолического артериального давления.
Степ-тест Выполняется обычно с использованием ступеньки определенной высоты. Высота ступеньки рассчитывается исходя из длины ноги ребенка, число подъемов либо стандартизовано, либо также рассчитывается для строго определенной величины выполняемой испытуемым работы в ваттах. Результаты регистируются по частоте пульса до нагрузки и в различные сроки восстановления. Полученные характеристики пульса используют в формуле расчета индекса степ-теста либо в формулах расчета физической работоспособности. Для взрослых стандартизовано определение физической работоспособности при достижении пульса 170 ударов в минуту, для детей младшего школьного и дошкольного возраста — при достижении пульса 170 или 150 ударов в минуту.
Велоэргометрия Позволяет давать точную физическую нагрузку. Детям назначается нагрузка от 0,5 до 1,5 Вт/кг массы, так как большую нагрузку они с трудом переносят. При выполнении велоэргометрии определяются пульс, артериальное давление, а при необходимости делается запись ЭКГ до, во время и после велоэргометрии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |