Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы




Функциональные и инструментальные методы

исследо­вания кровообращения у детей.

 

Продолжительность занятия – 2 часа

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы:

* пробы по Шалкову

* проба Штанге

* степ-тест

* велоэргометрия

*оценка функциональных проб у детей.

  2. Инструментальные методы:

* возрастные особенности электрокардиограммы у детей:

       - часто­та сердечных сокращений

       - ритм

       - электрическая ось сердца

       -харак­теристики зубцов и интервалов ЭКГ.

*особенности фонокардиограммы у детей

*эхокардиография

*допплеркардиография 

  3. Изменения ЭКГ при перегрузке желудочков и предсердий.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обучить технике проведения и оценке результатов функциональных и инструментальных методов

исследо­вания кровообращения у детей.

 

Студент должен знать:

     1. технику проведения функциональных проб сердечно-сосудистой системы

2. особенности ЭКГ-исследования у детей

3. возрастную эволюцию зубцов грудных отведений

4. особенности ФКГ-исследования у детей

5. технику проведения инструментальных методов исследования

6. семиотику нарушений ритма

Студент должен уметь:

  1. оценивать состояние зубцов и интервалов ЭКГ
  2. проводить функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
  3. определять размеры сердца, кардио-торакальный индекс на рентгенограммах
  4. интерпретировать изменения ритма сердечной деятельности

 

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1.функциональные методы исследования сердца при синдроме вегетативной дистонии

2.рентгенографическое исследования сердца при ВПС

 

 ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:макротаблицы, видеофильмы, рентгенограммы, электрокардиограммы.

УИРС:

  1. составление алгоритма нарушений ритма сердечной деятельности

 

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

5 мин. – организационный момент

25 мин.- теоретический разбор темы

10 мин.- перерыв

30 мин – работа в отделении функциональной диагностики (освоение методик исследования ССС)

10 мин.- заключение по теме занятия, задание на дом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

                                                                                «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                          зав. кафедрой педиатрии

                                                                         д.м.н., профессор

                                                                         А.И.Кусельман

                                                                         _____________________

                                                                        «____»____________2007г.

 

 

Методические рекомендации

для студентов 3 курса педиатрического факультета

по теме:

 

Функциональные и инструментальные методы

исследо­вания кровообращения у детей.

 

Продолжительность занятия – 2 часа

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы:

* пробы по Шалкову

* проба Штанге

* степ-тест

* велоэргометрия

*оценка функциональных проб у детей.

  2. Инструментальные методы:

* возрастные особенности электрокардиограммы у детей:

       - часто­та сердечных сокращений

       - ритм

       - электрическая ось сердца

       -харак­теристики зубцов и интервалов ЭКГ.

*особенности фонокардиограммы у детей

*эхокардиография

*допплеркардиография 

  3. Изменения ЭКГ при перегрузке желудочков и предсердий.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обучить технике проведения и оценке результатов функциональных и инструментальных методов

исследо­вания кровообращения у детей.

 

Студент должен знать:

 1. технику проведения функциональных проб сердечно-сосудистой системы

2. особенности ЭКГ-исследования у детей

3. возрастную эволюцию зубцов грудных отведений

4. особенности ФКГ-исследования у детей

5. технику проведения инструментальных методов исследования

6. семиотику нарушений ритма

 

Студент должен уметь:

  1. оценивать состояние зубцов и интервалов ЭКГ
  2. проводить функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
  3. определять размеры сердца, кардио-торакальный индекс на рентгенограммах
  4. интерпретировать изменения ритма сердечной деятельности

 

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1.функциональные методы исследования сердца при синдроме вегетативной дистонии

2.рентгенографическое исследования сердца при ВПС

 

 ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:макротаблицы, видеофильмы, рентгенограммы, электрокардиограммы.

УИРС:

  1. составление алгоритма нарушений ритма сердечной деятельности

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы

 

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются дозированные физические нагрузки, которые позволяют судить об адекватности реакции сердечно-сосудистой системы на каждую из них. Наряду с изменением самочувствия и клинических симптомов болезни проводится количественная оценка пробы по динамике частоты пульса, дыхания и артериального давления. Наибольшее применение в клинике нашли пробы Н. А. Шалкова, а также Штанге, ортоклиностатическая проба (степ-тест и др.).

 

 Проба по Н.А.Шалкову

 

До проведения пробы у ребенка определяют частоту пульса и артериальное давление (лежа в постели или стоя). Затем ребенок вы­полняет нагрузку и вновь у него подсчитывают пульс и определяют артериальное давление сразу, через 3, 5 и 10 мин. Обязательным условием удовлетворительной оценки является возвращение показателей к норме через 3 — 5 мин. Реакция считается благоприятной, если учащение пульса после нагрузки не превышает 25% исходного, систолическое давление умеренно нарастает, а диастолическое снижается или остается на прежнем уровне, харак­теризуя увеличение пульсового давления. Неблагоприятная реакция проявля­ется ухудшением самочувствия после нагрузки, значительным учащением пульса, снижением систолического давления. При этом исследуемые показате­ли через 3 — 5 мин не возвращаются к исходным.

 

Виды физических нагрузок при пробах по Н.А.Шалкову

№ пробы           Характер нагрузки          Категория детей
1 Проведение утреннего туалета в постели или переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно 3 раза Для больных на постельном режиме
2 Переход от горизонтального положения в положение сидя 5 раз     -
3 То же 10 раз     -
4 5 глубоких приседаний на полу в течение 10 сек или подъем на 10 ступенек лестницы Для больных на общем режиме и здоровых детей
5 10 глубоких приседаний на полу в течение 20 сек или подъем на 20 ступенек лестницы    -
6 20 глубоких приседаний на полу в течение 30 сек или подъем на 30 ступенек лестницы    -
7 Нагрузки тренировочного характера (бег, велосипед, лыжи и т.д.) Для здоровых детей, занимающихся физ-культурой и спортом
8 Нагрузки спортивного характера    -

 

Проба Штанге- определение времени максимальной задержки дыхания после 3 глубоких вдохов

 

В положении лежа, сидя или стоя ребенок должен сде­лать 3 глубоких вдоха, а на высоте четвертого умеренно глубокого вдоха, за­жав нос, задержать дыхание и оставаться в таком состоянии максимально воз­можное время. Учитывается продолжительность этой паузы. Последний вдох не должен быть очень глубоким, так как это приводит к значительному напряжению дыхательных мышц, усталости ребенка и не­достоверности результатов.

По данным современных исследователей, нормативный показатель про­бы Штанге у детей от 6 до 13 лет равен:             6лет - 16 сек 

                                     7лет - 26 сек

                                     8 лет - 32 сек

                                     9 лет - 34 сек

                                    10 лет - 37 сек

                                    11 лет - 39 сек

                                    12 лет - 42 сек

                                    13 лет - 39 сек.

 

При сердечной патологии время уменьшается.

Проба Генча.

 

После глубокого вдоха ребенок делает обычный выдохи, зажав нос, задерживает дыхание.Учитывается продолжительность этой паузы. Затемребенок выполняет дозированную ходьбу (44 м за 30 сек.), после которой по­вторно проводится аналогичная проба с остановкой дыхания на выдохе.

У здоровых детей школьного возраста первая проба составляет 12-13 сек., вторая — меньше первой не более чем на 50%.

Сердечная патология сопровождается уменьшением второй пробы по сравнению с первой более чем на 50%.

 

 

Ортоклиностатическая проба

Сопоставление частоты пульса и артериального давления у ребенка в положении лежа и при вставании. Здо­ровые дети реагируют на перемену положения учащением пульса на 5—10 ударов при неизменном или слегка повышающемся (на 2 — 5 мм рт. ст.) систо­лическом артериальном давлении. При неадекватном ответе на нагрузку про­исходит более выраженное учащение пульса и снижение систолического арте­риального давления.

 

Степ-тест

Выполняется обычно с использованием ступеньки определенной высоты. Высота ступеньки рассчитывается исходя из длины ноги ребенка, чис­ло подъемов либо стандартизовано, либо также рассчитывается для строго определенной величины выполняемой испытуемым работы в ваттах. Резуль­таты регистируются по частоте пульса до нагрузки и в различные сроки вос­становления. Полученные характеристики пульса используют в формуле рас­чета индекса степ-теста либо в формулах расчета физической работоспособ­ности. Для взрослых стандартизовано определение физической работоспособ­ности при достижении пульса 170 ударов в минуту, для детей младшего школьного и дошкольного возраста — при достижении пульса 170 или 150 ударов в минуту.

 

Велоэргометрия

Позволяет давать точную физическую нагрузку. Детям назначается нагрузка от 0,5 до 1,5 Вт/кг массы, так как большую нагрузку они с трудом переносят. При выполнении велоэргометрии определяются пульс, артериальное давление, а при необходимости делается запись ЭКГ до, во время и после велоэргометрии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...