Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глоссарий для терминологического диктанта




 

Акцентуации— варианты норм, при которых отдельные черты ха­рактера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избира­тельная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воз­действий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е. Личко).

Акцептор действия(предвосхищение) — основное понятие учения П.К. Анохина о функциональной системе порождения и коррекции лю­бого поведенческого акта.

Анализ продуктов деятельности (творчества)— опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восста­новление деятельности по ее результату).

Ананказмы(от греч. ананке — судьба, принуждение) или обсессии(от лат. блокада, осада) — спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые, в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий.

Анкетирование— получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

Аннулирование (undoing) — вторичная психологическая защита, попытка уравновесить некоторый аффект с помощью отношения или поведения, магически его уничтожающего; преемник типа защиты «все­могущественный контроль».

Асоциальнымназывается поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (по Я. Рей-ковскому).

Астеник, или лептосоматик (leptos — хрупкий, soma — тело) — «худой и высокий».

Атлетик (athlon — борьба, схватка) — «крепыш» с хорошо разви­той мускулатурой, высокого или среднего роста.

Аутизмуход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.

Аутистичность— природная склонность чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела в своем про­исхождении, чувствовать свою душу «самособойной» (аутистичес-кой) частицей вечного Духа, правящего миром (по М.Е. Бурно). Отрыв от реальности, приводящий к идеалистическому мироощу­щению.

Аутичность— впечатление внешней замкнутости, причиной кото­рой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы.

Беседа— метод получения новой информации посредством свобод­ного общения с человеком.

Биогенетические теории— учения, в которых формирование инди­видуальности понимается как предопределенное врожденными и гене­тическими задатками.

Биографический и автобиографический методы— описание разви­тия человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.

Валидность эксперимента — пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эк­сперимента к бесконечному безупречному эксперименту.

Время реакции— время между восприятием раздражителя и отве­том на него; свидетельствует о процессуальности психики.

Всемогущий контроль— первичная психологическая защита, осно­ванная на убежденности в возможности контролировать все происходя­щее.

Гендерная роль— переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой.

Гендерная схема— обусловленные полом нормы поведения, пред­ставление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6—7 лет жизни.

Гениальность— это интеллектуальная сила необычайно высокого Типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображе­ния, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявля­ется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопро­вождается нарушениями физического и психического здоровья.

Генограмма — вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения.

Графология— область психогностики, наука о почерке, диагности­рующая признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека. Больше других ею занимался аббат Мишон.

Гуманитарная парадигма познания — система осознаваемых и нео­сознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматрива­емого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности дан­ных, использующая наряду с понятийным аппаратом язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична — т.е. стремится к рассмот­рению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.

Действия— феномены, обладающие временной протяженностью (в терминологии В. Штерна).

Деперсонализация— неспособность испытывать чувства, адекват­ные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности.

Депрессивные состояния(от лат. depression, подавление) — состоя­ния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивныереакции— психологически понятные отве­ты на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы— состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера.

Дефензивность(от лат. defense — оборонять) — стремление челове­ка при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или оборонительную позицию.

Диатетическая пропорция(пропорция настроения) — по Э. Кречмеру, смесь радости и грусти, обычно присущая настроению циклоида.

Динамичность нервной системы — скорость образования условных реакций.

Дисгармонический инфантилизм— результат неравномерности раз­вития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.

Диссоциация— примитивная психологическая защита, заключаю­щаяся в образовании множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.

Дисфория(от греч. досада, раздражение) — особое состояние пси­хики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения, тревожной подозрительности и мрачной злобноватости.

Дифференциальная когнитология— область психологии способностей, обращенная к проблеме генезиса креативности (творческих способ­ностей, талантливости, гениальности человека).

Дифференциальная психология— отрасль науки, изучающая пси­хологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономер­ностях психического варьирования). Понятие введено В. Штерном в 1900 году.

Дифференциальная психофизиология— наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свой­ствами нервной системы.

Дневниковый метод— описание развития и поведения человека, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов) — учения, в которых развитие понимается как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний.

Естественнонаучная парадигмапознания — система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получе­ния объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда.

Идентификационная модельсредовых влияний на интеллект: наи­более высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственни­ком, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк).

Идентификация— вторичная психологическая защита, состоя­щая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами.

Идиографическийподход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод от­дельных случаев (case-method).

Изоляция— вторичная психологическая защита, проявляющаяся в отделении чувств от размышлений.

Интеллектуализация— вторичная психологическая защита, при­водящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохране­нии чувств.

Импульсивность/рефлексивность— тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.

Импунитивная реакция— отвлечение от конфликта и обесценива­ние его значения.

Интрапунитивная реакция— обвинение самого себя.

Интроверсия — рефлексия, препятствие контакту с объектами, со­мнение и недоверие к ним (по К.-Г. Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю. Айзенку).

Индивид — это физический носитель психологических характерис­тик человека.

Интегральная индивидуальность— особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутрен­них изменений (по B.C. Мерлину).

Интервью— особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой — ведомым.

Индивидуальный стиль деятельности— это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое при­жизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; ин­тегральный эффект взаимодействия человека со средой.      

Интроекция— примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее из­нутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией.                                                                       

Ипсилатеральный— расположенный в том же полушарии. 

Квалификационный профильчасть профессиограммы, в которой количественно определены необходимые работнику качества.

Когнитивный стильв широком смысле слова — способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.

Компартментализация (раздельное мышление)— вторичная психологическая защита, задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без чувства стыда или тревоги.

Компульсии — навязчивые, упорные, нежелательные действия.

Контрлатеральный— расположенный в противоположном полу­шарии.

Кристаллизованный интеллект— это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протя­жении всей жизни человека (по Д. Хорну).

Лабильностьнервной системы — скорость возникновения и пре­кращения нервных процессов.

Личность— системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активнос­ти, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).

Локус контроля— склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером). Интерналы — люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы— люди с внешним локусом контроля.

Мезоморфныйтип — отличающийся могучим сложением, имею­щий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma — тело).

Метод— в переводе с греческого путь (познания).

Метод генеалогический— метод исследования семей и родослов­ных.

Метод моральных дилемм— использование историй с незавершен­ным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).

Методы аппаратныепредназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике использу­ются редко.

Методы интроспективные— основанные на данных субъективного опыта.

Методы констатирующие— фиксирующие актуальное состояние изучаемого явления.

Методы психогенетическиенаправлены на выделение факторов сре­ды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Методы формирующие— те, в которых конечное состояние изучае­мого качества или явления отличается от начального.

Методы экстраспективные— опирающиеся на объективный резуль­тат, доступный измерению.

Морализация — вторичная психологическая защита, состоящая в направлении желаний в область моральных обязательств; более зрелая версия защиты расщепления.

Мудрость — это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам (по П. Бальтесу).

Наблюдениецеленаправленное систематическое восприятие че­ловека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Навязчивости— разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли (по К. Вестфалю).

Надежностьэксперимента — устойчивость результатов во времени.

Номотетический подходв науке — стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах.

Норма — понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержа­ние.

Нормальныезначения показателей — расположенные в средней ча­сти кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем суб­нормальных или супернормальных.

Ноогенные неврозы— неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В. Франклу).

Одаренностьможно понимать как: 1) качественно своеобразное соче­тание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал — интеллект, пред­полагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искус­ствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врож­денных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Основной психофизический законФехнера—Вебера: Е = const In R, где Empfindung — величина ощущения, a Reiz — величина раздражи­теля.

Отреагирование (действие вовне, отыгрывание, acting out) — вто­ричная психологическая защита, состоящая в выражении отношений переноса посредством реального поведения, направленного на другой объект.

Отрицание— первичная психологическая защита, заключающаяся
в отказе признавать наличие проблемы

Пикник (pyknos — плотный, толстый) — «широкий и тяжелый» человек.

Пластичностьв структуре темперамента — показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).

Подвижностьнервной системы — переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждени­ем. Это свойство является основой обучаемости.

Поворот против себя (аутоагрессия)— вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении негативного аффекта, относяще­гося к внешнему объекту, на себя.

Полезависимостъ/поленезависимостъ— умение сопротивляться воз­действию фоновых признаков при выделении фигуры.

Половой диморфизм— наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.

Половой дипсихизм— наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола.

Половой дихрономорфизм— временное несовпадение проявления женских и мужских признаков.

Примитивная идеализация (и обесценивание) — первичная психо­логическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту.

Примитивная изоляция— первичная психологическая защита, зак­лючающаяся в уходе в другое состояние сознания.

Проективная идентификация— примитивная психологическая за­щита, являющаяся результатом проекции и интроекции.

Проекция— примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентифика­цией.                                               

Профессиограмма— описание социально-экономических, санитар­но-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессионально значимый признак— характеристика индивиду­альности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.

Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению суще­ствующих социальных систем (по Я. Рейковскому).

Психограмма — характеристика требований, предъявляемых про­фессией к психике человека.

Психологические защиты— это глобальные, закономерные, здо­ровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем дет­стве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, а также наиболее эффективных индивидуально выработанных защит. Первичные защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты— с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.).

Психологическое преодоление (coping) — это индивидуальный спо­соб взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логи­кой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможно­стями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимо­действия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требо­ваний проблемной ситуации.

Психогенетика— пограничная с генетикой область психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психоло­гических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формиро­вании.

Психогностика— форма донаучного познания психики людей, вы­являющая и устанавливающая отношения между определенными дви­жениями, анатомическими характеристиками и особенностями харак­тера человека.

Психография — понимание и описание психики.

Психология — изучение, познание психики.

Психология возрастная— наука об особенностях психического раз­вития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.

Психология общая— наука об изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Психология социальнаярассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Психология сравнительная— наука об особенностях психики жи­вых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестни­цы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами ант­ропогенеза и становления человеческого сознания; раньше этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии.

Психэстетическая пропорциясосуществование в одном челове­ке сверхчувствительности и холодности; особенность характера шизо­идного человека (по Э. Кречмеру).

Расщепление вертикальное (splitting) Эго— примитивная психоло­гическая защита, проявляющаяся в непоследовательности отношения.

Рационализация — вторичная психологическая защита, состоящая в стремлении найти разумное объяснение трудной ситуации.

Реактивное образование— вторичная психологическая защита, пре­образующая негативный аффект в позитивный и наоборот.

Реверсия — вторичная психологическая защита, переключающая отношение человека с субъекта на объект и наоборот.

Регрессия — вторичная психологическая защита, состоящая в со­скальзывании на более раннюю стадию развития.

Репрезентативность эксперимента — представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую распространяют­ся выводы эксперимента.

Репрессия (вытеснение) — вторичная психологическая защита, сутью которой является мотивированное забывание или игнориро­вание.

Самоактуализация— это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности.

Сексуализация (инстинктуализация) — вторичная психологическая защита, состоящая в склонности наполнять эротическим содержанием переносимые проблемные ситуации.

Сензитивный период— период особой чувствительности к раз­витию задатков способностей или психических функций вообще (по Н.С. Лейтесу).

Сиблинги— братья и сестры.

Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению— это способ­ность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение.

Сила нервной системы к торможению— это способность выдержи­вать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необхо­димо для создания дифференцировок.     

Симультанность— одномоментность.

Синдром Марфана— особая форма диспропорционального гиган­тизма — результат системного дефекта соединительной ткани.

Синтальность (sintality) — диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р. Кеттеллу).

Синтонностъ(от греч. sintonla — созвучность, согласованность) — непосредственность, способность реагировать на состояние других лю­дей и отвечать им в тон настроения.

Склонности— феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В. Штерна).

Смещение— вторичная психологическая защита, состоящая в пе­ренаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается.

Социогенетические теории— учения, в которых формирование ин­дивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально — чистая доска (tabula rasa).

Социоэтология— наука об инстинктивных основах социального поведения.

Специальная теория индивидуальности— это учение о происхожде­нии, функционировании и месте темперамента в общей структуре ин­дивидуальных свойств человека.

Способности— индивидуально-психологические особенности лич­ности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной про­дуктивной деятельности.

Среда— изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реаги­рует в течение всей жизни.

Срезы «поперечные»— исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А. Гезеллом.

Срезы «продольные»(логнитюдные) — исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Исполь­зовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежед­невного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продол­жался 60 лет.

Стиль лидерства (руководства) — способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют стили автократический(авторитар­ный, директивный), демократический(кооперативный, недирективный) и свободный(попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функцио­нальный» стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе аффективный» стиль), цели которых открываются самими названиями.

Стиль жизни— уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А. Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появле­нию присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяю­щая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.

Стиль общения— результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.

Стиль родительского воспитания— способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональ­ной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авто­ритарный, либеральный и индифферентныйстили.

Стиль человека(от греч. stylos) — устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов актив­ности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом опреде­ленной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

Сублимация— вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, твор­ческого поведения; считается наиболее эффективной защитой.

Субнормальныезначения — расположенные в области низких зна­чений кривой нормального распределения.

Супернормальные значения — расположенные в области высоких 'значений кривой нормального распределения.

Текучий интеллект— это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы — ее работоспособность и интегративность (по Д. Хорну).

Темпв структуре темперамента — это скорость моторно-двигатель-ных операций (по В.М. Русалову).

Темперамент— закономерное соотношение устойчивых индивиду­альных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М. Русалову, темперамент — психобиологическая категория, одно из независимых базовых образо­ваний психики, охватывающее все богатство содержательных характе­ристик человека.

Теория «среднего человека» — статистически подтвержденное соци­ологическое учение, согласно которому человек стремится поступать так, как поступает большинство людей. Создана А. Кетле; критикова­лась отечественной наукой за «буржуазность».

Тестикулярная феминизация (синдром Морриса) — наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом и семенниками, идет по женскому направлению.

Тестирование— краткое, стандартизованное испытание, предназ­наченное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий.

Тревожность— склонность переживать реальные и мнимые опасно­сти, отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждения, часто имеющего непродуктив­ный и демобилизующий характер.

Уровень притязаний— те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.

Факторный анализ— один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению.

Феномен— явление.

Физиогномика— область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером.

Френология (краниоскопия)— область психогностики, определяю­щая особенности человека по форме строения черепа. Развивалась Галлем.

Фрустрация(от frustration) — вынужденный отказ, особое состоя­ние или внутренний психический конфликт, возникающий при столк­новении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3. Фрейдом).

Функциональная асимметрияи специализация полушарий — ха­рактеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Фобии (от греч. фобос — страх, боязнь) — навязчивые страхи конк­ретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными прояв­лениями (пот, сердцебиение, затруднение дыхания и пр.).

Характер— своеобразие склада психической деятельности, прояв­ляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь — в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индиви­дуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер — это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, ин­дивидуальный способ разрешения тревожности.

Характерология— форма донаучного познания психики людей, стре­мящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда тер­мин используют для обозначения области дифференциальной психоло­гии, посвященной изучению характера.

Черта — это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г. Оллпорту)

Экзопсихика— отношение личности к внешним объектам (приро­де, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф. Лазурскому).

Эксперимент— метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды экспе­римента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагоги­ческий, формирующий.Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Экологическая среда— система взаимодействий человека и мира (по У. Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех кон­центрических структур. Микросистема— структура деятельностей, ро­лей и "Межличностных взаимодействий в данном конкретном окруже­нии. Мезосистема— структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема— среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема— ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект.

Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).

Экстраверсия— обращенность к объектам окружающего или внут­реннего мира (по К.Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку).

Экстрапунитивная реакция— обвинение других людей и внешних обстоятельств.

Эктоморфныйтип — худой и высокий, обладающий слабым разви­тием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тон­кими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum — мозг).

Эмоциональностьв структуре темперамента — мера чувствительнос­ти к расхождению реального и желаемого результата (по В.М. Русалову).

Эндоморфныйтип — с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, про­являет склонность к висцеротонии (от лат. viscera — внутренности).

Эндопсихика— основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображе­ние, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном зада­ется врожденными биологическими механизмами (по А.Ф. Лазурскому).

Эргичностьв структуре темперамента — желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М. Русалову).

Я-концепция— система наиболее общих установок субъекта на са­мого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеаль­ное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).

L (life record data) — данные, основанные на регистрации поведе­ния человека в повседневной жизни.

Т (objective test data) — данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.

Q (questionnaire data) — данные, получаемые при помощи опросни­ков, анкет и прочих стандартизованных методов.

 

 

Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ОПК-1


 



Вопросы к коллоквиуму

1. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

2. Классификация методов дифференциальной психологии.

3. Наблюдение, эксперимент, моделирование.

4. Методы заимствованные из психогенетики.

5. Методы анализа исторических документов.

6. Психологические методы, статистическая обработка данных, приемы обобщения и классификации.

7. Пол в структуре индивидуальности.

8. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий.

9. Этапы формирование половой идентичности в онтогенезе.

10. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпигенетический подход, бихевиоризм, теория социального научения).

11. Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна.

12. Половые различия в психологических качествах.

13. Стратегии межполового взаимодействия.

14. Проявления межполовых различий в норме и патологии.

15. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой идентичности и возникновении аномалий.

Перечень части компетенции, проверяемых оценочным средством: ОПК-9

Темы для эссе

1. Индивид. Личность. Индивидуальность. Субъект.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...