Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы становления корпоративного управленияСтр 1 из 24Следующая ⇒
БАНДУРИН Александр Владимирович ГУРЖИЕВ Виктор Александрович НУРГАЛИЕВ Роберт Загитович ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ
В настоящей монографии изложены основные принципы формирования финансовой стратегии корпорации, ее составных частей: инвестиционной и кредитной стратегии. Рассмотрен зарубежный опыт построения финансовых систем корпораций. Предложены основы методологии определения инвестиционной привлекательности заемщика, анализа эффективности инвестиций. Рассмотрена эмиссионная политика корпорации, стратегия поглощений и приобретения пакетов акций. Данная работа по мнению авторов будет интересна специалистам финансовых подразделений корпораций различных отраслей экономики страны. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ....................................................................................... 1.1. Основополагающие аспекты деятельности корпорации... 1.2. Место финансовой стратегии в общей стратегии корпорации 1.3. Стратегия управления финансами корпорации.................. Выводы.............................................................................................. 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ................ 2.1. Инвестиционный портфель................................................... 2.2. Определение экономической эффективности инвестиционного портфеля............................................................................................ 2.3. Определение стоимости пакета акций................................. Выводы.............................................................................................. 3. КРЕДИТНАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ................................ 3.1. Разработка плана финансирования инвестиционного портфеля 3.2. Инвестиционная привлекательность корпорации............ 3.3. Эмиссионная политика корпорации.................................... Выводы.............................................................................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... Введение Сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация стала благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования, основой деятельности которых является четкое законодательное и экономическое распределение функций между хозяином и управляющим. В то же время реальная ситуация такова, что без слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкурентной борьбы. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде [1]. Одним из реальных воплощений данной тенденции являются финансово-промышленные объединения – корпорации. Формирование этих сложных по своей структуре новообразований, которые за рубежом давно превратились в становой хребет общехозяйственного устройства, объясняется глубоким взаимопроникновением различных видов хозяйственной деятельности, объединенных воспроизводственными процессами. Таким образом, корпорации являются в нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений [28]. Руководящие органы корпорации имеют возможность компетентно и, что самое главное, оперативно осуществлять прямые управляющие воздействия на целые блоки взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на изменение потребностей и перемены в окружающей среде, и, таким образом увеличивая гибкость управления народным хозяйством в целом. Концентрация в корпорациях значительных организационных, технологических и интеллектуальных ресурсов, а также научно-производственного потенциала должна создать предпосылки для наращивания объемов инвестиций в разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции [30]. Однако, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация [7] обнаруживает ряд проблем при создании благоприятного финансового, инвестиционного и кредитного климата в рамках корпораций, а именно: ¨ ограниченные бюджетные возможности государства по поддержке новых экономических структур; ¨ отсутствие в России достаточного объема свободных финансовых ресурсов, необходимых для создания насыщенного рынка капиталов; ¨ нежелание абсолютного большинства коммерческих банков финансировать долгосрочные проекты. С другой стороны в настоящее время в России создан и быстро развивается рынок краткосрочных ссудных капиталов. Основными субъектами этого рынка являются банки, которые выполняют исключительно важные функции для экономики страны: аккумулирование временно свободных денежных средств и предоставление их в кредит. В этой обстановке возникает необходимость определения целей и долгосрочного планирования поведения корпораций на финансовом рынке, чему и посвящена настоящая работа. Проблемы формирования финансовой стратегии корпорации Основополагающие аспекты деятельности корпорации В период реформирования советской, а затем российской экономики термины "корпорация", "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное взаимодействие с зарубежными партнерами заставило российских управленцев изучать опыт корпораций передовых стран, а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу. Прежде всего рассмотрим определение корпорации. Наиболее полное определение можно найти в "Большом коммерческом словаре"[1]: "Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму". Из этого определения вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации [17]: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно. В этой связи, обобщение накопленного за годы экономических реформ опыта поможет, на наш взгляд, понять суть происходящего в российской корпоративной среде. Несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения собственности в России уже можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и заблуждений и предложить пути их преодоления. Этапы становления корпоративного управления На различных этапах развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике и в настоящее время. Каждый этап олицетворяет новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы этапов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд временные рамки и ключевые проблемы каждого из этапов могут быть описаны следующим образом. Период до 1987 года:экономические методы централизованного управления показали свою несостоятельность; отчуждение большинства работников от реального участия в управлении побудило многих попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и знаний практической экономики быстро привело многих к краху иллюзий быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей. Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Это было вызвано, на наш взгляд, тремя причинами [21]: ¨ отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда; ¨ неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих; ¨ остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимопроникновения накопленного опыта между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря. Период с 1987 года по 1991 год:центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному подчинению предприятий группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью". В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленности в России появился и начал развиваться банковский и страховой капитал. Появились источники и первые инструменты накопления капитала. Период с 1991 года по 1994 год:активная чековая приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно прежде всего через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу предприятий и банкротству. В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые компании. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики. Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынке, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления. Период с 1994 года по настоящее время:денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости. На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров, особенно высшего эшелона управления, к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность. Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики. В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений. Баланс интересов Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992 году подготовлены Американским институтом права "Принципы управления корпорациями". Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как: Потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг. Служащие,суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни. Местное население,на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности. Общество в целом,на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства. Поставщики,большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций. Акционерывступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис. 1.1). Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды [17]: ¨ кодекс поведения; ¨ рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения; ¨ нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
Рис. 1.1. Корпоративная среда
¨ нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности; ¨ нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации; ¨ программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений. Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес и для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Естественно, что западный опыт не панацея от всех наших проблем. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры. Без таких поправок западные рекомендации по корпоративному управлению могут показаться изысками пресыщенных бизнесменов, неприменимыми к нашей реальности. С другой стороны, в этих рекомендациях просматривается очень сильный коллективистский дух социализма, что также мало способствует восприятию лучших и эффективных методов и систем. Цели и структура Прежде чем рассматривать тенденции развития российского корпоративного управления на ближайшую перспективу – начало ХХI века – рассмотрим пути возможного безболезненного вхождения корпораций в систему нормального корпоративного управления. Для этого высшему менеджменту корпораций предстоит выполнить большой объем разносторонней, многоплановой работы, основанной на требованиях современного менеджмента, маркетинга, бизнеса. Эта работа состоит из следующих основных этапов [3]: ¨ строгое определение целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников; ¨ реструктуризация корпорации до уровня самоуправляемых структур под контролем собственников; ¨ выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям: сбыт продукции, производство, инновации, маркетинг; ¨ разработка единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа; ¨ изменение философии оплаты труда персонала, особенно высших менеджеров. Переходя от марксистского принципа "справедливой оплаты по труду" к оплате труда, учитывающей реальный вклад каждого работника как в получение текущей прибыли, так и в формирование капитализированной прибыли корпорации, мы сталкиваемся с проблемой личной заинтересованности акционеров. Если пакет акций значителен, то и влияние акционера весомо в принятии решений и доля прибыли, распределяемая по итогам финансового года, значительна. Если же пакет акций незначителен, то мотивация сдвигается в область получения высокой оплаты за итоги работы. Поэтому реальная система оплаты труда в корпорациях должна учитывать три компонента [8]: ¨ прямая оплата труда за выполняемую работу на основе контракта; ¨ доход от доли акций по итогам финансового года; ¨ дополнительные выплаты и льготы (бонусы), определяемые в каждой корпорации внутренними документами. При такой схеме оплаты труда высшие менеджеры должны получать суммарно высокий доход, стимулирующий к интенсивному труду, к увеличению доли принадлежащей им капитализированной прибыли, к расширению социальных выплат и гарантий в корпорации. Этот путь естественным образом снимет имеющиеся в России противоречия между высокой оплатой труда высших менеджеров корпораций и результатами работы самих корпораций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 809. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |