Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и методы философии.




 

Каждая наука и дисциплина обладает собственным предметом исследования и методами его изучения: физика исследует тела и их свойства по средствам экспериментального метода, химия – вещества, биология – живые организмы и так далее.

èОбъектом исследования философии является весь мир в целом, è а предметом – наиболее общие связи и отношения предметов и явлений действительности. Полученные сведения философия фиксирует в системе понятий. Прежде всего, таких, которые выражают наиболее общие закономерности. Например, качество, количество, пространство, развитие, человек и так далее.

Поэтому первым методом философии является категориальность. Категории – наиболее общие философские понятия.

Второй метод – историчность. Рассматривая историю развития указанных категорий, философия постепенно отделяет главное, основное в человеческом мышлении от второстепенного, побочного. История или развитие – основной закон существования всех предметов и явлений, создающих сущность или логику. «Историческое создаёт логическое» - Гегель.

Третий метод – практичность. Философия никогда не была абстрактной (отвлеченной) наукой. Она всегда вырабатывала наиболее общие содержательные ответы на вопросы актуальной практической жизни, поэтому все крупнейшие философы, так или иначе, участвовали в политической жизни и даже погибали, отстаивая истину.

 

 

èФилософия, как система научного знания, объединяет собой:

- принципы,

- законы,

- категории,

- проблематику,

- функции в обществе.   

Все это мы должны изучить в течение курса, тогда сможем сказать, что изучили философию. Сейчас, в первой лекции остановимся на последних двух пунктах.

 

 

  

 

Структура философии.

    

è Проблематика философии - мировоззренческая. Она сгруппирована по разделам.

- Учение о бытии. (Как возник или кем создан мир? Как он устроен?). Научное название раздела - онтология.

- Теория познания. (Раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности). Гносеология.

- Учение о всеобщих связях и развитии. (Раздел философии, изучающий законы развития окружающего мира). Диалектика.

- Учение о практической деятельности. Праксиология.

- Учение о человеке. Философская антропология.

- Учение о строении и закономерностях развития человеческого общества. Социальная философия, философия истории.

- Учение о природе человеческих ценностей. Аксиология.    

   

 Уже в древности три науки выделились как самостоятельные, но сохранили связь с философией. è Это философские науки.

- Наука о законах правильного мышления. Логика.

- Наука о нормах человеческого поведения. Этика.

- Наука о прекрасном. Эстетика.

 

  

Философия многообразна и едина. Она представляет собой сменяющие друг друга поколения мыслителей. Первичной, исходной ее ячейкой является философское учение того или иного мыслителя. è Философское учение - это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений.

Когда у философа есть продолжатели, то возникает философская школа. Последователи Платона - платоники, последователи Маркса - марксисты. è Философские школы - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами.

Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко, конкурирующими школами принято называть течениями.

         

è Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. В качестве примера философских направлений можно назвать материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм. Знакомиться с ними мы будем в последующих лекциях, а пока отметим несколько фундаментальных идей и принципов, которые лежат в основании разделения философов на направления.

Среди всех решаемых философией мировоззренческих проблем выделяется одна настолько важная, что она получила собственное название:  

 Основной мировоззренческий вопрос (или основной вопрос философии).

  è      

 Это вопрос об отношении материи (М) и сознания (С).

 

Он имеет две стороны.

   è Первая сторона. Что первично: материя или сознание?

В зависимости от ответа на этот вопрос все философы делятся на три группы, две из которых являются наиболее крупными и главными.

1. Материалисты. Они считают, что материя первична, а сознание вторично.

2. Идеалисты. Они считают, что сознание первично, а материя независимо от сознания не существует. Причем,

а) объективные идеалисты считают, что первична абсолютная идея, мировой разум, Бог, который творит материальный мир;

б) субъективные идеалисты считают, что первично сознание отдельного человека (субъекта), а мир существует только в этом сознании.

3. Дуалисты. Они считают, что материя и сознание - два равноправных начала мира. Однако, ни один из дуалистов не смог в решении всех проблем удержаться на этой позиции. В одних вопросах дуалисты становились на позиции материализма, а в других - на позиции идеализма.

Таким образом, основными философским направлениями являются материализм и идеализм.

 

   è Вторая сторона. Познаваем ли мир? Другими словами, может ли человеческое сознание правильно отразить мир, дать человеку истинное знание о мире?

Возможны два ответа на этот вопрос.

   1. Признание познаваемости мира. Так считают:

- материалисты (сознание отражает действительный мир, следовательно, человек может познать мир) и

- некоторые представители объективного идеализма (сознание отражает мир идей, человек познает мир путем познания абсолютной идеи, бога).

2. Отрицание познаваемости мира (агностицизм). К нему относятся:

- некоторые представители объективного идеализма (познание человека ограничено волей бога) и

- субъективные идеалисты (они отрицают возможность познания мира, такт как человеческий разум отражает не объективный мир, а мысли самого субъекта, человека).

    è Вывод: в зависимости от ответа на основной вопрос философии все мыслители разделяются на большие направления - материалистов и идеалистов, на тех, кто признает и тех, кто отрицает познаваемость мира.

   

 Еще одно важное разделение философов на направления происходит по их представлению о методе мышления и деятельности.

    è Методы - это приемы, операции, подходы, с помощью которых решаются познавательные и практические задачи. У каждой науки они свои. Особенность философских методов - их всеобщий характер.

Посмотрите на любой предмет и скажите: он независим от других предметов или связан с ними? Он неизменен или меняется?

В зависимости от ответа на эти вопросы сложились два подхода к решению задач познания и преобразования мира. Как наиболее общие подходы, они стали философскими методами:

     èМетафизика – взгляд на мир, способ мышления и деятельности, при котором различные предметы и явления рассматриваются вне их взаимосвязи и развития.

     èДиалектика – взгляд на мир, способ мышления и деятельности, при котором различные предметы и явления рассматриваются во взаимодействии и развитии.

   Рассмотрев основной вопрос философии и проблему ее методов, можно назвать главное размежевание всех философских учений, школ и направлений. Оно получило название "партийности философии". С древности, со времени становления философии в Древней Греции обнаружилась противоположность и противостояние (борьба) материализма и идеализма, диалектики и метафизики, а также привязанность взглядов философов к интересам определенных классов. Запишем определение.

  

èПартийность философии - это фронтальное противостояние направлений (материализм - идеализм; диалектика - метафизика) и социальная ориентированность философских взглядов.

Каждый мыслитель - человек своей эпохи, своей нации, своего класса. Эти взгляды вольно или невольно он отражает в своем творчестве. Научной объективности философских взглядов способствует ориентация на прогрессивные тенденции мирового развития.

Философия, особенно научная, выполняет много важных функций в обществе. è

                   

 Функции философии.

   

 - Изучая философию, человек получает новые знания о мире. Это функция познавательная.

- Обобщая данные всех наук, философия формирует теоретическую картину мира.

- Выявляя общие законы развития мира, философия дает прогноз развития природы и общества. Это функция прогностическая (предвидения).

- Предугадывая будущее, философия предлагает варианты преобразования существующей действительности. Это функция преобразовательная.        

 

Но главными функциями философии являются две следующие:

è- Мировоззренческая: философия формирует знания, убеждения, ценности, идеалы - т.е. определенный тип мировоззрения.

Изучение философии приводит к формированию теоретического уровня миропонимания, т.е. философия поднимает мировоззрение с жизненно-повседневного на теоретический уровень. Показывая противоположность материализма и идеализма, диалектики и метафизики, философия заставляет человека осознать это, сознательно сделать выбор в пользу одного из направлений. Подходя к любым проблемам истории человечества, общественной жизни, к теории и практике, человек смотрит на них либо с позиций материализма, либо с позиций идеализма.

 è- Следующая функция связана с предыдущей. Мировоззрение - это не просто знания, а такие знания, идеалы, ценности, которые человек кладет в основу своей деятельности, которые заставляют его действовать. Разное мировоззрение приводит к разным способам деятельности. Способ деятельности, как мы отметили раньше, называется методом. Итак, вторая функция философии - методологическая: философия выступает в качестве приемов, способов, подходов, методов деятельности как совокупность средств познания и преобразования бытия, то есть как общая методология.

Философские методы – наиболее общие подходы к познанию и преобразованию мира: материализм и идеализм.

Таким образом, философия и наука исторически и содержательно тесно связаны. Опираясь на выводы науки, философия становится ядром научно-философского мировоззрения. Проблемы, над решением которых работает философия, по мнению многих мыслителей, относятся к числу вечных проблем, каждое поколение людей задумывается над ними: Что есть мир? Он порожден материей или сознанием? В чем смысл человеческой жизни? Вам тоже не избежать их, а дав свой ответ, придется воплощать его в своей жизни.

èВыводы по лекции. èФилософия - сложное явление: это форма общественного сознания; наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления; это теоретически сформулированное мировоззрение. Важнейшими функциями философии являются мировоззренческая и методологическая. Следующий раздел будет посвящен истории философии, где вы познакомитесь с учениями конкретных философов конкретных эпох. n










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...