Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1 ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.




ФИЛОСОФИЯ

 

 

Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ_ 7

ТЕМА 1 ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ. 7

Введение. Философия, ее предмет, назначение и роль в обществе. 7

I. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. 9

Структура мировоззрения. 11

Философия как мировоззрение. 12

Исторические типы мировоззрения. 13

II. Научно-философское мировоззрение. Роль мировоззрения. 15

Методологическая функция философии. 15

Исторические этапы в отношениях философии и науки. 15

Философия в системе научного мировоззрения. 16

Отличительные черты философии. 17

Предмет и методы философии. 17

Структура философии. 18

Основной мировоззренческий вопрос (или основной вопрос философии). 19

Функции философии. 21

Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ_ 23

ТЕМА 2 ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 23

I. Возникновение философии. Философия древнего Китая. 23

Философские школы древнего Китая_ 26

Выводы по первому вопросу: 28

II. Зарождение философии в древней Индии. 30

Школы древнеиндийской философии_ 31

ТЕМА 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 35

Философия Древней Греции и Древнего Рима_ 35

ТЕМА 4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 47

Философия Средних веков. 47

Социокультурные и теоретические предпосылки средневековой философии. 47

Специфика средневековой культуры. 48

Формирование христианской философии. Апологетика и патристика. 49

ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ_ 57

I. Истоки и специфика ренессансного мировоззрения. 57

II. Пантеизм. Учение Николая Кузанского (1401 – 1453). 59

III. Героический энтузиазм Джордано Бруно (1548 – 1600). 59

IV. «Северный гуманизм» и Реформация. 60

IV. Социальная мысль эпохи Возрождения. 61

ТЕМА 6 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХУII-ХУIII ВЕКОВ_ 64

I. Предпосылки нового мировоззрения. 64

Френсис Бэкон (1569-1621) 66

IV. Английская философия 17 в. 69

Т.Гоббс (1588-1679) 69

Джон Локк (1632-1704) 69

V. Рационализм европейской философии 17 в. 70

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). 70

Г.В.Лейбниц (1646-1716) 71

VI. Субъективно-идеалистическая философия. 71

Джордж Беркли (1684-1753) 71

Дэвид Юм (1711-1776) 71

Общие выводы: 72

I. Идеи, идеалы эпохи Просвещения. 73

Вольтер (1694 – 1778). 74

Жан Жак Руссо (1712 – 1778). 75

II. Французский материализм XVIII века. 76

Дени Дидро(1713-1784г.г.) 76

К.А. Гельвеций(1715-1771г.г.) 78

П.А. Гольбах (1723-1789г.г.) 79

Тема 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков. Философия Иммануила Канта. Философия Иммануила Канта (1724-1804). 80

ТЕМА 7 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ШКОЛЫ__ 84

ХIХ СТОЛЕТИЯ_ 84

2. Георг Вильгельм-Фридрих Гегель. (1770-1831) 84

Система Г.Гегеля. 84

Метод Гегеля. 87

3. Людвиг Фейербах (1804 – 1872). 89

Европейский иррационализм. 91

Понятие рационализма и иррационализма в истории. 91

Вильгельм Дильтей (1833- 1911) 96

Анри́ Бергсо́н (1859 —1941) 97

ТЕМА 8 ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ_ 100

Социокультурные предпосылки философии XX века. 101

Позитивизм. 102

3. Позитивизм или аналитическая философия_ 105

4. Постпозитивистская «Философия науки»_ 107

Основные учения философской антропологии. 110

Философская антропология в узком смысле. 113

Экзистенциализм. 113

Постмодернизм. 115

Основные исторические этапы развития отечественной философии. 118

1. Языческий период (X в. до н.э. - X в. н.э.). 118

3. Период государства Московского (XIV-XVII вв.). 124

II. Развитие философии в России в XVIII – начале XX веков. 128

Масонство и его роль в развитии философии в России. 128

«Путь жизни» Льва Николаевича Толстого. 135

Философия добра и зла Ф.М. Достоевского. 136

Философия русского зарубежья. 139

Раздел III. 142

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ_ 142

Тема 10. Философская онтология. 142

1. Бытие как реальность и понятие. 142

Мир как совокупная реальность. 142

Понятие Бытия. 142

2. Онтология – философское учение о бытии. 143

Учение о бытии – фундамент философской картины мира. 143

Аспекты проблемы Бытия. 144

Основа мироздания. 145

3. Понятие картины мира, типы картин мира в истории культуры. 146

Понятие картины мира. 146

Типы картин мира. 146

Философия и наука. 147

4. Категория бытия в истории философии. 147

5. Категориальная структура бытия. 149

ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ__ 153

1. Понятие материи, её виды и структура. 153

И.Т. Фролов. Современная наука о строении материи.//Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. 156

Уровневая концепция бытия. 161

2. Природа как основа человеческого бытия, предмет философского осмысления_ 162

3. Основные атрибуты материи_ 165

Движение как способ существования материи. 166

4. Пространство и время – формы и условия существования материи. 167

ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (продолжение). 172

1. Самоорганизация и системность. Детерминизм. 172

Самоорганизация. 172

2. Развитие. Основные концепции развития. 178

Диалектика и ее альтернативы_ 179

Категории как ступени познания мира. 185

Законы диалектики, выраженные парными категориями. 185

3. Основные законы развития и их методологическое значение. 191

ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ_ 192

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений как характеристика развития_ 194

Закон отрицания отрицания о направленности развития_ 196

ТЕМА 12 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ_ 200

Тема 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: 200

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ. 200

I. Философия о сущности человека. 200

Процесс становления человека_ 201

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития. 206

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека. 212

Сколько человеку жить?_ 214

Ценности и смысл жизни. 225

Понятие смысла жизни в истории философии. 226

Понятие счастья. 228

Любовь как ценность. 230

IV. Свобода и необходимость в деятельности человека. 234

ТЕМА 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. 236

Вступление_ 236

1. Понятие общества: подходы и решения. Общество как система_ 236

2. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь_ 240

3. Структура общества_ 248

3. Эволюционное и революционное в развитии общества_ 252

ТЕМА 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ : 255

ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ. 255

1. Смысл истории. 255

2. Модели исторического процесса. 257

3. Геополитические теории – варианты моделирования исторического процесса. 262

ТЕМА 14 ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ_ 278

1. Философия о происхождении и сущности сознания. 278

1. Соотношение материи и сознания: онтологический и гносеологический аспекты. 279

2. Структура и функции сознания. 283

Свойства сознания_ 284

3 . Понятие общественного сознания и его структура. Закономерности развития общественного сознания. 289

Сущность общественного сознания. 289

Закономерности развития общественного сознания. 291

Правила поведения по снижению уязвимости к воздействию манипуляторов. 294

ТЕМА 14 (17) ФИЛОСОФСКОЕ ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО_ 296

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА_ 296

è 296

1. Глобальные проблемы современности. 296

2. Человек во Вселенной_ 305

3. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности. 309

ТЕМА 15 ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ__ 312

1 вопрос. Познание как предмет философского исследования. Теория истины. 313

2 вопрос. Практика как предметно-чувственная деятельность по преобразованию природы_ 321

и общества. 321

ТЕМА 16 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ_ 322

1 вопрос. Наука. Закономерности её возникновения и развития. 322

2 вопрос. Этапы, формы и методы научного познания_ 327

ТЕМА 16 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. 332

Некоторые проблемы философии науки. 332

1. Современные философские образы науки. 332

2. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. 336

Основные концепции, предлагающие соотношение эмпирического и теоретического уровней. 336

Верификация и фальсификация научного знания. 339

3. Динамика науки. Философские модели развития науки. 341

4. Наука как социальный институт и научное сообщество. 344

Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия» 347

Список литературы, рекомендуемой для самоподготовки. 351

Основная_ 351

Дополнительная_ 351

К теме 1: ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ_ 351

К теме 2: ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 352

К теме 3: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 352

К теме 4: СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 352

К теме 5: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ_ 352

К теме 6: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVI-XVIII ВЕКОВ_ 353

К теме 7: ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ШКОЛЫ XIX СТОЛЕТИЯ_ 353

К теме 8: ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ_ 353

К теме 9: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА_ 354

К теме 10: ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ_ 354

К теме 11: ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ_ 354

К теме 12: ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ_ 355

К теме 13: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ_ 355

К теме 14: ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ_ 355

К теме 15: ПОЗНАНИЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ_ 356

К теме 16: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ_ 356

К теме 17: ФИЛОСОФСКОЕ ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА_ 356

Наиболее важные первоисточники_ 357

Вопросы для самоподготовки к экзамену (зачету) 358

Тематика рефератов для зкзамена_ 360

К ТЕМЕ 1: 360

К ТЕМЕ 2: 360

К ТЕМЕ 3: 360

К ТЕМЕ 4: 360

К ТЕМЕ 5: 361

К ТЕМЕ 6: 361

К ТЕМЕ 7: 361

К ТЕМЕ 8: 361

К ТЕМЕ 9: 361

К ТЕМЕ 10: 362

К ТЕМЕ 11: 362

К ТЕМЕ 12: 362

К ТЕМЕ 13: 362

К ТЕМЕ 14: 363

К ТЕМЕ 15: 363

К ТЕМЕ 16: 363

К ТЕМЕ 17: 363

Тесты для самоподготовки_ 364


Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ


ТЕМА 1 ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.

 

Философия как род духовной деятельности (философия в широком смысле слова). Проблемный характер философии. Бытие, человек, общество и познание как основные темы философского размышления. Критичность и “беспредпосылочность” философского размышления.

Философия как учение (система вербализованных результатов философского размышления по проблемам бытия, человека, социума, познания). Онтология, философская антропология, социальная философия, теория познания как составные части философии. Роль мышления, интуиции, непосредственного переживания, понимания, веры в формировании и функционировании философских учений (воззрений). Плюрализм философских учений. Научно и вненаучно ориентированные философские концепции. Структура философских воззрений. Язык философии. Зависимость философской концепции от личностно-индивидуальных духовных интересов, интеллектуального потенциала философа, социального и культурного контекста деятельности философа.

Мировоззренческая функция философии. Понятие мировоззрения. Объективирующие и субъективирующие мировоззрения. Эмоционально-образный и рациональный уровни мировоззрения, их соотношение с мироощущением и мировосприятием. Взаимосвязь философского мировоззрения с художественно-образным, мифологическим, религиозным, научным мировоззрениями, отличие философского мировоззрения от других видов мировоззрения. Философия как мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Философия как самосознание культуры.

Методологические функции философии.

Основные этапы истории философии: древняя восточная философия (Индия, Китай), античная философия (Греция, Рим), средневековая философия (патристика, арабская философия, схоластика), философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, философия новейшего времени.

 

 

 Введение. Философия, ее предмет, назначение и роль в обществе.

 

Среди всех видов духовной деятельности есть такая, которую не миновать никому, в чем бы он не специализировался. Это философия, но почему она занимает исключительное положение? Она входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сформируется наше элементарное представление о ней. Она же внедряется в наше сознание невольно, независимо от нашего желания.

В процессе деятельности каждому приходится сравнивать, сопоставлять, анализировать, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом то пути люди, не подозревая, приходят к выводам философского порядка. Человек начинает философствовать, еще не зная об этом. О философии часто слышат с детства, когда о ней говорят взрослые, упоминая о взглядах философов. Первые житейские впечатления о философии могут оказаться весьма далекими от истины. Например, часто в повседневной жизни термины «философ» и «философия» употребляются иронически. «Молчаливый как философ» - заостряют внимание на вдумчивости одного. «Он не иначе как философ» - замечают о сложно выражающем мысли. Заслуживает внимание представление о связи философии с процессами мышления, однако недостаточность житейских взглядов на философию легко обнаруживается.

 

Кто я такой. Что такое человек? Что есть жизнь и смерть? Есть ли жизнь после смерти? Откуда взялся мир ? У многих людей есть увлечения. Кто-то собирает марки, кто-то увлекается спортом. Любое из увлечений не предполагает, чтобы его разделяли с человеком все окружающие. А нет ли такого предмета который бы независимо от профессии, места жительства, происхождения касался всех? Представьте, проблемы, призванные занимать всех существуют и именно о них и пойдет речь в нашем курсе.

Что важнее в жизни? Удовлетворение потребностей? Положим, они удовлетворены (Не хлебом единым…) Но нам нужно и нечто большее – узнать кто мы такие и зачем живем. Интерес к таким вопросам не менее случаен чем интерес к коллекционированию. Человек,склонный к обсуждению таких вопросов, продолжает традицию, существующую уже столько тысячелетий сколько живут люди. Как образовались Вселенная и земной шар – вопросы куда более серьезные и важные, чем кто больше завоевал медалей на прошлой Олимпиаде.

Знакомиться с философией лучше всего постановкой философских вопросов. Каково устройство мира? Направляется ли все происходящее чьей-то волей или умыслом? И прежде всего как следует жить? Такие вопосы задавали себе люди каждой эпохи. Нет ни одной культуры, которая бы не интересовалась тем, что есть человек или откуда возник мир.

По суть, философских вопросов немного. Однако на каждый из них история дает множество разных ответов.

Вы можете сказать про себя «Зачем она нам нужна, мы и так неглупы». Действительно, человека, не знающего философии нельзя только лишь за это назвать недалеким и глупым. Вряд ли получится занять у философии ума, если его нет, однако можно сказать точно – глупее от занятия философией не становятся. С другой стороны, можно прожить без многого, но нет людей, которые хотя бы в какой- то мере не обращались философии. Даже отказ от всяких принципов – это уже система взглядов на жизнь, то есть мировоззрение, философия. Человек, прытко убегающий от одной философии, лишь медленно, но верно попадает в объятья другой.

Поэтому более перспективным для понимания философии будет не разовая, случайная встреча с философами и философией, а специальное и систематическое ее изучение. Чем мы с вами сейчас и займемся. è

è Целью курса является развитие интереса к философскому осмыслению фактов действительности, исторических событий, мирового историко-культурного процесса, человеческой жизни, науки.

è Курс ограничен введением в философскую проблематику. Его основная задача  заложить основы целостного системного представления о мире и месте человека в нем.

Структура курса. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В первой части мы ознакомимся с историческим становлением философской проблематики и историческими формами философствования. Во втором разделе изучим в систематической форме фундаментальные проблемы философии.

 

     Требования к уровню освоения содержания курса: студент освоивший дисциплину “философия”, должен обнаружить:

1. Понимание предмета философии и его роли в истории человеческой культуры.

2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представления о важнейших философских школах и учениях выдающихся философов.

3. Знакомство с классическими философскими текстами различных исторических эпох и традиций.

4. Общее представление об основных отраслях философского знания (онтологии, теории познания, философской антропологии, социальной философии, философии науки и техники).

5. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, задач межчеловеческого общения, проблем обыденной жизни.

6. Знание:

- научных, философских и религиозных картин мироздания, их фундаментальных понятий и принципов;

- философских и религиозно-этических концепций человека, назначения и смысла его жизни;

- философских концепций взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;

- философских концепций исторических форм отношения человека к природе, возникшего в современную эпоху технического развития кризиса существования человека в природе и путей выхода из него;

- философских теорий сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в общении и деятельности людей, в формировании личности;

- философских концепций формирования личности, ее свободы, обязанностей и ответственности;

- философских теорий сущности ценностей, их роли в творчестве и повседневной жизни;

- философских концепций историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций, закономерностей их взаимодействия, роли насилия в истории; многовариантности исторического процесса, аксиологического измерения истории;

- философских теорий сущности культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах; роли культуры в человеческой жизнедеятельности, приобретении, хранении и передаче социального опыта;

- философских учений о формах человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;

- философских концепций научной рациональности и ее исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники, связанных с развитием науки и техники современных социальных и этических проблем; ценности науки и ее роли в развитии цивилизации.

Всеми вышеперечисленными и еще многими другими вопросами и занимается философия. А мы наши первые шаги в ее систематическом изучении начнем с предварительного определения философии.

è

 

I. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения.

  

 Мир природный и мир общественный очень многообразен. Но человек и человечество стремятся освоить его, отразить в своем сознании. Отражение жизни природы и общества в сознании людей получило название общественного сознания. Из-за многообразия мира общественное сознание включает много форм:

è    - поиски сущности предметов и явлений породили научное сознание;

- отражение мира в форме художественных образов породило художественное сознание, или искусство;

- отражение в сознании людей того, как можно, а как нельзя себя вести, т.е. норму поведения, породило нравственное сознание, или мораль;

- стремление узнать, что в мире есть общего, породило философское сознание.

è Таким образом, во-первых, философия - это форма общественного сознания, наиболее общие представления о мире, о человеке, о его месте в мире.

Мы уже сказали с вами, что философия – это учение о мире в целом и месте человека в нём. Но ведь мир неоднороден, он складывается из трёх предметов: природа, общество, человек. Как человек познает мир. Может это, как у Платона, Гегеля, Маркса «Всеобщее»? Познание Кантом феномена «Человек» вызывает к жизни 4 вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?». Или может быть, как у Сократа - «Познай самого себя». В познании человеком всеобщих законов существования мира напрашивается связь с мышлением, с другой – с необходимостью познания того необъятного наследия человечества, которое называется культурой.

 

Рефлексивность Самосознание Мышление Нестандартность Творчество Инновация
  Философия
 

 

 
  Культура  

 

В целом можно выделить три группы теоретиков, которые по разному отвечали на вопрос о происхождении человеческого мышления. Одни утверждали, что мышление – это биологическое, врожденное, генетическое, индивидуальное свойство (З. Фрейд, К. Лоренц); что свойства мышления есть продукт генетической концентрации (Ч. Ломброзо, XIX век). Вторые говорили о том, что мышление – это продукт взаимодействия врожденных и приобретенных социально-культурных свойств, «человек разумный» - это социально-биологическое существо (Эрих Фромм, XX век). И, наконец, в свете таких фактов как недостаточное развитие мышления у детей-маугли, слепо-глухонемых детей очень привлекательно выглядит мнение третьей группы ученых. Они утверждают, что мышление – это продукт исключительно социального взаимодействия, исключительно культуры. è Итак, во -вторых, философия – это еще и теория культуры.

 Специализация научного знания породила целый набор частных наук, изучающих законы отдельных областей действительности: физику, биологию, астрономию, психологию и другие. Но человек увидел, что в протекании процессов в разных областях действительности есть общее, на основе этого человек попытался выяснить общие законы, свойственные одновременно всем областям действительности. èТаким образом, в-третьих, философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Необходимость объяснить для себя, что такое мир, как он возник, как возник и что представляет собою человек, каково его предназначение в мире, породили такое явление, как мировоззрение, то есть названные выше представления, превратившиеся в убеждения, идеалы и принципы деятельности людей. Когда знаний человека стало достаточно, чтобы теоретически осмыслить мировоззрение, появилась философия. èИтак, в-четвертых, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.

Подведем итог: философия - это одна из форм общественного сознания; это теория культуры; это наука о наиболее общих законах развития действительности; и это - теоретически сформулированное мировоззрение.

   

 Необходимо отметить, что не все философские школы признают философию формой общественного сознания, наукой, теорией культуры. Но все они едины в том, что философия обязательно является мировоззрением. Именно понимание философии как особого типа мировоззрения позволяет уяснить ее сущность. Поэтому особое внимание мы обратим именно на мировоззрение.

Давайте поразмышляем: достаточно ли человеку обладать какой-либо профессией, чтобы быть сознательным гражданином своего Отечества? Наверное, нет. А если это военный или госслужащий (среди которых очень много экономистов)? Это требует вполне определенного мировоззрения: наличия убеждений, идеалов, ценностей. Осознавать своё мировоззрение, уметь разбираться в мировоззрении других людей – это необходимость для гражданина и государственного человека, которой учит философия.    

Что такое мировоззрение и какова его структура, мы сейчас и рассмотрим.

è 

 Структура мировоззрения.

Мировоззрение - сложное явление, поэтому для глубокого понимания этого явления посмотрим на него с разных сторон.

1. Мировоззрение - это не просто знания, взгляды, а только те из них, которые становятся убеждениями человека, толкают его на определенные действия.

èОпределение.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов человека на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.   

è Каковы структурные элементы, из которых состоит мировоззрение? Это - взгляды (знания), жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Подчеркните их, а на самостоятельной подготовке найдите в философском словаре их определения.

     2. Другой подход к структуре мировоззрения рассмотрим на примере.

Спорят два человека с разными взглядами на мир, т.е. с разным мировоззрением – учёный и представитель религии. Они друг с другом не согласны и взгляды друг друга воспринимают с отрицательными эмоциями. А если мировоззренческие проблемы обсуждают люди одинаковых взглядов, то эмоции у них будут положительными. Таким образом, наиболее общие взгляды на мир всегда вызывают у человека эмоции.

В этом простеньком примере проявилась эмоциональная, психологическая сторона мировоззрения: каждый человек и отдельные явления, и мир в целом воспринимает либо с радостью, либо с унынием, либо со страхом и так далее, то есть с какой-либо эмоцией.

     

è Итак, запишем:

                                     

Две стороны мировоззрения

Эмоционально-психологическая     Интеллектуально-познавательная

    Мироощущение (МО)                          Миропонимание (МП)

 

Что касается миропонимания, то старайтесь собирать вокруг себя людей умных, но и не забывайте развивать свой собственный интеллект.

3. Третий подход к структуре мировоззрения - это рассмотрение "внутреннего устройства" миропонимания.

Подумайте над вопросом: у каждого ли человека есть миропонимание? Правильно, у каждого. А кто формировал ваше миропонимание? Никто, оно сформировалось само по себе в процессе жизни. Эти

- складывающиеся стихийно, без усилий человека представления называются жизненно-повседневным уровнем миропонимания.

- Он основывается на навыках, традициях, обычаях и особенно на личном жизненном опыте человека.

- Содержит пробелы, противоречия и устойчивые предрассудки.

    

Недостатки жизненно-повседневного уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне миропонимания - на теоретическом.

- Он формируется сознательно.

- Является целостным, обоснованным, непротиворечивым знанием.

- К нему наряду с наукой относится и философия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...