Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к коллоквиуму по третьму модулю




1. Опишите образ человека, который сложился в античной философии.

2. В чем состоит отличие христианского учения о человеке от античного образа человека?

3. Назовите три идеи, которые радикально изменили представление человека о самом себе и своем месте в мире.

4. Какие теории были противопоставлены образу человека разумного в XIX-ХХ в.?

5. Как определяет сущность человека К. Маркс?

6. В чем состоит отличие сознания и мышления животных от сознания и мышления людей?

7. Почему, по мнению Кассирера, человек не противостоит реальности непосредственно?

8. Что такое антропогенез? Каковы его основные факторы?

9. Какую роль играл труд в становлении человека разумного?

10. В чем состоит парадокс нервно-психической эволюции по Давыденкову?

11. В чем заключается проблема наследственности и среды? Дайте характеристику основных подходов к ее решению.

12. Что такое евгеника? Какое представление о природе человека лежит в ее основе?

13. Какова природа альтруизма, по мнению Уилсона и Рьюза?

14. Какие возражения были выдвинуты против социобиологии?

15. Что меняется в механизме эволюции человека с возникновением культуры?

16. Какова структура психики по Фрейду?

17. Какова основная проблема человеческой души и два основных способа ее снятия, по мнению Фрейда?

18. Как можно узнать содержание бессознательного, по мнению Фрейда?

19. Что такое либидо? Как трактует либидо Юнг, в отличие от Фрейда?

20. Почему Фрейд придавал большое значение детству?

21. Что является причиной неврозов, по Фрейду?

22. Что такое сублимация?

23. Что такое истерическая конверсия?

24. Что называет Фрейд рационализацией?

25. Что в теории Фрейда вызывало возражение и у Юнга, и у Адлера?

26. Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг и на каком основании?

27. Что такое архетипы, по мнению Юнга?

28. Что такое индивидуация по Юнгу?

29. Что такое экзистенциализм? Назовите представителей.

30. Что означает «сущность предшествует существованию»?

31. Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

32. Почему, по мнению Сартра, человек есть тревога?

33. Что означает выражение Сартра «выбирая себя, человек выбирает всех людей»?

34. Что означает, что человек покинут, по Сартру?

35. Как решает Сартр вопрос о смысле жизни и ценностях?

36.  Что такое этика и мораль? В чем отличие между моралью и нравами?

37. Почему детерминизм делает мораль невозможной?

38. Что такое этический релятивизм?

39. Что является высшим благом и как его достичь, согласно Эпикуру?

40. В чем отличие этики стоиков от этики эпикурейцев?

41. Как, по мнению стоиков, человек должен относиться к жизни и почему? Назовите представителей стоицизма.

42. Что такое гедонизм? Каковы разновидности гедонизма? Назовите представителей.

43. В чем главное отличие между деонтологической и утилитаристской этикой? Назовите представителей.

44.  Что такое утилитаризм? В чем состоит главный принцип утилитаризма?

45. Объясните выражение Милля «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком».

46. Какие возражения были выдвинуты против утилитаризма?

47. Что такое категорический императив и каково его значение в этике Канта?

48. В чем состоит принцип автономии воли по Канту?

49. Почему Ф. Ницше называют моральным нигилистом?

50. Почему А. Швейцер считал, что чистая совесть является изобретением дьявола?

Пример экзаменационного задания

«Сторонники психоанализа Фрейда утверждают, что их теории неизменно верифицируются их “клиническими наблюдениями”.…вообще каждый мыслимый случай можно было бы интерпретировать в свете или теории Адлера, или теории Фрейда. Я могу проиллюстрировать это на двух существенно различных примерах человеческого поведения: поведения человека, толкающего ребенка в воду с намерением утопить его, и поведения человека, жертвующего жизнью в попытке спасти этого ребенка. Каждый из этих случаев легко объясним и в терминах Фрейда, и в терминах Адлера. Согласно Фрейду, первый человек страдает от подавления (скажем Эдипова) комплекса, в то время как второй - достиг сублимации. Согласно Адлеру, первый человек страдает от чувства неполноценности (которое вызывает у него необходимость доказать самому себе, что он способен отважиться на преступление), то же самое происходит и со вторым (у которого возникает потребность доказать самому себе, что он способен спасти ребенка). Итак, я не смог бы придумать никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на основе каждой из этих теорий. И как раз этот факт - что они со всеми справлялись и всегда находили подтверждение - в глазах их приверженцев являлся наиболее сильным аргументом в пользу этих теорий. Однако у меня зародилось подозрение относительно того, не является ли это выражением не силы, а наоборот, слабости этих теорий?

С теорией Эйнштейна дело обстояло совершенно иначе. Возьмем типичный пример - предсказание Эйнштейна, как раз тогда подтвержденное результатами экспедиции Эддингтона. Согласно теории гравитации Эйнштейна, тяжелые массы (такие, как Солнце) должны притягивать свет точно так же, как они притягивают материальные тела. Произведенные на основе этой теории вычисления показывали, что свет далекой фиксированной звезды, видимой вблизи Солнца, иными словами, наблюдаемое положение звезды было бы сдвинуто в сторону от Солнца по сравнению с реальным положением. Этот эффект обычно нельзя наблюдать, так как близкие к Солнцу звезды совершенно теряются в его ослепительных лучах. Их можно сфотографировать только во время затмения. Если затем те же самые звезды сфотографировать ночью, то можно измерит различия в их положениях на обеих фотографиях и таким образом проверить предсказанный эффект».

 

Задание

1. Назовите автора текста.

2. Какое направление в философии он представляет?

3. Какой принцип противопоставляет автор принципу верифицируемости? В чем его смысл?

4. В чем видит автор отличие подтверждение психоаналитических теорий от теории Эйнштейна?

5. Дайте оценку.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Философия

а) основная литература:

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007.- 623 с.
  2. Философия: учебник / А.В.Апполонов, В.В.Васильев, Ф.И.Гиренок и др.; под ред. А.Ф.  Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2012. – 672 с.

    

б) дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.: Проспект, 2009.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М.: Гардарики, 2005.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. — М.: Высшее образование, 2009.

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М.: Инфра–М, 2009.

Марков Б.В. Философия. — СПб: Питер, 2009.

Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра–М, 2007.

Новая философская энциклопедия. В 4–х т. — М., 2005–2006.

Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

Философия: энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2009.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение. М.: АСТ, 2008.

Хрестоматия по философии. — М.: Проспект, 2008.

Хрусталев Ю.М. Философия. — М.: ГЭОТАР–Медиа, 2007; М.: Академия, 2008.

Хрусталев Ю.М. Введение в биомедицинскую этику. — М.: Академия. 2010.

в)    программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Сайт «Философия в КГМУ» http://filos-kgmu.ucoz.com/

    

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Мультимедийная аудитория, аудитория для семинарских занятий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...