Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК, ПК согласно ФГОС)




Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Философия являются

формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции.

Задачи:

- способствовать формированию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

- познакомить студентов с разнообразием мировоззрений, философских школ и направлений, показать, как менялось в ходе истории понимание человеком природы, общества, познания и самого себя;

- развить умение критически воспринимать любые источники информации, 

- развить умение точно формулировать, логично излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем и способов их разрешения;

- развить владение приемами ведения научной дискуссии, полемики, диалога.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

-дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин;

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является предшествующей для таких дисциплин, как: психология и педагогика; правоведение; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; психиатрия, медицинская психология; профессиональные дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК, ПК согласно ФГОС)

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК, ПК согласно ФГОС)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-1);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения (ПК-5);

способностью и готовностью интерпретировать результаты оценки иммунного статуса человеческого организма, обосновать проведение клинико-иммунологического обследования больного, оценивать эффективность иммунокоррегирующей терапии, выполнять основные врачебные диагностические мероприятия при неотложных и угрожающих жизни состояниях, связанных с иммунными нарушениями (ПК-6);

способностью и готовностью развивать научно-популярную деятельность по актуальным вопросам медицинской биофизики, медицины среди различных слоев общества (ПК-20);

способностью и готовностью к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим дисциплинам в медицинских вузах и колледжах (ПК-31);

способностью и готовностью к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых-биофизиков, врачей и других выдающихся деятелей (ПК-32);

способностью и готовностью реализовать этические, деонтологические и юридические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским персоналом, пациентами (ПК-33).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

1) Знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

 2) Уметь:анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

 

3) Владеть: навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений.

4. Структура и содержание дисциплины Философия___________________

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___5_____ зачетных единиц, ____180_______ часов.

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

лекции семинары Самостоятельная работа
1 Первый модуль Философия, ее предмет и значение 1 2   6 4 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
2.  Концепции бытия в античной философии. 1 2 6 4 Задание по первоисточнику  и доклады Тексты первоисточников на сайте
3. Концепции бытия в философии Нового времени 1 2 6 4 Задание по первоисточнику   Тексты перво-источников сайте
4 Современная картина мира и ее философские принципы   1 2 3 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
5. Жизнь и сознание 1 - 3 3 Задание по первоисточнику. Коллоквиум по первому модулю   Тексты первоисточников на сайте
6  Второй модуль. Теория познания. Проблема обоснования знания. 1 2 3 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
7  Структура познания. Проблема истины . 1 - 3 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
8 Философия науки. Структура и методология научного познания 1 2 4 4 Задание по первоисточнику.  Коллоквиум по второму модулю Тексты первоисточников на сайте
9  Третий модуль Проблема человека в истории философии   2   2   4   2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
10 Биосоциальная природа человека 2 2 4 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
11. Психоаналитическая антропология 2 2 4 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
12. Экзистенциальная антропология 2 2 4 2 Задание по первоисточнику Тексты первоисточников на сайте
13. Этика 2 2 4 4 Задание по первоисточнику Коллоквиум по третьему модулю Тексты первоисточников на сайте
14. Четвертый модуль. Общество как система   2   2   4   2 Задание по первоисточнику   Задание по первоисточнику
15. Философия истории 2 2 4 2 Задание по первоисточнику   Задание по первоисточнику
16. Глобальные проблемы современности 2 2 6 3 Задание по первоисточнику   Задание по первоисточнику
  Эссе       4    
  Итого:   28 68 48    

 



Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем Содержание темы
1 Философия, ее предмет и значение Философия как теоретически обоснованное мировоззрение. Мировоззрение и личность. Соотношение философии с наукой и религией. Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии. Роль философии по отношению к науке. Место и роль философии в культуре. Философия как обоснование высших целей и ценностей. Философия как рационализация и критика разнообразных форм человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.). Структура философского знания. Традиционные разделы: онтология, гносеология, логика, антропология, этика, эстетика, социальная философия. Специальные разделы: философия языка, философия медицины, философия права, философия религии, философия культуры, философия науки (философия математики, философия физики, философия биологии и т.п.). Возникновение философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

2

Концепции бытия в античной и средневековой философии

 

Онтология как концепция бытия. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм. Концепции бытия в истории философии. Поиск первоначала в ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа (Парменид и Зенон). Атомисты Левкипп и Демокрит. Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры. Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.
Теоцентризм средневековой философии. Бог как высшее бытие. Креационизм. Сущность и существование. Спор о природе универсалий. Реализм и номинализм.

3

Концепции бытия в философии Нового времени. Научная революция XVII в. Декарт – основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Механистическое понимание природы. Проблема взаимосвязи души и тела. Механистический материализм Т.Гоббса. Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония. Пантеизм Спинозы. Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.
Концепции бытия в философии XIX в. Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» – основной принцип философии Ф. Ницше.
4 Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы Принцип материализма. Понятие материи. Уровни организации материи. Физикализм и эмерджентизм. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Принцип детерминизма. Причина и следствие. Закон. Необходимость и случайность. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.
5 Жизнь и сознание Сущность и происхождение жизни. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм). Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.
6 Проблема обоснования знания Скептицизм и агностицизм   Знание и мнение. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм (Платон, Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк) об источнике и методе достижения достоверного знания. Теория врожденных идей и ее критика Локком. Скептицизм (софисты Горгий и Протагор, Пиррон и его школа). Эмпиризм и скептицизм Д.Юма. Юм о духовной субстанции и причинности. Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы чувственности и рассудка и их роль в познании. Обоснование научного знания. Понятие вещи-в-себе. Агностицизм. Отказ от фундаментализма в неклассической философии.
7 Структура процесса познания Проблема истины Понятие наивного реализма. Активная роль субъекта в процессе познания. Отражение и конструирование. Познание, творчество и практика. Структура процесса познания. Чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе. Рациональное познание и его формы. Мышление, логика, язык и действительность. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интуиция и ее роль в познании. Классическая концепция истины и ее проблемы. Когерентная теория истины. Логический критерий истины. Понятие истины с точки зрения прагматизма. Конвенциональная концепция истины. Марксистская концепция истины. Понятия абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Объективность истины. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Социально-историческая обусловленность познания.
8 Структура научного познания и его формы Специфика научного познания (объективность, системность, обоснованность, предметность). Эмпирический и теоретический уровни, их различие. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона. Научная теория и ее функции. Взаимосвязь эмпирии и теории. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения. Объяснение и понимание. Философские основания науки.
9 Методология и развитие научного познания Понятие метода научного познания. Поиск универсального метода познания в истории философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц). Методы научного познания. Специальные, общенаучные и универсальные методы. Методы эмпирического уровня (наблюдение и эксперимент) и теоретического уровня (гипотетико-дедуктивный метод, формализация, аксиоматический метод). Общелогические приемы научного исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и идеализация, аналогия, моделирование). Научное, вненаучное и антинаучное знания. Критерии научности. Логический позитивизм о верифицируемости как критерии научности. К. Поппер о фальсифируемости как критерии научности. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Интернализм и экстернализм в понимании роста научного знания. Концепция развития науки К. Поппера. Концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы, нормальной науки и научной революции. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Научные революции и смена типов рациональности. Этика науки
10 Концепции человека в истории философии Биологическое и социальное в природе человека   Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри». Различные философские концепции человека в истории. Проблема человека в философии Древнего Востока. Образ человека разумного в античной философии. Образ человека духовного в средневековой философии. Гуманизм эпохи Возрождения. Просветите ли XVIII в. о природе человека. Концепция человека К. Маркса. Концепции человека в ХХ в.: натуралистическая, психоаналитическая, культурологическая и экзистенциальная. Разнообразие современных концепций человека. Проблема синтеза знаний о человеке. Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы. Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека. Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).    

11

Психоанализ о природе человека Бессознательное и его роль в жизни человека. Фрейд, Юнг и Адлер о структуре и динамике психики. Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятии либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Способы решения конфликта. Понятие сублимации. Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации. Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.
Экзистенциальная концепция человека Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект. Личность и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация. Смысл жизни и ценности. Категории человеческого существования. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии. Счастье. Любовь. Творчество. Судьба.

12

Понятие морали и основные этические теории Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека. Нравственное поведение и нравственное сознание. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии. Учение Сократа. Критика софистов. Взаимосвязь познания и добродетели. Этическая концепция Платона. Учение о добродетелях. Этическая теория Аристотеля. Учение Эпикура. Эвдемонизм. Счастье как безмятежность. Этика стоиков. Апатия как этический идеал.  
Основные этические теории и проблема морального выбора Этическая система И. Канта. Принцип автономии морали. Понятие категорического императива. Утилитаристская этика. Этические концепции И. Бентама и Дж.С. Милля. Общий и частный интерес. Позиция разумного эгоизма. Соотношение пользы и добродетели. Моральный нигилизм Ф. Ницше. Отрицание моральных ценностей. Ситуация морального выбора, ее характеристики. Критерии морального поведения и моральной оценки. Автономность и ответственность личности.  
13 Философия истории Проблема смысла и направленности истории. Особенности христианского понимания истории. Идея прогрессивного развития истории (Кондорсе, Гердер). Теории исторического прогресса. Философия истории Гегеля. Особенности формационного подхода к истории. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Критика теорий исторического прогресса (К. Поппер). Концепции локальных культур и цикличности развития (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Соотношение формационного и цивилизационного подхода к истории.  
14 Глобальные проблемы современности Мировая ситуация начала XXI столетия. Современное общество в перспективе развития техники и технологии. Концепция постиндустриального общества. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, продовольственные, военные демографические, национальные, здоровье человека и человечества. Поиск возможных путей выхода из глобального кризиса. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Тенденции и перспективы развития современного общества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Философия» студентам будут представлены следующие формы проведения занятий:

- анализ содержания отрывков из оригинальных философских сочинений (первоисточников) – по всем темам;

- логическая реконструкция аргументации философа – по текстам Локка, Лейбница и Беркли;

- доклад и выступление оппонента – по всем темам ;

- дискуссия - обсуждение спорных философских проблем путем сопоставления мнений студентов и выявления доводов «за» и «против» - по всем темам;

- написание творческой работы (эссе), в которой студент формулирует свое мнение по одной из обсуждаемых в курсе проблем и приводит свои аргументы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...