Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Земельная рента. Цена земли




Субъектами рынка земли выступают землевладельцы и землепользователи. Землевладелец – физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности на земельный участок. Землевладельцем может выступать и государство. Землевладельцы, предоставляя свои земельные участки в аренду, формируют предложение земли. Землепользователь – физическое или юридическое лицо, применяющее полезные свойства земли в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли необязательно является ее собственником. Именно эта категория участников земельных отношений формирует спрос на землю.

Так как земля используется и для выращивания сельскохозяйственной продукции, и для размещения промышленных и торговых помещений, спрос на нее подразделяется на сельскохозяйственный и несельскохозяйственный. Соотношение между сельскохозяйственным и несельскохозяйственным спросом определяется тем, какая продукция больше востребована.

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. Это связано с тем, что в отличие от труда и капитала, земля не является свободно воспроизводимой. Важной особенностью земли является ее неподвижность. Например, нельзя переместить земельные ресурсы в более выгодные климатические условия. Ограниченность и неподвижность земли делают ее предложение неэластичным. Следовательно, объем предлагаемых в аренду земельных участков является величиной заданной, он не зависит от уровня арендной платы за их использование. Образуется чистая экономическая рента – доход, приносимый ресурсом, предложение которого неэластично по цене. Земельная рента является чистой экономической рентой.

Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной. Дифференциальная земельная рента – доход, полученный в результате использования земли более высокой производительности в ситуации ранжирования земельных участков. Для образования дифференциальной ренты необходимо наличие следующих условий: 1) различие в плодородии отдельных земельных участков; 2) различие в местоположении по отношению к рынку; 3) различие в производительности дополнительных вложений капитала в землю.

Различают два вида дифференциальной ренты: 1) – связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков; 2) – связана с дополнительными вложениями капитала в землю.

Дифференциальная рента I по плодородию образуется вследствие разницы в естественном плодородии земельных участков. Производительность труда на землях разного естественного плодородия неодинакова: на равных по площади земельных участках разного плодородия при равных вложениях капитала будет получен разный урожай. На более плодородных землях при невысоких средних издержках можно получить высокий урожай. Чтобы получить такой же урожай на менее плодородном участке требуются большие затраты на единицу продукции.

Дифференциальная рента I по местоположению связана с разноудаленностью сельскохозяйственных земель от рынка сбыта продукции и ограниченностью земель, расположенных относительно близко от этих рынков. В данном случае разница в средних издержках, следовательно и в ренте, обусловлена более низкими затратами на транспортировку выращиваемой продукции.

Рост земледельческой продукции может происходить не только за счет расширения площадей обрабатываемых земель (экстенсивно), но и на основе интенсификации земледелия. Тогда на обрабатываемых земельных участках осуществляются последовательные вложения капитала в виде машинизации производства, его электрификации, химизации, мелиорации, применения достижений НТП, повышения качества рабочей силы, организационных мероприятий и т.д. В результате повышается плодородие земли и увеличивается количество продукции, производимой на данном земельном участке. Образуется дифференциальная рента II вида.

Абсолютная рента– рента, которая взимается со всех земельных участков, сдаваемых в аренду, независимо от их плодородия и местоположения, а также независимо от того, для каких целей они используются.

Абсолютная рента формируется вследствие того, что государство, устанавливая закупочные цены, используя льготные режимы налогообложения для сельхозпроизводителей, искусственно поддерживает более высокую норму прибыли в сельском хозяйстве, чем в условиях конкуренции. Следовательно, из оборота не выпадают даже худшие земли.

 Кроме абсолютной и дифференциальной форм ренты существует еще и монопольная рента. Монопольная рента может быть получена с участков, на которых в силу особых почвенно-климатических условий производятся какие-либо продукты, обладающие исключительными свойствами.

В условиях рыночной экономики земля является объектом купли-продажи. Она имеет цену. Цена земли– рента, превращенная в денежный капитал, приносящий доход в виде процента. Ее величина прямо пропорциональна размерам ренты и обратно пропорциональна банковскому проценту.

Таким образом, цена земли – сумма денег, которая, будучи помещена в банк, принесет землевладельцу доход в виде процента, равный земельной ренте.

Рассмотренное определение цены земли является теоретическим. На практике цена земли зависит от множества факторов, влияющих на спрос и предложение земельных участков.

 

  1. Основные показатели результатов общественного производства

Подведение итогов хозяйственной деятельности необходимо для проведения экономической политики государства, прогнозирования, оценки и сравнения уровня жизни с предыдущими годами и другими странами. Вплоть до 30-х годов XX века национальное счетовод­ство не применялось в хозяйственной практике. И только возросшая роль государства в экономике подтолкнула к разработке макроэконо­мических показателей. В качестве основоположников современного национального счетоводства обычно называют Д. Кларка, М. Джилберта, С. Кузнеца. Последний считает­ся создателем системы национальных счетов (СНС), применяемой во многих государствах.

СНС представляет совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики и определить экономическую политику, способную влиять на это состояние.

С 1988 года к ее использованию приступила и Россия, где до этого времени применялась система баланса народного хозяйства, методика подсчета которой во многом не совпадала с общепринятой: исполь­зовались другие показатели, учитывалась продукция только материального производства, содержался повторный счет стоимости одной продукции на разных стадиях ее переработки.

Одним из основных макроэкономических показателей СНС, оценивающих результаты экономической деятельности, являет­ся валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт - это стоимость ко­нечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени. Конечными товарами и услугами являются те из них, кото­рые используются на конечное потребление, накопление и экс­порт. Стоимость промежуточных товаров и услуг, израсходованных в процессе производства (сырье, материалы) не включаются в ВВП. В противном случае имел бы место повторный счет.

ВВП произво­дится резидентами данной страны, т.е. экономическими единицами (предприятиями, домашними хозяйствами) независимо от их национальной принадлежности и гражданст­ва, имеющими центр экономического интереса на экономиче­ской территории данной страны (занимаются производствен­ной деятельностью или проживают в стране не менее года).

Существуют три способа измерения ВВП:

а) по добавленной стоимости (производственный метод);

б) по расходам (метод конечного использования);

в) по доходам (распределительный метод).

ВВП является, прежде всего, показателем производства. При подсчете ВВП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конеч­ного продукта. Добавленная стоимость — это разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью това­ров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением). Данный метод подсчета ВВП позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВВП. Исключение промежуточной продукции позволяет решить про­блему двойного счета. Для экономики в целом сумма всей добавленной стоимости должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы на ко­нечное потребление товаров и услуг, домашних хозяйств, госу­дарства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

- личные потребительские расходы, включающие денежные средства насе­ления, направляемые на покупку товаров текущего потребления (хлеб, мо­локо, зубная паста и т. д.), товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и др.), а также на оплату услуг (парикмахеров, врачей, юри­стов и др.);

- валовые частные внутренние инвестиции, состоящие из амортизационных отчислений (восстановительных инвестиций) и чистых инвестиций. Они отражают возмещение вложенного в производство капитала и прирост капитала за счет добавочных вложений в производство.

- государственные закупки товаров и услуг, включающие расходы феде­ральных и местных органов власти на приобретение конечной продукции и покупку всех производственных ресурсов (единственным видом бюджетных расходов государства, не входящим в этот элемент совокупных расходов, яв­ляются трансфертные платежи, которые не отражают увеличение текущего производства, а являются формой перераспределения государственных рас­ходов);

- чистый экспорт, представляющий разницу между величиной затрат ино­странцев на покупку товаров данной страны и объемом расходов страны на покупку иностранных товаров.

Расчет ВНП по доходам (распределительный мето­д) характеризует порядок его распределения на доходы субъектов хозяйственной деятельности (вознаграждение за труд, рентные плате­жи, процент, прибыль) и образование распределенных средств, не связанных с выплатой доходов (амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес).

Из приведенных методов расчета ВВП чаще всего исполь­зуются производственный и метод конечного использования (их применяют большинство стран ЕС). Выбор определяется наличием надежной информационной базы. В Рос­сии в настоящее время наиболее доступной и оперативной ин­формацией являются данные о производстве товаров и услуг, собираемые Государственным комитетом по статистике на базе статистической отчетности предприятий, поэтому основным методом расчета ВВП является производственный метод.

Для учета всех первичных доходов, полученных резиден­тами данной страны в связи с их участием в производстве, как ВВП данной страны, так и ВВП других стран, используется по­казатель валового национального дохода (ВНД). С качественной стороны ВВП измеряет поток конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, а ВНП - по­ток первичных доходов, полученных ее резидентами. С количе­ственной точки зрения ВНП отличается от ВВП на сальдо пер­вичных доходов, полученных из-за границы, т.е. разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за гра­ницы, и доходами нерезидентов, переданными за границу из данной страны (выплаченными резидентами данной страны нерезидентам). Эту разницу называют также "чистым доходом из-за границы".

ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов из-за границы

Таким образом, оба показателя (ВВП и ВНП) относятся ко всей экономике, но один измеряет выпуск (ВВП), а другой – доход (ВНП).

В количественном отношении разница между ВВП и ВНП незначительна - обычно не более 1%. В большинстве стран мира (в том числе и в России) основным показателем является ВВП, но в некоторых государствах (США, Япония) - ВНП.

ВНП и ВВП – денежные показатели и поэтому их значение зависит от динамики цен, покупательной способности денежной единицы. В условиях инфляции данные показатели не могут дать объективной кар­тины при сравнении с предыдущими годами, если не будут скорректированы по ценам со сравниваемым годом. Поэтому различают номинальный ВВП/ВНП, рассчитанный в текущих ценах и реальный, рассчитанный с применени­ем индекса цен. Отношение номинального ВВП к реаль­ному ВВП называется дефлятором ВВП (индексом Пааше).

Реальный ВВП можно рассчитать с помощью корректировки номинального ВВП на индекс цен:

 

Индекс цен = (цены текущего года/цены базисного года) • 100%

Если величина индекса цен меньше единицы, то происхо­дит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения (инфлирование). Если величина индекса цен больше единицы, то происходит дефлирование. Индексы цен используются для оценки изменения темпов инфляции и динамики стоимости жизни.

Часть созданных в обществе товаров предназначена для замены израс­ходованных средств производства, в связи с чем используется следующий показатель:

Чистый национальный продукт /ЧНП/ - это валовой национальный продукт за вычетом той части созданной продукции, которая необходима для возмещения израсходованных средств производства (амортизационных от­числений).

Еще один важный макроэкономический показатель:

Национальный доход /НД/. Он меньше ЧНП на сумму косвенных нало­гов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), являющихся как бы незаработан­ным доходом, который получает государство путем увеличения цен. В новой редакции СНС косвенные налоги включаются в состав национального дохода.

В макроэкономическом анализе используется показатель личного дохода. Как таковой он отсутствует в СНС, но может быть рассчитан на базе других показателей СНС.

Личный доход получается путем вычитания из чистого национального дохода взносов на социальное страхова­ние, косвенных налогов, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей и процентов по государственным облигациям.

Располагаемый личный доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму индивидуальных налогов. Располагаемый лич­ный доход используется домашним хозяйством на потребление и сбережения.

Располагаемый доход может определяться не только на уровне домашних хозяйств (располагаемый личный доход), но и экономики в целом. Валовой национальный располагаемый до­ход получается путем суммирования ВНП и чистых трансфертов из-за рубежа, т.е. трансфертов, полученных от "остального ми­ра" (дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и пр.), за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. Вало­вой национальный располагаемый доход используется для ко­нечного потребления и национального сбережения.

Эти основные макроэкономические показатели не могут полностью отра­зить уровень благосостояния государства и его граждан. Они не включают в себя неучтенные в статистике доходы от ведения домашнего хозяйства, бартерные операции, финансовые сделки (купля-продажа ценных бумаг, государственные и частные трансфертные платежи), доходы от теневой экономики. Производство товаров и услуг «теневой экономикой» охватывает следующую деятельность:

1) производство и реализация товаров и услуг, запрещенные законом (например, производство и распространение наркотиков);

2) производство и реализация товаров и услуг единицами, не имеющими право осуществлять данный вид деятельности, например, услуги, оказываемые частными врачами, не имеющими лицензии;

3) не запрещаемое законом производство и реализация това­ров и услуг, намеренно скрываемые от государственных органов с целью утаивания доходов.

Что касается уровня благо­состояния граждан, то он зависит не только от полученных доходов, но и от имеющихся у них сбережений, домашнего имущества, жилья и т.д.

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году американские экономисты Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз предложили методику расчета показателя - «Чистое Экономическое Благосостояние». Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.). Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния, (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

ЧЭБ = ВВП - денежная оценка отрицательных факторов + нерыночная деятельность в денежной оценке + денежная оценка свободного времени.

Помимо обобщающих показателей макроэкономического развития, в СНС используют и показатели, конкретизирующие положение отдельных секто­ров экономики: государственных учреждений, коммерческих предприятий, финансовых организаций, страховых учреждений, некоммерческих предпри­ятий и домашних хозяйств. По каждому из этих секторов ведется несколько видов счетов: использу­емых ресурсов, доходов и их распределения, капитала, изменения стоимос­ти имущества и др.

Подробная детализация в национальном счетоводстве позволяет более точно анализировать состояние экономики, осуществлять планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности.

  1. Сущность и функции денег. Типы и структура денежной системы

Существуют различные концепции происхождения денег и их сущности, среди которых можно выделить: эволюционную, рационалистическую и функциональную.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена и товарного производства. Одним из основателей данной концепции является К. Маркс, который исследовал исторический процесс развития обмена и форм стоимости, показал, как из общей массы товаров выделяется один товар, который и исполняет роль денег.

Можно выделить следующие формы меновой стоимости в зависимости от ступеней исторического развития обмена:

1. Простая или случайная. На ранних стадиях развития общества происходит только случайный эпизодический обмен. Эта форма стоимости включает в себя два товара. Первый товар играет активную роль. Он выражает свою стоимость посредством своего отношения ко второму товару и представляет собой относительную форму стоимости. Второй товар играет пассивную роль, служит материалом для выражения стоимости первого товара. Он представляет собой эквивалентную форму стоимости.

2. Развернутая форма стоимости, которая возникает с установлением более регулярного обмена. При этой форме одному товару, находящемуся в относительной форме стоимости приравнивается несколько товаров, находящихся в эквивалентной форме стоимости.

По мере развития обмена из всей товарной массы стали стихийно выделяться особые товары, которые стали играть на местном рынке роль главных предметов обмена - на них менялось все. Тем самым на смену развернутой формы стоимости пришла новая форма обмена.

3. Всеобщая форма стоимости. Она характеризуется тем, что стоимость всех товаров выражается в одном всеобщем эквиваленте.

Если в предыдущих формах целью обмена являлось получение потребительной стоимости, то при всеобщей форме целью обмена является уже стоимость.

При всеобщей форме стоимости роль всеобщего эквивалента не была окончательно закреплена за одним товаром. В качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары.

В результате дальнейшего развития производства и обмена из нескольких товаров, игравших роль всеобщего эквивалента, выделился один товар, который стал играть эту роль постоянно. Так возникла новая, самая развитая форма стоимости.

4. Денежная форма стоимости. Роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом и серебром.

Исходя из эволюционной концепции, сущность денег заключается в том, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента.

Согласно рационалистической концепции, истоки которой идут от А.Смита, деньги выступают специальным инструментом обмена товаров и их возникновение обусловлено соглашениями между людьми.

В современной экономической науке существует точка зрения, согласно которой деньги - это то, что используется как деньги. То есть сущность денег определяется их функциями.

Деньги выполняют следующие функции:

- деньги как мера стоимости. Величина стоимости товаров измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом товарных стоимостей;

- деньги как средство обращения. Деньги становятся посредником при обмене товаров. Тем самым происходит переход от прямого обмена товара на товар к обмену товаров посредством денег, что способствует расширению взаимосвязей между товаропроизводителями;

- деньги как средство сбережения (накопления). Стремление к обладанию богатством побуждает товаровладельцев накапливать деньги, то есть изымать их из обращения и превращать в сокровище. С развитием товарного производства и обмена накопление стало необходимым условием бесперебойного производства в силу того, что сбыт готовой продукции не всегда происходит регулярно, а покупать предметы потребления и средства производства товаропроизводителю необходимо регулярно;

- деньги как средство платежа. С развитием товарного обращения начинают совершаться покупки с отсрочкой платежа. Некоторые товаропроизводители, не продав еще свой товар по тем или иным причинам, вынуждены покупать необходимый им товар в кредит. Продавец товара в таком случае выступает в роли кредитора, покупатель в роли должника. По истечении определенного срока, реализовав свой товар, должник оплачивает ранее купленный товар реальными деньгами;

- мировые деньги - посредством этой функции они обслуживают процесс обращения товаров, услуг и т.д. между различными странами.

       Движение денег подчинено объективным экономическим законам. Количество денег, необходимое для обращения, прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально количеству оборотов денежных единиц, что может быть отражено формулой:

К = Т / О

Где: К - количество денег, необходимых для обращения;

Т - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

О - количество оборотов денежных единиц.

 Развитие кредитных отношений приводит к усложнению данной зависимости. Общую сумму цен необходимо уменьшить на сумму цен товаров, продаваемых в кредит, добавить величину платежей, по которым пришел срок уплаты, и вычесть сумму взаимопогашающихся платежей. Формула примет следующий вид:

К = (Т - Кр + П - В) / О,

где значения символов: К, Т, О те же, что и в предыдущей формуле;

Кр - сумма цен товаров, продаваемых в кредит;

П - сумма платежей, по которым пришел срок уплаты;

В - сумма взаимопогашающихся платежей.

Эволюция денег и денежного обращения обусловила новый подход к определению количества денег в обращении. Это нашло свое отражение в неоклассической теории количества денег ( И.Фишер).

Согласно этой теории количество денег, необходимое для обращения, выражается формулой, известной под названием “уравнение обмена”

М х Y = Р х Q

где М – денежная масса;

Y - скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Q - количество товаров.

Преобразуя эту формулу, можно определить, что:

                                            М = (Р х Q) / Y

Следовательно, денег должно быть столько, сколько их необходимо для осуществления всего объема товарообменных сделок.

Рынок не может существовать без денег и денежного обращения. Денежное обращение представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров и услуг, а также движение ссудного капитала.

           Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения. Основными элементами денежной системы являются:

       1. Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и др.);

       2. Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, если речь идет о системе обращения металлических денег;

       3. Система эмиссии денег - законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

       4. Система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

       5. Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

       6. Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

       В зависимости от вида обращающихся денег выделяют два типа систем денежного обращения:

       - система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, которые выполняют все функции денег. Кредитные деньги свободно обмениваются на денежный материал (слитки или монеты);

       - система обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения. Она характеризуется следующими чертами:

       - демонетизация золота (отрыв ценообразования от золотой основы);

       - отмена золотого содержания банкнот;

       - расширение безналичного оборота;

       - господствующее положение кредитных денег;

       - государственное регулирование денежного обращения.

       Таким образом, золото утратило функцию посредника как во внутреннем обороте страны, так и в международной торговле, где данную функцию стали выполнять резервные валюты или международные расчетные единицы.

       Многообразие денежных средств, имеющих место в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.

Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

       Денежная масса зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

       Предложение и спрос на деньги в основном определяют объем и конъюнктуру денежного рынка.

       Под предложением денег понимают денежную массу в обращении (совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент).

       Характеризуя денежное предложение, применяют различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты:

       1) агрегат М-1 - это сумма наличных денег плюс бессрочные (текущие) вклады. Данный показатель предназначен для измерения объема фактических средств обращения;

       2) агрегат М-2 - это денежная масса в широком смысле. Данный показатель включает, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах. Эти средства не являются деньгами, так как их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, но они сходны с деньгами в том, что могут быть выброшены на рынок товаров и услуг в короткие сроки, а также позволяют осуществлять накопление денег. Их называют “квази-деньгами" (почти деньгами).

       При некоторых расчетах применяют и М-З. М-З = М-2 + облигации государственных займов, сберегательные сертификаты.

 

 

  1. Кредитная система государства. Кредит, его виды и значение

Кредит - это система экономических отношений, выражающаяся в движении имущества или денежного капитала, предоставляемых в ссуду на условиях возвратности, срочности и платности.

       В качестве кредитных средств могут использоваться временно свободные средства государства, предприятий, граждан. Важнейшими источниками кредита являются:

1. Амортизационные фонды предприятий.

     2. Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива, материалов, выплаты заработной платы.

       З. Капитализированная стоимость, предназначенная для расширения производства (пока она не достигла нужных размеров).

       4. Денежные доходы и сбережения частных лиц.

       5. Движение средств бюджетной системы, целевых фондов и резервов.

       Кредит выступает в различных формах:

       - коммерческий кредит - кредит, предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект - товарный капитал. Цель - ускорение реализации товаров;

       - банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств (банками, специальными кредитными учреждениями) заемщикам в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Его объект - денежный капитал. Банковский кредит по сравнению с коммерческим в меньшей степени ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, что расширяет его масштабы;

- межхозяйственный денежный кредит предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска предприятиями акций, облигаций и других видов ценных бумаг;

       - потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели),

       - ипотечный кредит - долгосрочные ссуды под залог недвижимости - земли, производственных и жилых зданий;

       - государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступает государство и местные органы власти;

       - международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

       Мобилизацию всех денежных средств и превращение их в ссудный капитал обеспечивает банковская система, которая включает в настоящее время три группы кредитно-финансовых институтов:

       - центральный банк;

       - коммерческие банки;

       - специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения.

       В центре кредитной системы находится центральный банк. Он, как правило, принадлежит государству и выступает в его руках орудием макроэкономического регулирования экономики. Центральный банк монополизирует выпуск (эмиссию) кредитных денег в наличной форме (банкнот), хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

       Коммерческие банки - это кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всей национальной экономики. Операции коммерческих банков можно разделить на три основные группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические и доверительные. В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Помимо ссудных операций коммерческие банки осуществляют разнообразные банковские услуги: операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг.                                                                                           

Наряду с традиционными операциями банков, в последнее время широкое распространение получили такие услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это приобретение банком имущества, например компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Факторинг - это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет на себя обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг включает в себя бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание.

       Банки являются чисто коммерческими предприятиями, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль включает в себя доходы от учетно-ссудных операций, проценты и дивиденды от инвестиций в ценные бумаги, комиссионные от посреднических операций, доходы от внешних операций, прибыль от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка - это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций.

        К специализированным кредитно-финансовым институтам относят пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т.п. Аккумулируя значительные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и размещения капитала.               

  1. Цикличность развития экономики. Антикризисное регулирование

Развитие экономики в условиях рынка происходит неравномерно. Подъем производства сменяется спадом, при этом они повторяются с определенной периодичностью. Период от начала одного экономического спада до начала другого называется экономическим циклом.

В настоящее время в экономической литературе выявлено более 1300 типов цикличности. Но получили эмпирическое подтверждение и признаны большинством ученых лишь некоторые из них:

1) короткие циклы (циклы У. Митчелла и Дж. Китчина), продолжительностью 2 – 4 года. Их возникновение связывают с изменением потребительских предпочтений, нарушением равновесия на потребительском рынке.

2) среднесрочные промышленные циклы (циклы К.Жуглара), продолжительностью 8-12 лет. Это наиболее значимые колебания в экономике, они состоят из четырех фаз:

- фаза кризиса перепроизводства характеризуется падением производства и цен, спадом деловой активности, снижением спроса на кредит и уменьшением процента, ростом безработицы;

- фаза депрессии является продолжением фазы кризиса и характеризуется застойным состоянием экономики. При этом падение производства, занятости и цен приостанавливается;

- фаза оживления характеризуется некоторым увеличением производства, сокращением безработицы, увеличением спроса на деньги, повышением процента в банке и ростом цен. Фаза оживления продолжается до того момента, пока экономика не достигает докризисного уровня, после чего начинается следующая стадия;

 - фаза подъема. В этой фазе продолжается динамичное увеличение объемов производства, растут цены, зарплата, безработица сокращается до минимума, происходит удорожание денег, начинаются инфляционные процессы. Всё это приводит к новому кризису.

Существует множество объяснений причин промышленного цикла, которые подразделяют на две группы:

- внешние, лежащие за пределами экономической системы – войны, революции, политические потрясения, солнечная активность и пр. Полагают, что эти внешние факторы влияют на изменение инвестиций, что отражается на объеме производства, занятости и ценах;

- внутренние, экономические причины. К ним относят колебания потребительского и инвестиционного спроса, нарушения в сфере денежного обращения, период функционирования основного капитала и пр.

При всем многообразии объяснения причин цикличности большинство авторов сходится в том, что ключевой причиной промышленного цикла являются колебания спроса на капитальные блага.

С 30-х годов ХХ века стали разрабатываться меры антикризисного регулирования, направленные на сглаживание последствий промышленного цикла. При этом представители кейнсианства ориентируются на регулирование совокупного спроса, а неоклассическая теория – на регулирование совокупного предложения. Несмотря на существенные различия в подходах к государственному регулированию, сторонники обоих направлений сходятся в одном: государство в состоянии сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в период подъема – на сдерживание роста, чтобы не допустить перегрева экономики. Основными методами антикризисного регулирования являются методы монетарной и фискальной политики.

3) строительные циклы (циклы С. Кузнеца), продолжительностью 15-25 лет. Их связывают с периодическим обновлением разного рода производственных сооружений и жилых домов;

4) большие циклы экономической конъюнктуры (длинные волны Н.Д. Кондратьева). В 1926 году Н.Д. Кондратьев на основе средней амплитуды классических промышленных циклов выявил волнообразное движение экономики в длительные периоды времени. Причиной данных колебаний считают невозможность на определенном этапе дальнейшего совершенствования производства за счет существующих технологий. Необходимы принципиально новые научные открытия, обеспечивающие развитие технологий производства. Новая техническая система совершенствуется в течение нескольких промышленных циклов (повышающая волна), затем исчерпывает себя (понижающая волна). Продолжительность больших циклов Н.Д. Кондратьев определял в 45-60 лет. Но с началом НТР технологии стали меняться быстрее, поэтому считается, что продолжительность длинных волн сократилась до 40-45 лет;

4) циклы Форрестера (200 лет) – их связывают с принципиальными изменениями в источниках энергии и применяемых материалах.

Необходимо заметить, что природа экономических циклов является одной из самых спорных и малоизученных проблем, поэтому классификация, продолжительность, причины циклических колебаний в учебной и научной литературе не всегда совпадают.

  1. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет и его структура

Термин «финансы» в экономических исследованиях меркантилистов стал использоваться с XV века первоначально в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Уже в ХХ веке данное понятие стали применять для обозначения денежных фондов хозяйственных субъектов – предприятий и домохозяйств.

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансовые отношения отличаются определенной спецификой:

1) они проявляются через движение денег, однако не все экономические отношения, возникающие в процессе движения денежных потоков, можно отнести к финансам. К ним принадлежат только те из них, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) распределительный характер отношений, который связан с движением денег независимо от движения стоимости в товарной форме.

Финансовые отношения многообразны. Они возникают:

* между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции;

* между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

* внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

* между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами;

* между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

* между домохозяйствами при формировании общих фондов денежных средств, а также внутри домашних хозяйство по поводу распределения денежных фондов и др.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

- распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

- перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

- воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

- стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

- контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы России можно представить в виде следующей схемы. 

Рисунок 1. – Структура финансовой системы России.

        

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

Понятие «бюджет» используется в разных значениях. Во-первых, это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов. Во-вторых, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации. Принципами её построения являются:

- принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единую правовую базу, формы бюджетной документации, коды классификации бюджетных статей и т.д.;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

- принцип полноты отражения доходов и расходов. В соответствии с данным принципом в бюджете должны быть прописаны все доходы и расходы в полном объеме;

- принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный кодекс России запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровне и ограничивает размеры дефицита;

- принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- принцип гласности. Этот принцип требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

- принцип достоверности бюджета. Предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение определенных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального Банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х годов ХХ века, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост. Однако в России федеральный бюджет планируется с профицитом с 2001 года в целях борьбы с инфляцией.

В других странах чаще всего наблюдается дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами. Сам по себе он не может служить показателем состояния экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Увеличение государственных расходов и снижение налогов вызывает рост совокупного спроса, объемов производства, доходов в обществе и т.д., что особенно важно в период экономического спада.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 года). В какой-то мере, к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального Банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т.д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета. Если налоговые доходы окажутся выше плановых показателей, то дополнительные средства идут или на выплаты по государственному долгу, или на увеличение расходных статей бюджета.

  1. Налоговая система Российской Федерации

Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина), либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в законодательстве налог считается не определенным, являются:

- субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика (например, предприятие уплачивает НДФЛ за наемного работника). Субъект налога не всегда совпадает с носителем налога (лицом, на котором лежит тяжесть налогообложения). Например, при взимании косвенных налогов плательщиком является продавец товара, а носителем налога покупатель;

- объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов может быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;

- налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;

- единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ей является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, м2, лошадиная сила и т.д.;

- налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;

- налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая (в определенных денежных суммах), смешанная (например, в процентах, но не менее определенной денежной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается (например, транспортный налог), регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается (например, ЕСН). Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.

Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве. Например, налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм налога и другие.

Сущность налогов проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых, реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:

а) принципы налогообложения. Впервые они были сформулированы еще в конце XVIII века А.Смитом:

- принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;

- принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;

- принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;

- принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;

б) налоговые органы, осуществляющие контроль уплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;

в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:

- федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

6) водный налог;

7) налог на добычу полезных ископаемых;

8) государственная пошлина;

- региональные налоги – устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:

1) транспортный налог;

2) налог на игорный бизнес;

3) налог на имущество организаций;

- местные налоги – устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает несколько специальных льготных режимов налогообложения для отдельных видов деятельности и малого бизнеса. К ним относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

При проведении налоговой политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А.Лаффера.

В соответствии с данной закономерностью, увеличение доли налоговых изъятий из выручки предприятия до определенного уровня налогообложения приводит к увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Однако дальнейший рост налогов ведет к снижению поступлений, так как у предприятий не остается средств даже на простое воспроизводство. В итоге плательщики вынуждены или уклоняться от уплаты налогов или снижать объемы производства.

Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.

 

% налоговых

изъятий

 

 

            100

 

 

                   0

                                   Налоговые поступления

 

 

 

Рисунок 1 – Кривая А. Лаффера

 

  1. Экономические отношения в системе мирового хозяйства

Мировое хозяйство – это система международных экономических взаимоотношений, универсальная связь между национальными хозяйствами.

Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.

Мировое хозяйство как система имеет общую цель. В конечном счете, его функционирование направлено на удовлетворение человеческих потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. В тоже время оно развивается на основе определенного порядка, устанавливаемого нормами международного права, которое регулирует экономические отношения между государствами, различного рода объединениями, юридическими и физическими лицами.

Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами, например, составляют международный уровень, а отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ складывающихся посредством деятельности предприятий, фирм, объединений, образуют транснациональный уровень.

К основным субъектам мирового хозяйства относятся:

- государства, которые классифицируются по трем группам: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой;

- международные организации различного уровня и международные финансовые центры;

- национальные предприятия (компании) различного уровня;

-транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ);

- физические лица.

Объектом мирового хозяйства являются экономические взаимоотношения и разнообразное сотрудничество субъектов, что находит свое выражение в формах международных экономических отношений

Основным противоречим мирового хозяйства, является противоречие между растущей интернационализацией производительных сил и национальным уровнем производства в отдельных странах. Таким образом, мировое хозяйство имеет две тенденции развития – национальную и интернациональную. Первая ведет к укреплению национальных хозяйств, вторая – к развитию интернациональных экономических связей. Но обе тенденции представляют две стороны единого процесса формирования и развития системы мирового хозяйства.

Определяющими факторами формирования и развития мирового хозяйства являются:

- научно-технический прогресс – непрерывных процесс открытия и применения новых знаний в хозяйственной деятельности, позволяющий при наименьших затратах соединить имеющиеся ресурсы для выпуска высококачественных конечных продуктов;

- международное разделение труда – объективная материальная основа международного обмена товарами и услугами, технологиями и знаниями, база для развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от их экономической развитости и положения в мировой экономике;

- экономическая интеграция – совокупность форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, приводящих к долгосрочной научной, технической, технологической и экономической их взаимозависимости;

- интернационализация хозяйственной жизни – процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами и выход воспроизводства за национальные границы;

- транснационализация – процесс формирования, расширения и укрепления деятельности ТНК (МНК);

- глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие своего разрешения, что возможно только в результате совместных усилий мирового сообщества (предотвращение войны, экология, обеспеченность продовольствием, освоение космоса, здравоохранение, демография и др.).

В процессе своей деятельности на мировой экономической арене субъекты мирового хозяйства вступают в международные экономические отношения, развитие которых, зависит от ряда факторов. К основным факторам можно отнести: естественные (природно-климатические, географические, демографические и др.); приобретенные (научно- технические, производственные, технологические и др.), а также социальные, национальные, этнические, политические, нравственно-правовые и другие условия.

В современных условиях в развитии МЭО проявляются следующие тенденции:

- ускорение научно-технического прогресса, что выражается в широкомасштабном распространении, прежде всего между развитыми странами новой техники, технологий, научно-технический знаний;

- глобальные перемены в области окружающей среды. Изменение климатических условий, исчерпание экологической базы и т.д. ставит вопрос об источниках финансирования. Средства для решения в частности экологических проблем могут быть найдены либо за счет развивающихся стран и стран с переходной экономикой, что приведет к еще большему их экономическому отставанию. Либо расходы возьмут на себя развитые страны, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни.

- прирост и постоянное перемещение народонаселения. Массовая миграция населения из развивающихся стран в развитые вызывает репрессивную ответную реакцию, что в свою очередь входит в противоречие с требованиями демократизации общества.

- увеличение разрыва между бедными и богатыми странами. Деколонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание.

- рост экономической взаимозависимости стран мира, что неизбежно ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.п. Однако это сталкивается с позицией различных групп населения и стран, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций.

- усиление роли международных экономических организаций, что приводит к возникновению противоречий между устанавливаемыми ими нормами и правилами и формами и методами государственного регулирования в отдельных странах.

- растущая роль негосударственных структурных образований, например, таких как ТНК, ТНБ и других, в решении международных вопросов и в первую очередь экономических проблем.

Разрешение этих противоречий способствует дальнейшему развитию международных экономических отношений.

 Основными формами международных экономических отношений являются:

1. Международная торговля товарами;

2. Международная торговля услугами;

3. Международная специализация и кооперация производства;

4. Международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими результатами;

5. Международная миграция капитала

6. Международные валютно-кредитные отношения;

7. Международная миграция рабочей силы;

8. Международный информационный обмен;

9. Деятельность международных экономических организаций;

10.  Сотрудничество в решении глобальных проблем.

В современных условиях различные формы международных экономических отношений тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой.

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами. Ее развитие обусловлено углубляющимся процессом международного разделения труда.

Мировая торговля складывается из экспорта и импорта. Экспорт (вывоз) товаров означает, что они реализуются на внешнем рынке. Страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой, ниже мировых, или ту, которая может быть изготовлена только в данной стране. Импорт (ввоз) товаров – приобретение за границей товаров, производство которых в этом государстве невыгодно или невозможно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...