Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика рыночной экономики




Истории развития человеческого общества известны два основных типа организации производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство - это такой тип хозяйства, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение потребностей производителя, а не на продажу. Потребляется обычно лишь то, что производится. Общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, состояло из массы раздробленных и однородных хозяйственных единиц: патриархальных крестьянских семейств, примитивных сельских общин, феодальных поместий. Каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая подготовкой их к потреблению.

Экономической основой натурального хозяйства являлось сельское хозяйство и ремесло.

Натуральное хозяйство создавало непосредственную связь производства с потреблением, что обеспечивало его известную устойчивость. Для натурального хозяйства было типичным: традиционность производства, постоянный характер производимой продукции; постоянный уровень отраслевых пропорций, рутинная техника, застой, медленные темпы развития; простое воспроизводство; замкнутость и изолированность отдельных экономических единиц.

На более высокой ступени развития общества возникло товарное производство - это такой тип общественного производства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке.

Общими условиями для перехода натурального к товарному производству являются:

Во-первых, общественное разделение труда, при котором производители создают отличную друг от друга продукцию и поэтому вынуждены обмениваться ею.

Во-вторых, экономическая обособленность производителей, которая проявляется в:

    - обособлении ресурсов и их самостоятельном движении в процессе производства;

    - возмещении затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности за счет собственных средств;

    - наличии локальной цели хозяйствования, отличающейся от целей других звеньев и общества в целом.

       Различают две формы товарного производства:

1. Простое товарное производство, при котором продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими производителями - крестьянами и ремесленниками.

2. Капиталистическое (развитое) товарное производство, которое ведется на основе использования наемных рабочих.

       Между простым и капиталистическим товарным производством имеются следующие различия:

- простому товарному производству свойственно соединение производителя со средствами производства, а капиталистическому, наоборот, свойственно отделение производителя от средств производства;

- простое товарное производство основано на личном труде, а капиталистическое основано на использовании наемного труда;

- в условиях простого товарного хозяйства крестьяне и ремесленники производят товар в одиночку, а при капиталистическом на каждом предприятии трудятся многие наемные рабочие.

       Между простым и капиталистическим товарным производством существуют и общие черты:

- общие условия возникновения: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей;

- оба вида товарного производства базируются на частной собственности на средства производства;

- производство продуктов в обеих формах осуществляется для обмена, для рынка;

- экономическая связь между производителями осуществляется через куплю-продажу товаров.

       Таким образом, основными чертами товарного производства являются: общественное разделение труда; обособленность хозяйств, занимающихся производством, их полная экономическая самостоятельность; заинтересованность производителей в хозяйственной деятельности; производство продуктов для обмена, для рынка; равноправие между товаропроизводителями; рынок - стихийный регулятор обмена; полная ответственность за результаты деятельности.

       Товарное производство способствует развитию производства и повышению его эффективности. Это осуществляется за счет развития инициативы и предприимчивости производителей, их стремления повысить производительность труда, снизить затраты производства, повысить качество продукции и т.п.

Существование товарного производства объективно обусловливает необходимость товарного обращения. Товарное обращение в свою очередь неразрывно связано с рынком.

Основы теории рынка были заложены А. Смитом. Объективной причиной возникновения рынка он считал естественную ограниченность производственных возможностей человека, поэтому необходимо было использовать их в какой-либо одной сфере труда и обменивать его результаты на разнообразные товары и услуги, которые нужны индивиду для жизни.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок - это совокупность социально-экономических отношений, посредством которых осуществляется реализация товаров. Для рынка как системы отношений характерны те же условия и причины возникновения, что и товарного производства: общественное разделение труда и экономическое обособление субъектов.

Субъектами рыночных отношений выступают физические и юридические лица, объектами - все те блага и услуги, по поводу которых такие отношения возникают. В условиях рыночных отношений субъекты приобретают независимость, т.е. возможность самостоятельно принимать хозяйственные решения.

 Рыночные отношения обеспечивают установление прямых связей между субъектами и реальную возможность выбора. Возможность выбора определяется наличием в каждом случае нескольких продавцов и покупателей и их самостоятельностью.

Рынок - это базовый элемент хозяйственного механизма современного общества. Отличительными чертами рыночного механизма хозяйствования являются гибкость и эффективность, стремление к равновесию, сбалансированности. Рыночный механизм выступает как саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции:

- регулирующая - рынок выступает как инструмент саморегулирования товарного производства. Этот процесс осуществляется через действие объективных экономических законов - закона стоимости, закона спроса и предложения и других;

- стимулирующая - рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами;

- воспроизводственная - реализация товаров или услуг дает возможность продолжить процесс воспроизводства;

- информационная - рынок представляет собой богатый источник информации, необходимой всем его субъектам;

- распределительная - рыночные отношения обеспечивают распределение факторов производства между различными предприятиями, регионами и национальными хозяйствами;

- санирующая - рынок освобождает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных;

- дифференцирующая - рынок выполняет, как это следует из предыдущей функции, функцию дифференциации (расслоения) производителей.

В то же время, несмотря на множество привлекательных черт, рыночная система имеет и недостатки, среди которых можно выделить следующие:

1. Ориентация товаропроизводителей на рыночные условия ведет к игнорированию издержек общества, которые получили название внешних. Суть проблемы сводится к тому, что производство многих товаров ведет к загрязнению окружающей среды. В результате общество несет издержки, связанные с ее охраной. Государство в связи с этим вынуждено вмешиваться в рыночный механизм ценообразования с целью защиты интересов общества.

2. Рыночная система ориентирована, в основном, на удовлетворение не общественных, а индивидуальных потребностей. Однако в любой стране есть такие общественные потребности, которые трудно удовлетворять, опираясь лишь на рыночный спрос и предложение. К ним относятся национальная оборона, крупные транспортные магистрали, борьба со стихийными бедствиями и другие.

3. Рынок порождает безработицу, кризисы, инфляцию. Как известно, со всеми этими явлениями общество вынуждено бороться также далеко не рыночными методами.

4. Рынок ведет к неравенству в распределение доходов. Рыночная система допускает концентрацию богатства не только в руках наиболее способных, честных людей, но и в руках ловких, хитрых и просто нечестных людей.

5. Рынок способствует социальному расслоению общества. Неравенство в распределении доходов усиливает расслоение общества на богатых и бедных, а это всегда острая социальная проблема.

Но возможности рыночной экономики перевешивают ее недостатки, особенно когда речь идет о социально - ориентированной рыночной экономике.

Социально - ориентированная рыночная экономика предполагает создание механизмов защиты населения от негативных воздействий рыночных отношений посредством социальных программ для нуждающихся, пенсионного обеспечения и т.п.

Рыночная экономика представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков. Существует несколько критериев структуризации элементов рыночной системы. Рынки можно классифицировать:

1. По объектам купли-продажи:

А) рынок товаров, который состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления). Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненным его можно представить в виде рынков: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья, лесных и других товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования и т.д.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров, последний подразделяется на рынки товаров длительного и краткосрочного пользования.

Б) рынок услуг - это рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры, образования, здравоохранения и др.;

В) рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-пропажу инвестиций, если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут продаваться различные платежные средства;

Г) рынок ценных бумаг - это рынок кредитно-долговых обязательств продавца перед покупателем. Основные ценные бумаги - акции и облигации. Рынок ценных бумаг складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном рыке осуществляется эмиссия государственных облигаций, а также акций и облигаций, которые выпускаются различными акционерными компаниями. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную (фондовая биржа) куплю- продажу эмитированных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг непосредственно связан с кредитным рынком через взаимосвязанную деятельность фондовых бирж и банков;

Д) рынок труда - это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Е) рынок научно-технических знаний, где покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий;

Ж) рынок валют, посредством конвертируемых валют производятся международные денежные и другие расчеты. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями. Операции с валютой проводят обменные пункты, аукционы, валютные биржи.

2. По типу конкуренции:

 А) рынок совершенной конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;

 Б) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией товара.

 3. С точки зрения пространственных характеристик можно выделить местный и локальный рынок, региональный внутри страны, национальный, региональный по группе стран, мировой.

 4. По степени насыщенности выделяют: равновесный рынок (объем спроса и предложения примерно совпадают), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (устойчивое превышение предложения над спросом).

 5. По механизму функционирования различают: свободный (регулируемый законами товарно-денежных отношений), монополизированный (где условия производства и обращения определяются группой предприятий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция), государственно-регулируемый (ведущая роль в организации хозяйственной жизни принадлежит государству).

Независимо от классификации между всеми ранками существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Рынок формирует свою инфраструктуру. Инфраструктура рынка - это совокупность институтов (специализированных организаций), которые обеспечивают и регулируют экономические отношения между субъектами рыночных отношений. К ней относятся: сеть коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Инфраструктура выполняет следующие основные функции: осуществляет организационно-правовое оформление деловых отношений, облегчает участникам сделок достижение своих коммерческих целей, способствует специализации различных субъектов рыночных отношений на каких-то определенных видах работ и повышению за счет этого профессионализма и общей эффективности, обеспечивает юридический и финансовый контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...