Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика рыночной экономикиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Истории развития человеческого общества известны два основных типа организации производства: натуральное и товарное. Натуральное производство - это такой тип хозяйства, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение потребностей производителя, а не на продажу. Потребляется обычно лишь то, что производится. Общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, состояло из массы раздробленных и однородных хозяйственных единиц: патриархальных крестьянских семейств, примитивных сельских общин, феодальных поместий. Каждая такая единица производила все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая подготовкой их к потреблению. Экономической основой натурального хозяйства являлось сельское хозяйство и ремесло. Натуральное хозяйство создавало непосредственную связь производства с потреблением, что обеспечивало его известную устойчивость. Для натурального хозяйства было типичным: традиционность производства, постоянный характер производимой продукции; постоянный уровень отраслевых пропорций, рутинная техника, застой, медленные темпы развития; простое воспроизводство; замкнутость и изолированность отдельных экономических единиц. На более высокой ступени развития общества возникло товарное производство - это такой тип общественного производства, при котором продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. Общими условиями для перехода натурального к товарному производству являются: Во-первых, общественное разделение труда, при котором производители создают отличную друг от друга продукцию и поэтому вынуждены обмениваться ею. Во-вторых, экономическая обособленность производителей, которая проявляется в: - обособлении ресурсов и их самостоятельном движении в процессе производства; - возмещении затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности за счет собственных средств; - наличии локальной цели хозяйствования, отличающейся от целей других звеньев и общества в целом. Различают две формы товарного производства: 1. Простое товарное производство, при котором продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими производителями - крестьянами и ремесленниками. 2. Капиталистическое (развитое) товарное производство, которое ведется на основе использования наемных рабочих. Между простым и капиталистическим товарным производством имеются следующие различия: - простому товарному производству свойственно соединение производителя со средствами производства, а капиталистическому, наоборот, свойственно отделение производителя от средств производства; - простое товарное производство основано на личном труде, а капиталистическое основано на использовании наемного труда; - в условиях простого товарного хозяйства крестьяне и ремесленники производят товар в одиночку, а при капиталистическом на каждом предприятии трудятся многие наемные рабочие. Между простым и капиталистическим товарным производством существуют и общие черты: - общие условия возникновения: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей; - оба вида товарного производства базируются на частной собственности на средства производства; - производство продуктов в обеих формах осуществляется для обмена, для рынка; - экономическая связь между производителями осуществляется через куплю-продажу товаров. Таким образом, основными чертами товарного производства являются: общественное разделение труда; обособленность хозяйств, занимающихся производством, их полная экономическая самостоятельность; заинтересованность производителей в хозяйственной деятельности; производство продуктов для обмена, для рынка; равноправие между товаропроизводителями; рынок - стихийный регулятор обмена; полная ответственность за результаты деятельности. Товарное производство способствует развитию производства и повышению его эффективности. Это осуществляется за счет развития инициативы и предприимчивости производителей, их стремления повысить производительность труда, снизить затраты производства, повысить качество продукции и т.п. Существование товарного производства объективно обусловливает необходимость товарного обращения. Товарное обращение в свою очередь неразрывно связано с рынком. Основы теории рынка были заложены А. Смитом. Объективной причиной возникновения рынка он считал естественную ограниченность производственных возможностей человека, поэтому необходимо было использовать их в какой-либо одной сфере труда и обменивать его результаты на разнообразные товары и услуги, которые нужны индивиду для жизни. Можно дать несколько определений рынка: Рынок - это совокупность социально-экономических отношений, посредством которых осуществляется реализация товаров. Для рынка как системы отношений характерны те же условия и причины возникновения, что и товарного производства: общественное разделение труда и экономическое обособление субъектов. Субъектами рыночных отношений выступают физические и юридические лица, объектами - все те блага и услуги, по поводу которых такие отношения возникают. В условиях рыночных отношений субъекты приобретают независимость, т.е. возможность самостоятельно принимать хозяйственные решения. Рыночные отношения обеспечивают установление прямых связей между субъектами и реальную возможность выбора. Возможность выбора определяется наличием в каждом случае нескольких продавцов и покупателей и их самостоятельностью. Рынок - это базовый элемент хозяйственного механизма современного общества. Отличительными чертами рыночного механизма хозяйствования являются гибкость и эффективность, стремление к равновесию, сбалансированности. Рыночный механизм выступает как саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие функции: - регулирующая - рынок выступает как инструмент саморегулирования товарного производства. Этот процесс осуществляется через действие объективных экономических законов - закона стоимости, закона спроса и предложения и других; - стимулирующая - рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами; - воспроизводственная - реализация товаров или услуг дает возможность продолжить процесс воспроизводства; - информационная - рынок представляет собой богатый источник информации, необходимой всем его субъектам; - распределительная - рыночные отношения обеспечивают распределение факторов производства между различными предприятиями, регионами и национальными хозяйствами; - санирующая - рынок освобождает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных; - дифференцирующая - рынок выполняет, как это следует из предыдущей функции, функцию дифференциации (расслоения) производителей. В то же время, несмотря на множество привлекательных черт, рыночная система имеет и недостатки, среди которых можно выделить следующие: 1. Ориентация товаропроизводителей на рыночные условия ведет к игнорированию издержек общества, которые получили название внешних. Суть проблемы сводится к тому, что производство многих товаров ведет к загрязнению окружающей среды. В результате общество несет издержки, связанные с ее охраной. Государство в связи с этим вынуждено вмешиваться в рыночный механизм ценообразования с целью защиты интересов общества. 2. Рыночная система ориентирована, в основном, на удовлетворение не общественных, а индивидуальных потребностей. Однако в любой стране есть такие общественные потребности, которые трудно удовлетворять, опираясь лишь на рыночный спрос и предложение. К ним относятся национальная оборона, крупные транспортные магистрали, борьба со стихийными бедствиями и другие. 3. Рынок порождает безработицу, кризисы, инфляцию. Как известно, со всеми этими явлениями общество вынуждено бороться также далеко не рыночными методами. 4. Рынок ведет к неравенству в распределение доходов. Рыночная система допускает концентрацию богатства не только в руках наиболее способных, честных людей, но и в руках ловких, хитрых и просто нечестных людей. 5. Рынок способствует социальному расслоению общества. Неравенство в распределении доходов усиливает расслоение общества на богатых и бедных, а это всегда острая социальная проблема. Но возможности рыночной экономики перевешивают ее недостатки, особенно когда речь идет о социально - ориентированной рыночной экономике. Социально - ориентированная рыночная экономика предполагает создание механизмов защиты населения от негативных воздействий рыночных отношений посредством социальных программ для нуждающихся, пенсионного обеспечения и т.п. Рыночная экономика представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков. Существует несколько критериев структуризации элементов рыночной системы. Рынки можно классифицировать: 1. По объектам купли-продажи: А) рынок товаров, который состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления). Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненным его можно представить в виде рынков: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья, лесных и других товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования и т.д. Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров, последний подразделяется на рынки товаров длительного и краткосрочного пользования. Б) рынок услуг - это рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры, образования, здравоохранения и др.; В) рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-пропажу инвестиций, если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут продаваться различные платежные средства; Г) рынок ценных бумаг - это рынок кредитно-долговых обязательств продавца перед покупателем. Основные ценные бумаги - акции и облигации. Рынок ценных бумаг складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном рыке осуществляется эмиссия государственных облигаций, а также акций и облигаций, которые выпускаются различными акционерными компаниями. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную (фондовая биржа) куплю- продажу эмитированных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг непосредственно связан с кредитным рынком через взаимосвязанную деятельность фондовых бирж и банков; Д) рынок труда - это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Е) рынок научно-технических знаний, где покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий; Ж) рынок валют, посредством конвертируемых валют производятся международные денежные и другие расчеты. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями. Операции с валютой проводят обменные пункты, аукционы, валютные биржи. 2. По типу конкуренции: А) рынок совершенной конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; Б) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией товара. 3. С точки зрения пространственных характеристик можно выделить местный и локальный рынок, региональный внутри страны, национальный, региональный по группе стран, мировой. 4. По степени насыщенности выделяют: равновесный рынок (объем спроса и предложения примерно совпадают), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (устойчивое превышение предложения над спросом). 5. По механизму функционирования различают: свободный (регулируемый законами товарно-денежных отношений), монополизированный (где условия производства и обращения определяются группой предприятий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция), государственно-регулируемый (ведущая роль в организации хозяйственной жизни принадлежит государству). Независимо от классификации между всеми ранками существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Рынок формирует свою инфраструктуру. Инфраструктура рынка - это совокупность институтов (специализированных организаций), которые обеспечивают и регулируют экономические отношения между субъектами рыночных отношений. К ней относятся: сеть коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы. Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов. Инфраструктура выполняет следующие основные функции: осуществляет организационно-правовое оформление деловых отношений, облегчает участникам сделок достижение своих коммерческих целей, способствует специализации различных субъектов рыночных отношений на каких-то определенных видах работ и повышению за счет этого профессионализма и общей эффективности, обеспечивает юридический и финансовый контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |