Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект дохода» и «Эффект замещения», их влияние на спрос.




Наряду с убывающей предельной полезностью закон снижающегося спроса объясняют также эффектами замещения (замены) и дохода.

Эффект замещения (замены) выражается в том, что при более низкой цене на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его вместо других товаров, которые стоят относительно дороже. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях заменять дорогие товары более дешевыми. При этом объем спроса на товары с низкими ценами возрастает, а на товары с высокими цепами снижается. Если, например, цена на кофе увеличивается, а на чай остается неизменной, либо на кофе увеличивается в большей степени, чем на чай, то часть потребителей для снижения расходов будет переключаться с покупок абсолютно или относительно подорожавшего кофе на более дешевый чай.

Эффект дохода состоит в том, что покупатель при более низкой цене может приобрести больше данного товара и увеличить объем спроса на него, не сокращая покупки других товаров. В этом случае речь идет о повышении покупательной способности и реального дохода потребителя (в целом на свой номинальный денежный доход он покупает больше товаров), а не о замене одного товара другим. Например, более низкая цена на чай приведет к тому, что потребитель сможет приобрести его больше на ту же денежную сумму, что и раньше. При этом он не сократит покупки других товаров. Соответственно увеличение цены на чай приведет к сокращению его покупок, к снижению реального дохода потребителя.

Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, предпочтения, которые он не желает изменять. Так, если цена на кофе повысилась, а на чай осталась неизменной, то потребитель может не захотеть изменять своим вкусам и привычкам и заменять кофе чаем. Тогда эффект замещения не будет действовать. Однако в этом случае проявится эффект дохода, так как потребитель вынужден будет при прежнем денежном доходе сократить в той или иной степени другие свои покупки.

Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться незначительно, если у данного товара нет заменителей или их очень мало (например, соль).

Эффект дохода будет проявляться в меньшей степени, если изменяется цена на сравнительно дешевый товар, так как в этом случае его покупки существенно не изменятся (например, спички, шариковые авторучки и т.д.). При изменении цены на дорогой товар количественное воздействие эффекта дохода будет больше и объем спроса изменится значительнее.

Тема 7. Издержки производства и прибыль предприятия










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...